г. Владивосток |
Дело |
17 июня 2009 г. |
N А51-10843/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 июня 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: С.В. Шевченко
судей: Н.А. Скрипки, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания: К.И. Граждан
при участии:
от ОАО "Спасскцемент" - Попельницкая Н.Н. (паспорт 0502 N 810376, дов. от 08.12.2008),
от ОАО "Российские железные дороги" - Белоусова О.А. (паспорт 0804 N 126817, дов. N 623 от 13.10.2008).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Спасскцемент"на решение от 27.02.2009
судьи А.А. Хижинского
по делу N А51-10843/2008 Арбитражного суда Приморского края
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ОАО "Спасскцемент"
о взыскании 714 930 руб. 85 коп.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к ОАО "Спасскцемент" о взыскании 714 930 руб. 85 коп., составляющих плату за пользование вагонами за время простоя на промежуточных станциях по причине неприема грузополучателем в силу занятости фронта погрузки.
Решением от 27.02.2009 с ОАО "Спасскцемент" в пользу ОАО "Российские железные дороги" взыскано 714 930 руб. 85 коп. платы за пользование вагонами.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Спасскцемент" обратилось в суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя решение суда, ОАО "Спасскцемент" просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что все извещения направлены ответчику после окончания срока задержки. Полагает, что распоряжения на бросание поездов не могут служить надлежащим доказательством вины ответчика в задержке, поскольку составлены с нарушениями пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС от 18.06.2003 N 26. Считает, что не могут служить доказательством вины ответчика акты общей формы, поскольку составлены на основании имеющих существенные пороки распоряжений. Не согласен с выводом суда о том, что стороны пунктами 21, 26 договора согласовали применение Тарифного руководства N 2 при определении размера и порядка взимания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Истец считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение проверяется в порядке ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, апелляционная инстанция считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что 29.03.2007 между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "Спасскцемент" (владелец) на период со 02.04.2007 по 01.04.2012 заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Старый Ключ.
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению по телефону.
Пунктом 9 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов 10 часов 25 минут на подачу порожних вагонов и 6 часов 40 минут на смешанную подачу порожних и груженных вагонов в размере, установленном пунктом 8 настоящего договора. Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более: 40 порожних вагонов или 25 груженных и порожних вагонов (п. 8 договора).
Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожного выставочного пути владельца в течение 22 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке (пункт 11).
В соответствии с пунктом 21 договора владелец уплачивает перевозчику сборы за подачу и уборку вагонов, за пользование вагонами перевозчика и другие сборы и штрафы, предусмотренные действующими положениями.
В пункте 19 договора стороны определили, что подача вагонов с грузами, не принадлежащими владельцу, в разовом порядке производится по письменному договору между владельцем пути необщего пользования, грузополучателем, грузоотправителем и перевозчиком.
Установлено, что в период с 21.11.2007 по 26.12.2007 в адрес ОАО "Спасскцемент" на станцию Бурлит-Волочаевский прибыли вагоны N 52965464, N 52732989, которые длительное время находились на путях по причине неприема указанных вагонов в результате сверхнормативного наличия цементовозов на станции назначения.
В период с 22.11.2007 по 21.12.2007 на станции Лесозаводск-1 произошла задержка вагона N 53105268, N 56574700, N 56574874, N 52733300, N 24071110, N 58961244, N 58961251, направленного в адрес ответчика в составе поезда N3322, по причине неприема указанного состава грузополучателем из-за занятости фронта погрузки на станции назначения.
В период с 30.11.2007 по 05.12.2007 на станции Мучная произошла задержка вагонов N 52988425, N 56645401, N 52989118, N 52727088, N 53122859, N 53143889, N 53134953, N 56933278, N 56926058, N 53494555, N 53462438, N 52824513, N 56933625, направленных в адрес ответчика в составе поезда N 3601 по причине неприема грузополучателем из-за занятости фронта выгрузки на станции назначения.
В период с 23.11.2007 по 07.12.2007 на станции Ипполитовка произошла задержка вагонов N 53603981, N 56028467, N 52808748, N 53540738, N 56038870, N 56038854, N 56028533, направленных в адрес ответчика в составе поезда N 3371, по причине неприема грузополучателем из-за занятости фронта погрузки на станции назначения.
В период с 20.11.2007 по 23.12.2007 на станции Бурлит-Волочаевский произошла задержка вагона N 58989856, направленного в адрес ответчика в составе поезда N 3404, по причине неприема грузополучателем из-за сверхнормативного наличия цементовозов на станции назначения.
В период с 29.11.2007 по 07.12.2007 на станции Лазо произошла задержка вагонов в количестве 21 штуки, направленных в адрес ответчика в составе поезда N 3422, по причине неприема грузополучателем из-за занятости фронта погрузки на станции назначения.
В период с 27.11.2007 по 14.12.2007 на станции Лучегорск произошла задержка вагонов N 59547661, N 58953407, N 58962846, N 58962887, направленных в адрес ответчика в составе поезда N 3404, по причине неприема грузополучателем из-за занятости фронта погрузки на станции назначения.
