г. Владивосток |
Дело N 636-216 |
26 марта 2009 г. |
N 05АП-47/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 24.03.2009. Полный текст постановления изготовлен 26.03.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.Ю. Ротко
судей: Н.И. Фадеевой, И.Л. Яковенко
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.И. Граждан
при участии в заседании:
от истца - Барилко А.В. (удостоверение N III 001529 от 01.11.2007, доверенность N 609 от 06.10.08г.);
от ответчика - Елизарьев С.В. (паспорт 0503 N 881575, доверенность N 14/05-09 от 01.01.2009); Курбала Л.М. (паспорт 0508 N 544901, доверенность N 14/57-08 от 01.12.2008);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Находканефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Приморского края
от 24.11.2008 по делу N А51-7319/2008 36-216, принятое судьей А.В. Буровым
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога"
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Находканефтепродукт"
о взыскании 7922 руб. 88 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Находканефтепродукт" с иском о взыскании 7922 руб. 88 коп., составляющих плату, предусмотренную статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за пользование вагонами, прибывшими в адрес ответчика на станцию назначения Крабовая и простоявшими в ожидании их приема грузополучателем вследствие невозможности их подачи под выгрузку.
Решением суда от 24.11.2008 исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены в части 7554 руб. 25 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что факт простоя вагонов по вине ответчика подтверждены материалами дела. Выводы суда первой инстанции основаны на оценке актов общей формы, ведомостей подачи-уборки вагонов, натурных листов, договора N 355 от 30.11.2006.
Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда, общество с ограниченной ответственностью "РН-Находканефтепродукт" просит его отменить как незаконное и необоснованное. По мнению заявителя апелляционной жалобы, представленные истцом доказательства не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании общество с ограниченной ответственностью "РН-Находканефтепродукт" в судебном заседании в лице своего представителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Истец в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании суда апелляционной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно доводов апелляционной жалобы, просил состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих доводов истец указывал, что судом дана надлежащая оценка актам общей формы, подтверждающим факт простоя вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, которые оформлены истцом в соответствии с действующим законодательством; а также что ответчик был уведомлен о подаче вагонов под выгрузку, что подтверждается доказательствами по делу.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор от 20.11.2006 N 355 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Крабовая. Договор заключен на срок до 20.09.2007 (с учетом соглашения от 28.12.2006).
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по телефонному уведомлению, которое заносится в книгу уведомлений формы ГУ-2ВЦ. О времени подачи вагонов перевозчик уведомляет владельца пути заблаговременно (с учетом протокола разногласий).
Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожные пути необщего пользования, составляет не более 32 вагонов и 16 вагонов при подаче одиночным локомотивом (пункт 8).
Пунктом 10 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлены технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов: налив, слив - 2 часа по месту слива, тарно-штучные - 2 часа 15 минут. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожного выставочного пути в течение 4 часа после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке (пункт 13). Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления Время подачи и уборки вагонов в памятке приемосдатчика осуществляется без учета приемосдаточных операций.
Пункт 11 договора предусматривает передачу ответчиком уведомления о готовности вагонов к уборке по телефону с последующей дачей письменного подтверждения.
В соответствии с пунктом 21 договора владелец уплачивает перевозчику, в том числе, плату за пользование вагонами перевозчика, а также несет ответственность, предусмотренную статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Плата вносится по ведомостям на подачу и уборку вагонов и актам общей формы.
Установлено, что с 18.06.2007 по 18.07.2007, 20.07.2007, 01.08.2007, 05.08.2007, 15.08.2007 в адрес общества с ограниченной ответственностью "РН-Находканефтепродукт" на станцию Крабовая прибывали вагоны, которые длительное время находились на путях станции Крабовая вследствие невозможности подачи их под выгрузку по причине занятости фронта выгрузки свыше технологического времени.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке. Владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату (статья 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Статья 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
В соответствии со статьей 62 Устава и пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, вагоны снимаются с простоя в момент их фактической передачи ветвевладельцем на выставочных путях станции на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, расчет производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.
Анализ указанных выше статей следует, что для привлечения к ответственности лица, виновного в простое вагонов на путях необщего пользования, являются памятки приемосдатчика, акты общей формы и ведомости на подачу и уборку вагонов.
Истцом в подтверждение указанных обстоятельств представлены: ведомости подачи и уборки вагонов N N 901286, 901282, 901284, 901280, 901281, 901374, 901467, 901438, 901544, памятки приемосдатчика N N 805100, 805213, 804738, 804610, 804615, 804746, акты общей формы N N 604052, 600404, 604052, 604051, 604054, 600437, 604046, на основании которых перевозчик начислил владельцу плату за пользование вагонами в размере 7922 руб. 88 коп., предусмотренную статями 39 и 43 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (счета N N 150 от 17.09.2007, 143 от 27.08.2007).
В соответствии с параграфом 87 Инструкции но ведению станционной коммерческой отчетности N ЦФ-3504 (далее Инструкция) расчет платы за пользование и штрафа за задержку вагонов по ведомости производится с учетом следующих документов: Книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку (форма ГУ-2ВЦ), Книга уведомлений о завершении грузовой операции (Форма ГУ-26 ВЦ). При этом Книга формируется на основании письменных или телефонных уведомлений в зависимости от условий договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Письменная форма уведомления о завершении грузовой операции (форма ГУ-26 ВЦ) приведена в Приложении 15 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности N ЦФ-3504 и не предусматривает подписи перевозчика и указание на время предоставления уведомления. Временем предоставления уведомления считается время окончания грузовой операции.
