г. Владивосток |
Дело N А51-8885/2008 6-265 |
17 марта 2009 г. |
N 05АП-2840/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 12.03.2009. Постановление в полном объеме изготовлено 17.03.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.В. Шевченко
судей: И.Л. Яковенко, Н.А. Скрипка
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.И. Граждан
при участии:
стороны не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Пожарского муниципального района
на решение Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2008
по делу N А51-8885/2008 6-265, принятое судьей Е.А. Медовой
по иску Администрации Пожарского муниципального района
к Департаменту финансов Приморского края
о взыскании 33 495 руб. 40 коп.
установил: Администрация Пожарского муниципального района (далее истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту финансов Администрации Приморского края (далее ответчик) о взыскании 33 495 руб. 40 коп. на финансирование расходов, возникших в результате реализации закона Приморского края от 14.02.1996 г. N 30-КЗ "О социальном статусе учителя".
Решением суда от 28.10.2008 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация Пожарского муниципального района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указала, что ответчик не направлял истцу отзыв на иск, в вязи с чем истец не имел возможности подготовить мотивированные возражения. Полагает, что именно ответчик должен был предоставить доказательства финансирования администрации средствами на реализацию закона "О социальном статусе учителя". Также сослался на судебную практику по аналогичным спорам, в соответствии с которой требования удовлетворялись.
Стороны в судебное заседание не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 АПК ФР.
Исследовав материалы дела и апелляционную жалобу Администрации, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Решением от 09.06.2008 Мирового судьи судебного участка N 85 Пожарского района Приморского края по делу N 2-1025/2008 по иску Черной Светланы Викторовны к Администрации Пожарского муниципального района о взыскании задолженности по надбавкам за квалификационную категорию по статусу учителя, материальной помощи, денежной компенсации, с Администрации Пожарского муниципального района в пользу Черной Светланы Викторовны была взыскана задолженность за квалификационную категорию по статусу учителя, в том числе материальная помощь, а также индексация по ставке рефинансирования, индексация с учетом роста потребительских цен, всего на сумму 29 510 руб. 10 коп., компенсация морального вреда в сумме 500 руб., оплата услуг представителя в сумме 2500 руб. и государственная пошлина в сумме 985 руб. 30 коп.
Администрация Пожарского муниципального района, обратившись в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с Департамента финансов Приморского края 33 495 руб. 40 коп. расходов по исполнению Решения от 09.06.2008 г. Мирового судьи судебного участка N 85,
сослалась на то, что в 1996 - 2000 годах финансирование расходов истца по выплате надбавки за квалификационную категорию по статусу учителя, введенной Законом Приморского края от 14.02.1996 г. N 30 - КЗ "О социальном статусе учителя", за счет краевого бюджета не производилось.
Статьей 4 Закона Приморского края "О социальном статусе учителя" N 30-КЗ от 14.02.1996 установлены дополнительные надбавки к заработной плате учителей.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 41 ФЗ РФ "Об образовании" от 10.07.92 N 3266-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Заработная плата, в том числе и различного рода доплаты к ней отнесены к обязательствам выплаты, обязанность финансирование которых возлагается на учредителя образовательного учреждения.
При этом как в федеральном бюджете, так и в бюджете субъектов Российской Федерации предусматриваются расходы на нужды образования, в том числе и для финансирования муниципальных образовательных учреждений.
Согласно пункту 3 статьи 3, пункту 14 статьи 29 ФЗ РФ "Об образовании" к компетенции субъекта Российской Федерации в области образования относится установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
Статьей 4 Закона ПК "О социальном статусе учителя" от 14.02.1996 N 30 - КЗ, действовавшего в спорный период, установлены дополнительные льготы, гарантии и доплаты учителям, осуществляющим деятельность на территории субъекта, финансирование которых производится согласно пункту 2 статьи 5 указанного Закона за счет средств краевого бюджета.
Законами Приморского края о краевом бюджете на 1996, 1997, 1999, 2000 на реализацию закона Приморского края "О социальном статусе учителя"
было предусмотрено выделение денежных средств в размерах 40 000 млн. руб., 73 775 млн. руб., 40 000 млн. руб., 44 553 млн. руб. соответственно. В бюджете 1998 года отдельной строкой финансирование на реализацию закона N 30-К предусмотрено не было.
Действие пунктов 2, 3 статьи 4, статьи 5 Закона "О социальном статусе учителя" было приостановлено на 2001-2003 годы на основании приложения N 10 к Закону Приморского края от 20.04.2001 N 135-КЗ, N 9 к Закону Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ, N 6 к Закону Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ о краевом бюджете.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации, статьи федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ разделение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области социальной защиты производится по уровню государственной власти, принявшей соответствующее решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные законами субъектов являются реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию полномочий должно осуществляться из бюджета субъекта путем перечисления средств нижестоящим бюджетам.
Законом Приморского края "О социальном статусе учителя" прямо предусмотрено, что реализация пунктов 2, 3 статьи 4 Закона для государственных и муниципальных образований производится за счет средств краевого бюджета.
Пункт 2 статьи 38 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" предусматривает, что увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Документов, подтверждающих исполнение бюджета за 1996-2000 годы в части реализации названного Закона "О социальном статусе учителя", доказательств фактического выделения из краевого бюджета истцу в спорный период достаточных денежных средств на реализацию этого Закона ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные в результате действий (бездействий) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией или соответствующими субъектами РФ. Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный в результате действий (бездействий) государственных органов возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации или казны субъекта РФ.
Департаменту финансов администрации Приморского края на основании
постановления Администрации Приморского края N 333 от 04.11.2003 переданы функции по формированию и исполнению бюджета Приморского края, проведению единой инвестиционной, финансовой, бюджетной, налоговой политики в Приморском крае, осуществлению общим руководством организации финансов в Приморском крае. Согласно пункту 2 "Положения о Департаменте финансов администрации Приморского края", утвержденного Постановлением губернатора Приморского края N 728 от 25.09.2001, Департамент выступает от имени казны Приморского края, следовательно, является главным распорядителем бюджетных средств Приморского края и отвечает по долгам казны.
Поскольку органы государственной власти субъекта РФ - Приморского края не обеспечили финансовыми средствами муниципальное образование Пожарский район для реализации в полном объеме Закона ПК "О социальном статусе учителя", а последний в связи с этим не смог надлежащим образом профинансировать муниципальное образовательное учреждение, в соответствии с частью 3 статьи 125, статьи 1069 ГК РФ исковые требования подлежали удовлетворению за счет казны субъекта РФ - Приморского края в лице ее финансового органа.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем госпошлина, уплаченная Администрацией Пожарского муниципального района по платежному поручению N 1170 от 13.11.2008, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2008 по делу N А51-8885/2008 6-265 отменить.
Взыскать с Департамента финансов Администрации Приморского края, расположенного по адресу: 690110, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 22, за счет казны субъекта федерации Приморский край в пользу Администрации Пожарского муниципального района, расположенной по адресу: 692001, Приморский край, пгт. Лучегорск, общественный центр, зд. 1, убытки в сумме 33 495 (тридцать три тысячи четыреста девяносто пять) руб. 40 коп., а также расходы по госпошлине по иску в сумме 1 340 (одна тысяча триста сорок) руб.
Выдать исполнительный лист.
Возвратить Администрации Пожарского муниципального района из федерального бюджета 1 000 (одна тысяча) руб. уплаченной госпошлины при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 1170 от 13.11.2008.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
С.В. Шевченко |
Судьи |
И.Л. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8885/2008
Истец: Администрация Пожарского муниципального района
Ответчик: Департамент финансов Администрации ПК
Третье лицо: Администрация Пожарского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2840/2008