Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2011 г. N 13АП-1393/2011
г. Санкт-Петербург
16 марта 2011 г. |
Дело N А56-47041/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1393/2011) Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2010 по делу N А56-47041/2010 (судья Звонарева Ю.Н.), принятое
по заявлению ООО "Скартел"
к Пулковской таможне
о признании незаконным решения, недействительным требования
при участии:
от заявителя: Маслов А.В. по доверенности от 11.01.2011 N 8-01/11
от ответчика: Котенко Ю.В. по доверенности от 31.12.2010 N 19-18/14493, Стеценко С.В. по доверенности от 30.12.2010 N 19-18/14447
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Скартел" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Пулковской таможни (далее - таможня, таможенный орган) по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных заявителем по грузовой таможенной декларации (ГТД) N 10221010/010310/0004473, признании недействительным требования таможни об уплате таможенных платежей от 13.08.2010 N 208 и обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем зачета излишне уплаченных денежных средств в счет будущих таможенных платежей.
Решением от 30.11.2010 суд удовлетворил требования заявителя.
В апелляционной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда от 30.11.2010 и принять по делу новый судебный акт, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы таможня указывает, что уровень заявленной декларантом таможенной стоимости значительно ниже ценовой информации находящейся в распоряжении таможенного органа, а именно: электронных баз данных по сделкам с идентичными/однородными товарами. Кроме того, по мнению таможенного органа, платежи за расторжение договора в размере 416 200, 00 долларов США относятся к косвенно уплачиваемым покупателем продавцу платежам, так как Законом "О таможенном тарифе" указанно на допустимость любой формы платежа; правовой природой такого штрафа является косвенный платеж продавцу товаров при согласовании цены сделки.
Представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, а представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит - отказать.
Законность и обоснованность решения суда от 30.11.2010 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что ООО "Скартел" (покупатель) на основании соглашения о поставке оборудования от 15.04.2008, заключенного с корпорацией "АЗУСТек Компьютер" (Тайвань) (продавец), по ГТД N 10221010/010310/0004473, ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - телекоммуникационное оборудование, определив его таможенную стоимость "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
Для подтверждения таможенной стоимости товаров в таможню обществом представлены документы, предусмотренные Приказом ФТС от 25.04.2007 N 536 в том числе: соглашение о поставке оборудования от 15.04.2008 с дополнительными соглашениями, экспортная декларация, инвойс.
Выпуск товара произведен таможней под обеспечение уплаты таможенных платежей.
После анализа представленных документов, таможенный орган запросил у общества в подтверждение обоснованности заявленной таможенной стоимости товаров дополнительные документы (прайс-лист производителя товара, счета-фактуры по реализации ранее ввезенных товаров).
По запросу таможенного органа общество представило запрашиваемые таможней документы.
Таможня, не согласившись с заявленной декларантом таможенной стоимостью товаров, самостоятельно произвела корректировку таможенной стоимости, определив ее по "резервному методу" и выставила обществу требование от 13.08.2010 N 208 об уплате доначисленных таможенных платежей в сумме 2508649,47 руб.
Считая решение таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товаров и требование незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции признал жалобу таможни, не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок исчисления таможенных платежей регламентируется главой 28 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (пункт 1).
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (пункт 2 статьи 323 ТК РФ).
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров (пункт 3 статьи 323 ТК РФ).
Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений (пункт 4 статьи 323 ТК РФ).
Основные принципы определения таможенной стоимости товаров сформулированы в статье 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1).
По смыслу пункта 2 статьи 12 Закона N 5003-1 первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 этого Закона. При этом статья 19 Закона N 5003-1 применяется с учетом положений статьи 19.1 данного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 5003-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона N 5003-1.
В пункте 2 статьи 19 Закона N 5003-1 приведен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товаров неприменим.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ таможенный орган не представил доказательств наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Закона N 5003-1 оснований, препятствующих применению Обществом метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В целях обоснования правомерности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.2007 N 536 (далее - Перечень).
Материалы дела содержат документы, подлежащие представлению для подтверждения избранного обществом метода определения таможенной стоимости, которые были представлены декларантом в таможенный орган с учетом дополнительных документов по запросу таможни.