В силу пункта 4.1. "Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования" время нахождения под выгрузкой на путях необщего пользования исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту выгрузки до момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 901438 (л.д.15), составленной на основании памятки приемосдатчика N 805100 (л.д.17), перевозчик внес сведения о времени завершения грузовой операции - 05час.20мин. 02.08.2007. Между тем, в соответствии с уведомлением N 3786 (л.д.73) завершение грузовой операции произведено в 02 час. 00 мин. 02.08.2007.
По ведомости подачи и уборки вагонов N 901467 (л.д.20) перевозчиком взыскивается плата по акту общей формы N 600408 (л.д.129) за простой 8 цистерн с топливом ТС-1 на станции Крабовая в период с 13 час. 30 мин. по 16 час. 40 мин. 05.08.2007 (памятка уборки N 805213 л.д.23). Между тем, согласно уведомлению N 3870 (л.д.81) грузовые операции 8 порожних цистерн завершены 15 час. 40 мин. 05.08.2007, которое перевозчик обязан был занести в памятку на уборку N 805213.
Из ведомости подачи и уборки вагонов N 901374 (л.д.24) следует, что перевозчик при составлении памятки на уборку 29 в/ц N 804755 о завершении грузовых операций в 15 час. 00 мин. 21.07.2007. Между тем, фактический период завершения грузовой операции составил с 08 час.10 мин. по 11 час. 40 мин. 21.07.2007г., о чем перевозчику передано уведомление N 3547 (л.д.60).
По ведомости подачи и уборки вагонов N 901544 перевозчиком начислена плата за пользование вагонами, в том числе по акту общей формы N 600437 (л.д.124) за простой вагонов на станции Крабовая в ожидании их подачи под выгрузку.
В соответствии с пунктом 16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 29 и пунктом 5 Договора, Перевозчик уведомляет грузополучателя о времени подачи вагонов к месту их выгрузки не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов в полном соответствии с. формой ГУ-2ВЦ.
Согласно уведомлению формы ГУ-2 ВЦ о сформировании подачи и готовности подать 15 цистерн в 05 час. 30 мин. 15.08.2007, поданному перевозчиком в 03 час. 30 мин. 15.08.2007, на момент подачи уведомления фронт выгрузки был свободен и фактически 15 вагонов были поданы в 05 час. 20 мин. 15.08.2007 (памятка приемосдатчика на подачу N 805100). Следовательно, простой 15 вагонов на станции Крабовая с 03 час. 10 мин. по 03 час. 30 мин 15.08.2007, о котором указано, отсутствовал, поскольку эти вагоны на то время не были готовы к подаче, и поданы не позднее срока, указанного в уведомлении по форме ГУ-2 ВЦ.
Таким образом, перевозчик, в нарушение установленного порядка, внес в памятки на уборку N N 805100, 80521, 804755 с последующим занесением в ведомость подачи и уборки вагонов N 901438, 901467, 901374 недостоверные сведения. Следовательно, составление актов общей формы N N 600408,600404, 600437 является неправомерным.
Акты общей формы актам общей формы N N 600352, 600354, 600360, 600361, 600362 составлены перевозчиком ввиду простоя вагонов на станционных путях о вине грузополучателя - невыполнение им условий договора (уменьшение фронта выгрузки).
Установлено, что на эстакаде ж/д пути N 5 фронта выгрузки ответчика в период с 16.07.2007 по 18.07.2007 ответчика производились ремонтные работы, направленные на устранение технических неисправностей и недопущение возникновения аварийных ситуаций. С этой целью часть эстакады, предназначенной для слива 6 цистерн, была выведена из рабочего состояния, о чем перевозчик был письменно уведомлен.
При этом, уменьшив объемы слива на одном пути (выведены 6 приборов), ответчик увеличил их на другом пути более чем в два раза (был временно введен в эксплуатацию фронт выгрузки на 15 цистерн дизельного топлива на ж/д пути N 4).
Суд апелляционной инстанции считает, что акты общей формы за простой вагонов на станции в виду уменьшения фронта выгрузки составлены необоснованно, поскольку перевозчик оформил простой по формальным признакам нарушения грузополучателем условий договора.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая вопрос о простое поступивших в адрес истца вагонов, арбитражный суд первой инстанции в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской не давал правовой оценки представленным уведомлениям, в которых перевозчиком зафиксировано время готовности вагонов к уборке. Принимая во внимание представленные истцом доказательства, и считая их надлежащими, арбитражный суд первой инстанции в то же время не мотивировал, по каким основаниям им при рассмотрении спорного вопроса не учитывались представленные ответчиком доказательства.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" в части взыскания 7554 руб. 25 коп. платы за пользование вагонами также не подлежат удовлетворению, что в силу пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения состоявшегося по делу решения суда.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.11.2008 по делу N А51-7319/2008 36-216 изменить.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" в части взыскания 7554 руб. (семь тысяч пятьсот пятьдесят четыре) 25 коп. платы за пользование вагонами отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Приморского края от 24.11.2008 по делу N А51-7319/2008 36-216 оставить без изменений.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
Н.И. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7319/2008
Истец: ОАО Российские железные дороги филиал ДВЖД
Ответчик: ООО "РН-Находканефтепродукт"
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-47/2009