г. Владивосток |
Дело N А51-6354/2008 |
21 сентября 2009 г. |
N 05АП-3796/2009, N 05АП-3669/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.09.2009.
Полный текст постановления изготовлен 21.09.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой,
судей: Т.А. Солохиной, Сидорович Е.Л.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Оноприенко О.А.
при участии:
от ООО "Эльвира" - адвокат Комогорцев В.В. по доверенности б/н от 04.10.2007 сроком на три года, удостоверение N 1623 от 11.03.2009, адвокат Базылев Д.А. по доверенности от 28.05.2007 сроком на три года, удостоверение N 1546 от 07.06.2008;
от Департамента градостроительства Приморского края - начальник отдела Оболенцева Е.В. по доверенности от 31.12.2008 N 1-10/5343, уд.N 2714, заместитель директора департамента Коваль А.В. по доверенности от 19.01.2009 сроком действия до 31.12.2009, уд. N 3187;
от ООО "Артемовский городской рынок" - представитель Загуменная Р.П. по доверенности от 07.10.2008 сроком действия 1 год.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Артемовский городской рынок", Департамента градостроительства Приморского края на решение от 30 июня 2009 года по делу N А51-6354/2008 Арбитражного суда Приморского края по заявлению ООО "Эльвира" к Департаменту градостроительства Приморского края
третье лицо: ООО "Артемовский городской рынок"
о признании незаконным решения от 21.05.2008 N 6-2/1681
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эльвира" (далее - ООО "Эльвира", общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения департамента градостроительства Приморского края N 6-2/1681 от 21.05.2008 об отмене положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 отдела государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства. Корректировка. (Конструктивные решения нулевого цикла)".
Решением суда от 30.06.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО "Артемовский городской рынок" обратилось с апелляционной жалобой и просит судебный акт отменить. По мнению заявителя, заключение N 576/07 не соответствовало ни по форме, ни по смыслу, ни по содержанию требованиям, предъявляемым законодателем к заключениям государственной экспертизы проектной документации. Также Общество считает, что суд при вынесении решения допустил нарушение процессуальных требований, а именно части 5 статьи 201 АПК РФ. Кроме того, вопреки указаниям ФАС ДВО в постановлении от 28.01.2009 суд вновь не дал оценку доводам об отсутствии либо наличии у Департамента всей проектной документации. Заявитель считает, что не доказано то обстоятельство, что у Департамента была в наличии вся проектная документации. По мнению Общества, суд неправильно истолковал нормы материального права, а именно пункты 5, 5.3, 19 Положения о министерстве регионального развития РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40. Наличие надзора вышестоящей инстанции не препятствует Департаменту осуществлять самоконтроль. Кроме того, Минрегионразвития в своих разъяснениях по настоящему делу указал на то, что осуществление Департаментом самоконтроля не является нарушением действующего законодательства. Исходя из разъяснений Росстроя и Минрегионразвития, эти две организации, наделенные, по мнению суда, исключительной надзорной функцией, не усмотрели в действиях Департамента по отмене заключения экспертизы самостоятельно, никаких нарушений.
Департамент градостроительства Приморского края также не согласился с решением суда, и просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствием выводов, изложенным в решении суда, обстоятельствам дела. В доводах жалобы указывает, что суд, делая вывод о невозможности повторной государственной экспертизы части проектной документации, неправильно истолковал Градостроительный кодекс РФ и Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.02.2007 N 145. И Градостроительный кодекс РФ, и указанное Положение предусматривают, что подготовка проектной документации (архитектурно-строительное проектирование) возможна либо на объект капитального строительства в целом, либо в отношении отдельных этапов строительства. При этом, в обоих случаях в состав проектной документации объектов капитального строительства включаются все разделы, указанные в части 12 ст.48 Градостроительного кодекса. Отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 ст.48 Градостроительного кодекса, является основанием для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу. Следовательно, раздел проекта, несколько разделов проекта, часть проекта вообще не могут быть предметом исследования государственной экспертизы проекта. Кроме того, повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном указанным выше Положением для проведения первичной государственной экспертизы. Для проведения повторной экспертизы предоставляются все предусмотренные законом разделы проектной документации. Представленная ООО "Эльвира" на экспертизу "Корректировка. Конструктивные решения нулевого цикла", не является ни проектной документацией на объект в целом, ни проектом на этап строительства и не отвечает требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации. Применяя Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" суд не учел, что данный закон не распространяется на случаи проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Суд не проверил решение Департамента от 21.05.2008 на соответствие Положению об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Также Департамент оспаривает вывод суда о том, что при выдаче заключения он располагал всей проектной документацией на реконструкцию торгового центра ООО "Эльвира". Вывод суда о том, что заключение N 576 отменено единоличным решением директора Департамента, неверен и документально не подтвержден. Также заявитель считает неверным вывод суда о том, что решение Департамента об отмене заключения экспертизы N 576 не соответствует постановлению Правительства РФ от 26.01.2005 N 40. Суд не дал оценку письму Минрегиона РФ от 10.04.2009 N 10396-СМ/08. По мнению заявителя жалобы, в решении суда содержатся выводы, противоречащие друг другу. В нарушение ст.198 АПК РФ суд не исследовал вопрос о наличии либо отсутствии нарушения прав ООО "Эльвира", между тем сделан вывод о незаконности письма Департамента N 6-2/1681 от 21.05.2008. Суд не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии нарушения прав и законных интересов указанного Общества.
Также от Департамента поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которой указало, что на запрос Департамента Минрегионразвития РФ письмом от 10.04.2009 разъяснило, что проведение государственной экспертизы на часть (раздел) проектной документации и выдача положительного заключения государственной экспертизы на часть (раздел) проектной документации законом не предусмотрена. Кроме того, Минрегионразвития указало, что заключение N 576/07 не отвечает установленным требованиям, и оно не может рассматриваться как положительное (либо отрицательное) заключение государственной экспертизы и не является основанием для выдачи разрешения на строительство. На этом основании, ответчик считает, что оспариваемое решение Департамента об отмене заключения экспертизы N 576/07 соответствует Градостроительному кодексу РФ и постановлению Правительства РФ от 26.01.2005 N 40.
Представители ООО "Артемовский городской рынок", Департамента градостроительства Приморского края доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представители ООО "Эльвира" с апелляционными жалобами не согласились, представлен письменный отзыв, согласно которому считают решение суда законным и обоснованным, а жалобы не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в силу следующих обстоятельств.
Согласно материалам дела, 14.12.2006 ООО "Эльвира" получено положительное заключение N 170/06 отдела государственной вневедомственной экспертизы проектов Департамента градостроительства Приморского края по рабочему проекту "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства".
24.12.2007 отдел государственной вневедомственной экспертизы проектов Департамента градостроительства Приморского края выдал заключение N 576/07 "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства. Корректировка. (Конструктивные решения нулевого цикла)".
Письмом директора Департамента градостроительства Приморского края от 21.05.2008 N 6-2/1681 ООО "Эльвира" сообщено, что заключение государственной вневедомственной экспертизы N 576/07 от 24.12.2007 отменено.
Основанием для отмены Департаментом градостроительства Приморского края ранее выданного положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 указаны: невозможность выдачи заключения на часть проектной документации, не являющуюся этапом строительства, а также несоответствие выданного заключения нормам действующего законодательства.
Отмена ранее выданного положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 послужила основанием для обращения ООО "Эльвира" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы апелляционных жалоб, материалы дела, коллегия пришла к следующему.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить в совокупности наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение данным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 названной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Из материалов дела судом установлено, что Департамент градостроительства Приморского края в обоснование правомерности принятия решения N 6-2/1681 от 21.05.2008 об отмене положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 отдела государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту "Реконструкция и
расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства. Корректировка. (Конструктивные решения нулевого цикла)" ссылается на невозможность выдачи заключения на часть проектной документации, не являющуюся этапом строительства, а также несоответствие выданного заключения нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 44 Положения "Об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. N 145, предусмотрено, что при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, допускается проведение повторной государственной экспертизы.
В пункте 45 Положения указано, что экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.
По смыслу изложенного, действующее законодательство допускает проведение государственной экспертизы части проектной документации, не связывая такую часть с этапом строительства. При этом из буквального содержания приведенных норм права не следует, что такая часть проектной документации должна соответствовать этапу строительства.
На этом основании, доводы жалобы Департамента градостроительства Приморского края о невозможности выдачи заключения на часть проектной документации, не являющуюся этапом строительства и о невозможности повторной государственной экспертизы части проектной документации, признаются необоснованными.
Следует также учитывать, что отмененное заключение N576/07 от 24.12.2007 является дополнением к ранее выданному заключению от 14.12.2006 N 170/06, при изготовлении которого Департамент располагал всей проектной документацией, поэтому ссылка департамента на то, что при производстве экспертизы проектной документации департамент располагал только одним разделом проектной документации "Конструктивные решения", судом отклоняется.
Кроме того, доказательств истребования у ООО "Эльвира" всей проектной документации при принятии документов на экспертизу, Департаментом не представлено.
Из материалов дела усматривается, что отмененное заключение N576/07 от 24.12.2007 вынесено экспертом и утверждено начальником отдела государственной экспертизы, однако, данное заключение отдела государственной вневедомственной экспертизы отменено директором департамента градостроительства Приморского края, т.е. единоличным решением должностного лица исполнительного органа государственной власти.
Полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности перечислены в статье 7 Градостроительного кодекса РФ. Данный перечень полномочий является закрытым и не содержит полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации на проведение государственной экспертизы проектной документации.
Полномочия на проведение государственной экспертизы проектной документации в соответствии с частью 1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса РФ находятся в ведении Российской Федерации и являются лишь переданными (делегированными полномочиями) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 6.1 Градостроительного кодекса РФ полномочия по осуществлению контроля за делегированными полномочиями органа исполнительной власти субъекта федерации остаются в ведении федерального органа исполнительной власти.
В силу пунктов 5, 5.3.19 Положения о Министерстве регионального развития РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40, Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет полномочия по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом РФ полномочий в области государственной экспертизы проектной документации.
Следовательно, полномочиями по контролю за соблюдением органом государственной власти субъекта РФ градостроительного законодательства при проведении данным органом государственной экспертизы проектной документации наделен федеральный орган исполнительной власти, а полномочия по проведению государственной экспертизы проектной документации переданы исполнительному органу государственной власти субъекта федерации.
Указанное подтверждается также пунктом 13.1 Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 06.08.2007 N 196-па, предусматривающего полномочия департамента градостроительства Приморского края по проведению государственной экспертизы проектной документации.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что действующее законодательство не предоставляет полномочий исполнительному органу государственной власти по контролю за производством экспертизы проектной документации, а также не указывает на возможность вмешательства в независимую деятельность эксперта по производству экспертизы.
В этой же связи с этим, вывод суда первой инстанции о том, что департамент градостроительства Приморского края, принимая решение об отмене положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 отдела государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства. Корректировка. (Конструктивные решения нулевого цикла)", вышел за пределы своих полномочий.
В силу пункта 42 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, предусмотрено, что документы, связанные с организацией, проведением государственной экспертизы проектной документации и иные документы, касающиеся данной экспертизы, помещаются в дело государственной экспертизы.
Как было установлено судом подлинного документа, официально отменяющего заключение экспертизы и подлежащего включению в дело государственной экспертизы, департаментом в материалы дела не представлено. Об отмене заключения экспертизы свидетельствует только письмо директора департамента градостроительства Приморского края, в котором ООО "Эльвира" сообщается о принятом решении.
Кроме того, по смыслу п.п.1, п.п.6 части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ объем необходимой для проведения государственной экспертизы проектной документации определяется Департаментом на этапе принятия такой документации на государственную экспертизу. Следовательно, проектная документация была принята ответчиком на этапе проведения государственной экспертизы, что позволяет сделать вывод о том, что состав проектной документации переданной Департаменту и имеющийся в его распоряжении с предыдущей государственной экспертизы этой же проектной документации (по результатам которой выдано положительное заключение N 170/06 от 14.12.2006), соответствовал предъявляемым требованиям. Данные выводы суда подтверждаются заявлением ООО "Эльвира" от 02.10.2007 (том 2 л.д.35), принятием Департаментом проектной документации для проведения экспертиза, процессом проведения экспертизы с момента подачи Обществом заявления - 02.10.2007 до момента получения положительного заключения государственной экспертизы N 576/07 от 24.12.2007, замечаниями органа экспертизы, изложенные в письме Департамента N 6-2/4841 от 06.11.2007 и дополнительной корректировкой проекта согласно этим замечаниям (том 1 л.д.24).
На этом основании, доводы апелляционных жалоб о том, что Департамент не располагал необходимым объемом документации, признаются необоснованными, т.к. опровергаются вышеизложенными обстоятельствами.
Следовательно, решение Департамента градостроительства Приморского края N 6-2/1681 от 21.05.2008 об отмене положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 отдела государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства. Корректировка. (Конструктивные решения нулевого цикла)" не соответствует Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону РФ от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебной экспертной деятельности в Российской Федерации" и постановлению Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40 "Об утверждении положения о Министерстве регионального развития РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ".
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что решение Департамента градостроительства Приморского края N 6-2/1681 от 21.05.2008 об отмене положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 отдела государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства. Корректировка. (Конструктивные решения нулевого цикла)" не соответствует Градостроительному кодексу РФ и постановлению Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40 "Об утверждении положения о Министерстве регионального развития РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" и нарушает права и законные интересы ООО "Эльвира" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение суда от 30 июня 2008 г. по делу N А51-6354/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6354/2008
Истец: ООО "Эльвира"
Ответчик: Департамент градостроительства Приморского края
Третье лицо: ООО "Артемовский городской рынок"
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4078/10
09.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4078/10
25.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4078/10
28.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6673/2009
21.09.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2082/2008
28.01.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6409/2008
01.12.2008 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2082/2008