В период с 09.11.2007 по 17.11.2007 на станции Эбергард произошла задержка вагона N 52662160, направленного в адрес ответчика в составе поезда N 3422, по причине неприема грузополучателем из-за занятости фронта погрузки на станции назначения.
В период с 22.11.2007 по 21.12.2007 на станции Лесозаводск-1 произошла задержка вагонов N 58962903, N 59485607, N 58962838, N 58989823, направленных в адрес ответчика в составе поезда N 3322, по причине неприема грузополучателем из-за занятости фронта погрузки на станции назначения.
В период с 28.11.2007 по 29.11.2007 на станции Звеньевой произошла задержка вагонов в количестве 18 штук, направленных в адрес ответчика в составе поезда N 3422, по причине неприема грузополучателем из-за занятости фронта погрузки на станции назначения.
В подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, представлены: дорожные ведомости; акты общей формы N 600008 от 21.11.2007, N 607037 от 27.12.2007, N 600046 от 22.11.2007, N 607031 от 22.12.2008, N 610032 от 30.11.2008, N 607015 от 05.12.2007, N 600094 от 23.11.2007, N 607023 от 08.12.2007, N 600007 от 20.11.2007, N 607033 от 24.12.2007, N 600173 от 29.11.2007, N 607020 от 07.12.2007, N 600470 от 27.11.2007, N 607025 от 15.12.2007, N 600022 от 09.11.2007, N 607027 от 18.12.2007, N 600046 от 22.11.2007, N 607030 от 22.12.2007, N 60007 от 28.11.2007, N 607021 от 07.12.2007, составленные по факту простоя вагонов в ожидании подачи из-за занятости фронта выгрузки, от подписания которых представитель ответчика отказался; распоряжения на бросание вагонов и распоряжение на поднятие вагонов, памятки приемосдатчика.
На основании актов общей формы истец начислил ответчику плату за пользование вагонами в сумме 714 930 руб. 85 коп., предусмотренную статьей 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Отказ ответчика от уплаты послужил основанием для обращения ОАО "Российские железные дороги" с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами.
Как следует из пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России 18.06.2003 (далее- Правила эксплуатации), основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Аналогичный порядок оформления задержки вагонов предусмотрен Методическими рекомендациями по оформлению ОАО "Российские железные дороги" задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО "Российские железные дороги" от 08.09.2004 N 3263р (далее - Методические рекомендации).
Статьями 39, 119 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003г. N 45 (далее Правила составления актов) также предусмотрено, что задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
С учетом вышеизложенного, положений статей 39, 119 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (п.3.2.4), п.п.4.5, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования судом обоснованно в качестве соответствующих доказательств приняты акты общей формы.
При этом судом принято во внимание, что ответчиком не представлено доказательств вручения ОАО "Российские железные дороги" возражений или разногласий к актам в течение суток, как того требуют положения п.3.2.4 названных Правил.
Судом отклонен довод ответчика, аналогичный доводу апелляционной жалобы о принадлежности вагонов другим собственникам и отсутствии в связи с этим оснований для взыскания платы за пользование указанными вагонами с ответчика.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания платы за пользование вагонами за время их нахождения на станции назначения в ожидании подачи под разгрузку в сумме 714 930 руб. 85 коп.
Между тем данные выводы суда сделаны без учета следующего.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть взыскана в пользу истца (ОАО "Российские железные дороги") при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагонов либо при условии наличия в договоре соглашения сторон о взимании платы за вагоны грузополучателя с определением ее размера.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" размер платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам, размер платы за пользование вагонами, принадлежащим другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками (п. 34).
Согласно разъяснениям, содержащимся в указанном пункте Постановления, плата за пользование вагонами обусловлена особым положением истца на рынке транспортных услуг, в связи с чем тарифы на оказываемые услуги устанавливаются Федеральной службой по тарифам.
Установленные тарифы могут быть распространены на иных владельцев подвижного состава в случаях, предусмотренных в соглашениях между участниками отношений по перевозке.
Вопрос о возможности применения в отношениях между сторонами Тарифного руководства N 2 при расчете платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу, должен быть согласован в договоре.
Как следует из материалов дела, в расчет исковых требований ОАО "Российские железные дороги" включило 714 930 руб. 85 коп. платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "Российские железные дороги".
Поскольку в договоре N 268 от 29.03.2007 размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, не согласован, суд апелляционной инстанции считает неправомерным удовлетворение исковых требований о взыскании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции в силу пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет состоявшееся по делу решение суда.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся истца.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2009 по делу N А51-10843/2008 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Спасскцемент" 1 000 (одну тысячу) руб. расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе. Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
С.В.Шевченко |
Судьи |
И.С. Чижиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10843/2008
Истец: ОАО Российские железные дороги филиал ДВЖД
Ответчик: ОАО "Спасскцемент"
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1480/2009