г.Владивосток |
Дело N А51-14/2008 13-8 |
22 сентября 2009 г. |
N 05АП-4258/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.09.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.09.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: судьи Л.Ю. Ротко
судей: Т.А. Аппаковой, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
от ООО "Теплоэнерг" -Капцевич А.Н. (директор, паспорт 0503 909079, протокол N 5 от 06.10.2008);
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Ярушкина Е.Е. (уд.25N 0278 от 25.12.2007, дов.от 22.01.2009 N 20-11-30/26);
от ООО "Расчетный центр" - Коваль О.Н. (паспорт 0503288592, дов.от 25.03.2008);
от Администрации Приморского края - представитель не явился (извещена);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Приморского края
на решение Арбитражного суда Приморского края
от 22.07.2009 по делу N А51-14/2008 13-8 судьи Н.А. Анасенко
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго"
к Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр"
о взыскании 13 553 352 руб. 15 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 13 553 352 руб. 15 коп. компенсации расходов, связанных с предоставлением гражданам в период с января 2006 г. по июль 2007 г. льгот на оплату коммунальных услуг.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.07.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Приморского края в лице Администрации Приморского края. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрации Приморского края обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное.
В письменных отзывах на апелляционную жалобу и в судебном заседании в лице своих представителей общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго", Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр" по апелляционной жалобе возразили, указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Администрация Приморского края, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечила, письменный отзыв не представила. Данные обстоятельства с силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются препятствием для рассмотрения жалобы в отсутствие ее представителя.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ установлено, что вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ.
Согласно ст. 22 Федерального закона РФ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Законом Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в ред. Закона Приморского края от 05.02.2008 86-КЗ), установлены меры социальной поддержки льготным категориям граждан, в том числе и ветеранам труда.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 данного Закона (в редакции от 08.12.2006), мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, отопление) предоставляется ветеранам труда в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Во исполнение постановления Губернатора Приморского края от 15.02.2006 N 17-пг "О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, реабилитированным лицам, пострадавшим от политических репрессий", между Администрацией Приморского края (Администрация) и обществом с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" (исполнитель) заключен договор N 20-ТЭ от 20.02.2006 о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты коммунальных услуг за отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и твердое топливо, за счет средств краевого бюджета,
Согласно пункту 1.1 договора, предметом которого является возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки установленных статьями 4, 6, 7 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края": ветеранам труда по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе совместно с ними проживающими нетрудоспособными членами их семей, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Законом Приморского края от 11 июля 2002 года N 241-КЗ "О защите прав граждан в жилищно - коммунальной сфере"; по оплате 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ без доставки, электрическая и тепловая энергия - пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Согласно пункту 2.1.2 договора истец обязуется предоставлять ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Департаменту социальной защиты населения Администрации Приморского края: списки граждан, акты сверок, сводные акты сверки, счет - фактуры и отчет на возмещение расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки.
Срок действия договора определен сторонами с 01.01.2006 по 31.12.2006 с условием последующей ежегодной пролонгацией, в связи с чем отношения между сторонами в спорный период регулировались условиями договора данного.
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 26.12.2006 дело N 2-1052/2006 требования Прокурора ЗАТО г.Большой камень выступавшего в интересах ветеранов труда, проживающих на территории городского округа к ООО "Управляющая компания" удовлетворены, действия ООО "Управляющая компания" ЗАТО Большой Камень Приморского края по начислению и взиманию с ветеранов труда платы за пользование отоплением с начислением 50% льготы, ограниченной пределами социальной нормы площади жилья признаны незаконными. Суд обязал ООО "Управляющую компанию" ЗАТО г.Большой Камень произвести ветеранам труда перерасчет необоснованно начисленной платы за пользование отоплением с применением 50% льготы на весь объем потребленных услуг по отоплению за период с 01.01.2006 независимо от социальной нормы жилья.
Определением Приморского краевого суда от 20.02.2007, решение Шкотовского районного суда Приморского края от 26.12.2006 по делу N 2-1052/2006 оставлено без изменения.
На основании вышеуказанного решения ООО "Управляющая компания" произвела перерасчет начисленной ветеранам труда платы, в связи с чем сумма льгот подлежащая возмещению ветеранам труда за 2007 год составила 4 650 629 руб. 31 коп., сумма льгот подлежащих возмещению за 2006 год составила 8 235 633 руб. 18 коп.
Таким образом, общая сумма недополученных ветеранами труда льгот составила 12 886 262 руб. 49 коп.
27.08.2007 судебным приставом исполнителем ОСП по г.Большой Камень УФССП РФ по Приморскому краю вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 33/8451/524/3/2007, произведен перерасчет необоснованно начисленной платы за пользование отоплением с применением 50-ти % льготы на весь объем потребленных услуг по отоплению за период с 01.01.2006 независимо от социальной нормы жилья. Перерасчет произведен истцом 3 958 ветеранам труда на общую сумму 12 886 262 руб.49 коп.
Данная сумма была компенсирована ветеранам труда за счет средств общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго".
Установлено, что истец, во исполнение договора N 20-ТЭ, предоставлял меры социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, для возмещения понесенных расходов предъявил Администрации Приморского края счета-фактуры на общую сумму 13 553 352 руб. 15 коп., которые Администрация Приморского края не компенсировала.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательства, не допускается.
Факт оказания истцом услуг, их объем и стоимость подтверждаются материалами дела: а именно списком лиц, с указанием Ф.И.О. льготника, его адреса, вида и номера документа, подтверждающего право на льготу, сумму предоставленной льготы, сводными отчетами и другое, а их стоимость подтверждена счетами-фактурами.
В соответствии с пунктом 17 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"", действующим с 01.01.2005, указанный закон дополнен статьей 26.3, предусматривающей, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (п.1 ст. 26.3).
Пунктом 2 ст. 26.3 названного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации Администрация Приморского края (осуществляет исполнительную власть в Приморском крае - статья 9 Устава Приморского края от 6.10.1995 N 14-КЗ), на который, действующим законодательством в 2006 и 2007 году возложена обязанность решения вопросов социальной поддержки и социального обслуживания ветеранов, не обеспечил надлежащего финансирования истца, что привело к возникновению убытков, в виде некомпенсированных расходов у истца.
Таким образом, материалами дела подтверждены убытки истца и установлена обязанность Администрации Приморского края по их компенсации.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно статье 25 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2007 год" от 27.12.2006 N 28-КЗ (в ред. Законов Приморского края от 28.09.2007 N 126-КЗ) главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда является Администрация Приморского края.
Поскольку Администрация Приморского края, как главный распорядитель бюджетных средств Приморского края не компенсировал истцу расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам труда, исковые требования законно и обоснованно удовлетворены за счет казны Приморского края.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела. Принятое по делу решение суда является законным и обоснованным, и соответствует нормам материального и процессуального права. Оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Приморского края от 22.07.2009 по делу N А51-14/2008 13-8 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-14/2008
Истец: ООО "Теплоэнерго"
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрация Приморского края
Третье лицо: ООО "Расчетный центр"
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7757/2009
22.09.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3118/2008
15.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1946/2009
18.02.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3118/2008