г. Владивосток |
Дело |
20 августа 2009 г. |
N А51-367/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: С.В. Шевченко
судей: К.П. Засорина, И.Л. Яковенко
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
от Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю - Безрукова М.А. (доверенность N 20-11-30/27 от 22.01.2009),
от Администрации Приморского края - Кищенкова О.А. (доверенность N 11-25/42/9 от 17.06.2009),
от Департамента финансов Приморского края - Кищенкова О.А. (доверенность N 9 от 27.02.2008).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Надеждинского муниципального района
на решение от 08.04.2009 г.
судьи Н.А. Полукарова
по делу N А51-367/2009 Арбитражного суда Приморского края
по иску КГУП "Приморский Водоканал"
к Администрации Надеждинского муниципального района, Департаменту финансов Приморского края
3 лица: Приморский край в лице Администрации Приморского края, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 3 899 руб. 40 коп.
УСТАНОВИЛ:
Истец - КГУП "Приморский Водоканал" обратилось в арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с Администрации Надеждинского муниципального района, Департамента финансов Приморского края 3 899 руб. 40 коп. расходов, понесенных истцом в 2005 году в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг (водоснабжение и водоотведение) реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, во исполнение Закона Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края".
Определением от 05.02.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Приморский край в лице Администрации Приморского края, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 08.04.09 исковые требования удовлетворены. С муниципального образования Надеждинский район взыскано 3 899 руб. 40 коп. за счет казны Надеждинского муниципального района. В иске к Департаменту финансов Приморского края отказано.
Обжалуя решение суда, Администрация Надеждинского муниципального района просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права при неполно выясненных обстоятельствах дела. Считает, что ответственность незаконно возложена на Администрацию МО Надеждинский район, поскольку согласно ст. 20 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 16.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных и финансовых ресурсов. По мнению заявителя, судом недостаточно полно исследован вопрос перечисления средств субвенций на предоставление льгот.
Администрация Надеждинского муниципального района, извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда не явилась.
КГУП "Приморский водоканал", извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда не явилось, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, коллегия рассматривает дело в отсутствие вышеуказанных сторон.
Департамент финансов Администрации Приморского края, Администрация Приморского края Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю считают решение законным и обоснованным, принятым с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просят оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, КГУП "Приморский водоканал" в период с января по декабрь 2005 года на основании договора от 20.01.2005, заключенного с Администрацией МО Надеждинский район, предоставило льготы реабилитированным лицам по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за счет собственных средств.
Сумма некомпенсированных КГУП "Приморский водоканал" выпадающих доходов составила 3 899 руб. 40 коп.
В качестве доказательств предоставления истцом льгот судом исследовались списки граждан, которым эти льготы предоставлялись, с указанием фамилий, имен, отчеств, места жительства, размера льгот.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 16 и 17 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", предусматривающих для лиц, подвергшихся политическим репрессиям, льготу по оплате коммунальных услуг.
Во исполнение указанного закона, 29.12.2004 Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 которого лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газ без доставки, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
Расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленных Законом Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ, возмещаются за счет средств краевого бюджета в порядке, устанавливаемом губернатором Приморского края.
Средства на реализацию мер социальной поддержки лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предусмотрены Законом Приморского края от 29.12.2004 N 200-КЗ "О краевом бюджете на 2005 год" в виде субвенций, передаваемых за счет средств краевого бюджета муниципальным образованиям Приморского края.
Судом установлено, что средства, перечисленные из федерального бюджета Приморскому краю на финансирование текущих расходов по реализации Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" распределены субъектом РФ по муниципальным образованиям для расчетов с поставщиками услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Факт недофинансирования либо нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств судом не установлен.
Из приложения N 17 к Закону Приморского края "О краевом бюджете на 2005 год" следует, что Надеждинскому муниципальному району субвенция на предоставление мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в части приобретения топлива и газа, оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение) была запланирована в размере 198 000 руб.
Как следует из приложения N 11 к Закону Приморского края от 14.09.2006 N 393-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2005 год" указанные средства перечислены Надеждинскому муниципальному району в запланированной сумме. Данное обстоятельство администрацией Надеждинского муниципального района не оспаривается.
Таким образом, Приморский край, как субъект РФ, обязанность по перечислению субвенций на предоставление льгот выполнил в полном объеме.
В силу положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
При исследовании представленных в материалы дела доказательств судом правомерно сделан вывод, что администрацией Надеждинского муниципального района не представлено доказательств целевого использования выделенных в 2005 году денежных средств на реализацию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В апелляционной жалобе администрация Надеждинского муниципального района также не обосновала документально порядок, период и суммы распределения полученных из краевого бюджета средств субвенций между организациями, оказывающими коммунальные услуги, причины возмещения истцу заявленных расходов не в полном объеме.
Вместе с тем, информация о расходовании субвенций на реализацию мер социальной поддержки ветеранам труда и жертвам политических репрессий за 2005 год, подписанная начальником финансового управления администрации Надеждинского муниципального района свидетельствует о том, что фактические расходы предприятий, связанные с предоставлением льгот реабилитированным, составили 198 000 руб. Указанные денежные средства поступили в администрацию Надеждинского муниципального района в полном объеме.
Поскольку факт предоставления льгот и размер убытков подтверждены материалами дела, доказательств наличия вины Администрации Приморского края, как органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в необеспеченности нижестоящего бюджета - Администрации Надеждинского муниципального района денежными средствами суду не представлено, суд первой инстанции правомерно возложил ответственность по возмещению заявленных расходов в сумме 3 899 руб. 40 коп. на муниципальное образование Надеждинский район, взыскав их на основании п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 215 ГК РФ, п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" с казны соответствующего публично - правового образования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС коллегия отклоняет в связи с необоснованностью, поскольку данное обстоятельство не подтверждено документально.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Приморского края от 08.04.2009 по делу N А51-367/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
С.В. Шевченко |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-367/2009
Истец: КГУП "Приморский водоканал"
Ответчик: Департамент финансов Администрации ПК, Администрация Надеждинского муниципального района
Третье лицо: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрация Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-982/10
27.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-982/10
30.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6514/2009
20.08.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2361/2009