Суд первой инстанции в порядке статьи 71 АПК РФ исследовал документы, представленные обществом при таможенном оформлении, так и дополнительно представленные по запросу таможенного органа, дал им надлежащую правовую оценку и сделал правильный вывод о том, что декларант представил полный пакет документов по спорной ГТД, который подтверждает заявленную таможенную стоимость товаров, сведения указанные в документах являются количественно определенными и достоверными, содержат необходимую информацию о цене товара, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты.
Доводы таможни об отнесении платежа за расторжение договора в размере 416 200 долларов США к косвенно уплачиваемым покупателем продавцу платежам отклоняются апелляционным судом. Содержание и назначение произведенного обществом платежа, именно как штрафной санкции за отказ от исполнения заказа, предусмотрено условиями заключенного обществом Соглашения о поставке оборудования и не может быть отнесено к платежам за товар.
Из материалов дела видно, что 15 апреля 2008 между Общества и корпорацией ASUStek Computer Inc. заключено Соглашению о поставке оборудования. Согласно пункту 5.1. Соглашения поставка оборудования осуществляется на основании заказов. Пунктом 5.3 означенного Соглашения определено, что "при отмене заказа АЗУС вправе взыскать штраф со Скартела в размере 20% от общей стоимости отмененного заказа".
23 мая 2008 Обществом размещен заказ N Asus 08-0002 на поставку телекоммуникационного оборудования. Во исполнение заказа Обществу на территорию Российской Федерации поставлено оборудование, которое оформлено по ГТД NN 10221010/270409/0009596, 10221010/180609/0014465, 10221010/130709/0016791, 10221010/050809/0019176, 10221010/200809/0020587.
25 февраля 2009 между Обществом и ASUStek Computer Inc. было заключено дополнительное соглашение N 3, которым стороны расторгли частично заказ N Asus 08-0002. При этом согласно пункту 3 указанного дополнительного соглашения Заявитель обязался выплатить поставщику штраф за частичный отказ от оборудования в размере 416 200, 00 долларов США. Штраф уплачен обществом в полном объеме. К тому же, согласно пункту 5 дополнительного соглашения стороны решили изменить цену на оставшуюся часть оборудования со 176 долларов США за единицу до 150 долларов США.
Следовательно, цена товара, ввезенного общество, установлена пунктом 5 дополнительного соглашения N 3 и составляет 150 долларов за единицу товара.
Цена товара по своей правовой природе относится к денежному обязательству по оплате товара. Неустойка (штраф) в размере 416 200, 00 долларов США не относится к цене товара, поскольку является способом обеспечения исполнения обязательства в рамках Соглашения и мерой ответственности за частичный отказ от оборудования по заказу N Asus 08-0002, что предусмотрено пунктом 5.3. Соглашения.
Таким образом, штраф не может быть отнесен к стоимости (цене) товара и включен в таможенную стоимость.
Довод таможни о том, что снижение установленной контрактом цены противоречит условиям контракта (пункт 4.1.), отклоняется судом апелляционным судом, как противоречащий нормам гражданского законодательства.
Признание свободы договора относится к основным началам гражданского законодательства (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Заключение дополнительного соглашения N 3, которым изменена цена на оставшуюся часть оборудования со 176 долларов США за единицу до 150 долларов США является правом сторон, свидетельствует о наличии взаимного волеизъявления и соответствует принципу свободы договора.
Таможенный орган не представил доказательства и не обосновал невозможность использования представленных обществом документов при определении цены сделки, и соответствующие объяснения декларанта не опровергнул.
Суд первой инстанции обоснованно признал решение таможенного органа по корректировке таможенной стоимости незаконным, и обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем зачета излишне уплаченных денежных средств в счет будущих таможенных платежей.
Поскольку корректировка таможенной стоимости товара, ввезенного по ГТД N 10221010/010310/0004473, произведена таможней необоснованно, то у таможенного органа не имелось законных оснований для направления в адрес общества требования об уплате таможенных платежей от 13.08.2010 N 208.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2010 по делу N А56-47041/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Пулковской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6290/2008
Истец: Заместитель прокурора Приморского края
Ответчик: ООО "Спасское Молоко", ООО "Мясоперерабатывающий завод "Дальний", ИП Товмасян Евранд Мергелович, ИП Самойленко Людмила Власовна, ИП Кравченко Галина Антоновна, ИП Грибанов Игорь Юрьевич, Администрация Спасского муниципального района
Третье лицо: ООО "Элитум", МУ дополнительного образования детский оздоровительный лагерь "Горный"
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1393/2011