г. Владивосток |
Дело |
14 апреля 2009 г. |
N А24-5369/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 апреля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю.Еремеевой,
судей: Г.А.Симоновой, З.Д.Бац,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Агапитовой О.А.,
при участии:
от заявителя: Зуева В.В., представитель по доверенности N 02/510 от 19.12.2008,
от ответчика: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому
на решение от 24.12.2008
судьи А.М.Сакун,
по делу N А24-5369/2008 Арбитражного суда Камчатского края,
по заявлению Закрытого акционерного общества рыболовецкое предприятие "Акрос"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество рыболовецкое предприятие "Акрос" (далее - ЗАО РП "Акрос", Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому (далее - налоговая инспекция), выразившихся в оставлении без рассмотрения уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, направленные с сопроводительным письмом N 02/345 от 14.08.2008 и об обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения прав Заявителя - зарегистрировать изменения в учредительные документы Общества по изменению адреса "Коммерческого представительства закрытого акционерного общества рыболовецкого предприятия "АКРОС" в городе Москве".
На основании пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции протокольным определением от 19.12.2008 принял изменение предмета заявленных требований, в соответствии с которым Общество просило признать незаконными действия налоговой инспекции по оставлению без рассмотрения уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, направленные с сопроводительным письмом N 02/345 от 14.08.2008.
Решением суда от 24.12.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд также обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Налоговая инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, вследствие неправильного применения норм материального права. Заявитель жалобы считает, что поскольку в уведомлении, представленным Обществом по форме N Р13002 не отмечена причина внесения в ЕГРЮЛ сведений о представительстве юридического лица, то в данном случае осуществление деятельности через обособленное подразделение по новому адресу организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения, о чем Общество было уведомлено письмом инспекции от 01.09.2008 N 05-05/22063.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому, извещенная надлежаще явку представителя в суд не обеспечила. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса.
Представитель ЗАО РП "Акрос" в судебном заседании возразил на доводы апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно материалам дела, решением совета директоров ЗАО РП "Акрос" от 11.08.2008 приняты изменения, вносимые в устав Общества относительно местонахождения его коммерческого представительства "Коммерческое представительство закрытого акционерного общества - рыболовецкого предприятия "Акрос".
В связи с изменением места нахождения указанного коммерческого представительства Общество 14.08.2008 направило в Налоговую инспекцию с сопроводительным письмом N 02/345 уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002), с приложением лист "Б", протокол заседания совета директоров Общества от 11.08.2008, изменения вносимые в Устав Общества, платежное поручение от 23.07.2008 N 3232, которые получены налоговой инспекцией 19.08.2008.
По результатам рассмотрения представленных документов Налоговая инспекция уведомила Общество письмом N 05-05/22063 от 01.08.2008 об оставлении представленного Обществом уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица без рассмотрения.
Общество, не согласившись с указанными действиями Налоговой инспекции, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела, доводы жалобы, отзыв на нее, и пояснения лица, участвующего в деле, по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает выводы арбитражного суда первой инстанции соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) указаны документы, представляемые в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, как связанных, так и не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. В частности, для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что изменения вносимые в учредительные документы юридического лица соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения содержащиеся в этих документах и в заявлении достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган также представляются: решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной Правительством РФ; в заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительный документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, установлен в статье 18 Закона N 129-ФЗ, а именно, представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона N 129-ФЗ.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 129-ФЗ установлено, что в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись, в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись.
В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Главой VIII Закона N 129-ФЗ предусмотрены случаи отказа в государственной регистрации. Согласно пунктом 5 статьи 23 указанного Закона решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Процедура государственной регистрации отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также ведение государственных реестров юридических лиц определена Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ, по смыслу статьей 8, 9, 11, 23 которого государственная регистрация юридических лиц, в том числе изменений в их учредительные документы носит заявительный характер.
При этом нормы указанного Федерального закона устанавливают, что по результатам рассмотрения представленных заявлений регистрирующий орган выносит решение о регистрации либо об отказе в регистрации.
Ни нормами Федерального закона N 129-ФЗ, ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрено право регистрирующего органа выносить уведомления об оставлении заявлений без рассмотрения и возвращения представленных заявлений.
Направленное заявителю уведомление от 01.09.2008 также не содержат указаний на какие-либо нормативно-правовые акты, на основании которых они были вынесены, между тем в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействия).
Ссылка в уведомлении налоговой инспекции от 01.09.2008 на разъяснения к Разделу III "Об учете в налоговых органах российских юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений" Методических указаний "О некоторых вопросах по учету российских организаций в налоговых органах", судебной коллегией не учитывается, поскольку не является нормативным правовым актом и не влечет правовых последствий в силу пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 (в редакции от 28.06.2005) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", так как данные Методические указания не зарегистрировано в Минюсте РФ и не опубликованы в установленном порядке.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда о том, что ответчиком совершены действия по внесению уведомления об оставлении заявления без рассмотрения не предусмотрены ни Федеральным Закона N 129-ФЗ, ни каким-либо иным нормативно-правовым актом.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому об оставлении документов без рассмотрения, как противоречащие Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также нарушающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд также обоснованно обязал налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24.12.2008 по делу N А24-5369/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю.Еремеева |
Судьи |
З.Д.Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5369/2008
Истец: ЗАО рыболовецкое предприятие "Акрос"
Ответчик: ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому