г. Владивосток |
Дело |
22 сентября 2009 г. |
N А51-8051/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2009 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Е.Л. Сидорович, Г.А. Симоновой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.
при участии:
от Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: главный специалист-эксперт Сосковец Е.В. по доверенности от 15.06.2009 сроком действия до 31.12.2009 года, удостоверение N 0044 от 25.12.2007 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 30 июня 2009 года
судьи Л.Л. Кузюра
по делу N А51-8051/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда РФ по Ольгинскому району Приморского края
к Отделению по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о признании незаконными действий, об обязании принять к исполнению исполнительный документ
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края (далее - заявитель, Пенсионный фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Управление, УФК по ПК, Казначейство), выразившихся в отказе в принятии к исполнению исполнительного документа - постановления Фонда от 24.09.2008 N 46 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская школа искусств п. Ольга Приморского края и об обязании Отделения по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30 июня 2009 года заявленные Пенсионным фондом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, УФК по ПК обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы Казначейство указывает на то, что в соответствии со статьями 239, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только исполнительные листы и судебные приказы.
Поскольку постановление N 46 от 24.09.2008 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская школа искусств п. Ольга Приморского края в размере 46426,42 руб., как полагает УФК по ПК, не является исполнительным листом, следовательно, Казначейство правомерно вернуло без исполнения данное постановление.
В судебном заседании представитель Управления поддержал изложенные требования и доводы в их обоснование.
В материалы дела от Пенсионного фонда поступил отзыв, из которого следует, что заявитель не согласен с требованиями, изложенными в жалобе, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, жалобу Казначейства - не подлежащей удовлетворению.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края явку представителя в суд не обеспечило.
Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд установил следующее.
24.09.2008 в отношении Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская школа искусств п. Ольга Приморского края (далее - учреждение, страхователь) Пенсионным фондом принято решение о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 46426,42 руб.
Во исполнение указанного решения в Службу судебных приставов было направлено постановление от 24.09.2008 N 46 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с учреждения в указанном размере.
13.11.2008 судебный пристав-исполнитель вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и возвратил постановление от 24.09.2008 заявителю со ссылкой на статью 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
12.02.2009 Пенсионный фонд направил постановление N 46 от 24.09.2008 в Отдел по Ольгинскому району Управления федерального казначейства по Приморскому краю для исполнения.
Письмом от 27.05.2009 N 03-02/536 Управление возвратило страховщику без исполнения постановление N 46 от 24.09.2008 со ссылкой на то, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что возврат Казначейством указанного постановления без исполнения является незаконным, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в случае их неуплаты страхователем в добровольном порядке, регламентируется пунктами 3, 4 статьи 25 и статьей 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке статьи 25.1 этого же Федерального закона.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Как установлено судом из материалов дела, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств п. Ольга Приморского края является бюджетной организацией и имеет в Отделении по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю открытый расчетный счет N 40101810900000010002. Других счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях образовательное учреждение не имеет.
Задолженность образовательного учреждения перед бюджетом Пенсионного фонда на момент вынесения постановления N 46 от 24.09.2008 составила 46426,42 руб., то есть не превышала установленного пунктом 3 статьи 25 Закона N 167 - ФЗ предела.
В соответствии с пунктом 14 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Указанной нормой права предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, помимо исполнительных листов судов общей юрисдикции и арбитражных судов и судебных приказов, также постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Из смысла статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ следует, что постановление N 46 от 24.09.2008 является исполнительным документом.
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 Постановления от 17 мая 2007 года N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Коллегия отклоняет довод Управления о том, что при разрешении данной правовой ситуации следует руководствоваться главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, у образовательного учреждения отсутствуют расчетные счета, открытые в учреждении Центрального банка РФ или в кредитных организациях, в отношении которых возможно совершение исполнительных действий, следовательно, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление N 46 от 24.09.2008 правомерно было направлено Пенсионным фондом для исполнения в Казначейство.
Довод УФК по ПК о том, что в соответствии со статьями 239, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только судебные акты, а данное постановление таковым не является, коллегия также отклоняет в силу следующего.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя и в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействия) государственного органа не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд правомерно признал незаконными действия Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившиеся в отказе принять к исполнению постановления Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края от 24.09.2008 N 46 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская школа искусств п. Ольга Приморского края в сумме 46426,42 рублей, и обязал Управление принять к исполнению данное постановление.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30 июня 2009 года по делу N А51-8051/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8051/2009
Истец: ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ по Ольгинскому району Приморского края
Ответчик: Отделение по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-774/10
27.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-774/10
08.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6937/2009
22.09.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3865/2009