г. Владивосток |
Дело N А51-7517/2009 |
29 сентября 2009 г. |
N 05АП-4301/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Г.А. Симоновой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
от МУЗ "Городской клинический родильный дом г. Владивостока": представитель Бартемьева Л.К. по доверенности N 390 от 15.07.2009 сроком действия 1 год, паспорт 0502 753762;
от Управления Росздравнадзора по Приморскому краю: заместитель руководителя Покоев А.И. по доверенности N 3 от 25.06.2009 сроком действия 1 год, удостоверение N 10 от 05.10.2007;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУЗ "Городской клинический родильный дом г. Владивостока"
на решение от 05.08.2009
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-7517/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению МУЗ "Городской клинический родильный дом г.Владивостока"
к Управлению Росздравнадзора по Приморскому краю
об оспаривании акта проверки и предписания
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городской клинический родильный дом г. Владивостока" (далее по тексту - заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными акта проверки от 15.04.2009, предписания от 15.04.2009, вынесенных Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Приморскому краю (далее - Управление Росздравнадзора по Приморскому краю).
Решением от 05.08.2009 суд отказал МУЗ "Городской клинический родильный дом г. Владивостока" в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Управления Росздравнадзора по Приморскому краю от 15.04.2009 в связи с его соответствием приказам Минздравсоцразвития РФ от 22.03.2006 N 185 и от 05.02.2008 N 51н. В части признания недействительным акта проверки от 15.04.2009 Управления Росздравнадзора по Приморскому краю производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что акт от 15.04.2009 не является ненормативным правовым актом и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не может быть оспорен в судебном порядке.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 05.08.2009 в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания Управления Росздравнадзора по Приморскому краю от 15.04.2009, МУЗ "Городской клинический родильный дом г. Владивостока" просит его отменить как необоснованное, принятое с неправильным применением норм материального права, в обоснованное заявленных требований указало следующее: Согласно разъяснению Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 22.04.2009 N 1614 СанПиНом 2.1.31375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров, СНиПом 2.08.02-85 "Общественные здания и сооружения" не предусмотрено отдельное помещение для проведения забора крови у новорожденных на наличие наследственных заболеваний. При этом даже в случае выделения такого отдельного помещения это не будет способствовать реальному выполнению приказа Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 N 185 "О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания", поскольку данным документом не предусмотрено финансирование указанного в нем оборудования отдельных помещений для забора крови.
Не согласен заявитель апелляционной жалобы и с выводом суда о том, что санитарки не оказывают непосредственную медицинскую помощь и поэтому не имеют права на получение денежных сумм, полученных от выплаты родовых сертификатов в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2008 N 51н. Учреждение считает, что суд неправильно применил Закон Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1 "Об охране здоровья граждан" и пункты 2, 9 приказа Минздравсоцразвития России от 29.07.2005 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи". При этом, с учетом раздела 01.03 отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги", введенным в действие приказом Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113, заявитель считает, что труд санитарок является составляющей частью медицинской помощи, оказываемой пациентам, что подтверждается также должностными инструкциями роддома, штатным расписанием учреждения. Должность санитарки относится младшему медицинскому персоналу наряду с младшими медицинскими сестрами, что следует из приказа Минздрава СССР от 29.12.1983 N 1495, письма Минздрава РФ от 23.08.1993 N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XX1У Списка N 2 производства работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, приказа Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения о порядке оплаты труда работников здравоохранения, приказа Управления здравоохранения г. Владивостока "Об утверждении временного положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения г. Владивостока", письмо Минздравсоцразвития России от 25.06.2009 N 222450/16-1, разъясняющих понятие младшего медицинского персонала.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель МУЗ "Городской клинический родильный дом г. Владивостока" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росздравнадзора по Приморскому краю в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
В апреле 2009 года Управлением Росздравнадзора по Приморскому краю на основании приказа руководителя Управления от 15.04.2009 N 74-км и требования прокуратуры Приморского края от 09.04.2009 N 7/2-12-09 проведена внеплановая проверка МУЗ "Городской клинический родильный дом г. Владивостока" по вопросам соблюдения законодательства при реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".
В ходе проверки Управлением установлено нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ от 05.02.2008 N 51н, выразившееся в осуществление выплат санитаркам родильного зала за счет денежных сумм, полученных от выплаты родовых сертификатов. Кроме того, в нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.03.2006 N 185 в родильном доме отсутствует отдельная комната для забора крови у новорожденных детей, хранения образцов крови.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 15.04.2009 и вынесено главному врачу МУЗ "Городской клинический родильный дом г. Владивостока" предписание от 15.04.2009, в котором предложил выделить отдельную комнату для забора крови у новорожденных детей, хранения образцов крови, а также привести положение об оплате труда медицинского персонала за оказание услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности, период родов и послеродовом периоде в соответствие с законодательством.
Не согласившись с составленным Управлением Росздравнадзора по Приморскому краю актом от 15.04.2009 о результатах проверки и вынесенным предписанием от 15.04.2009, МУЗ "Городской клинический родильный дом г. Владивостока" обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда в части отказа в признании недействительным предписания Управления Росздравнадзора по Приморскому краю от 15.04.2009.
В соответствии со статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья являются одними из основных принципов охраны здоровья граждан.
Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (статья 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1).
Приказом Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 N 185, признанным не нуждающимся в государственной регистрации согласно заключению Минюста России от 05.05.2006 N 01/3704-ЕЗ, утверждено Положение об организации проведения массового обследования новорожденных детей на наследственные заболевания (далее - Положение).
Указанное Положение регулирует вопросы организации проведения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения массового обследования новорожденных детей (далее - неонатальный скрининг) на наследственные заболевания (адреногенитальный синдром, галактоземию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, фенилкетонурию) в целях их раннего выявления, своевременного лечения, профилактики инвалидности и развития тяжелых клинических последствий, а также снижения детской летальности от наследственных заболеваний.
Согласно пункту 2 Положения для проведения неонатального скрининга производится забор образцов крови у новорожденных детей в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период родов, в соответствии с Рекомендациями по забору образцов крови при проведении массового обследования новорожденных детей на наследственные заболевания (Приложение N 2).
Забор образцов крови при проведении массового обследования новорожденных детей на наследственные заболевания осуществляется в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период родов, специально подготовленным работником. (пункт 1 Приложения N 2 к Положению).
В силу пункта 5 Положения для проведения неонатального скрининга необходимо обеспечить, в том числе выделение отдельных помещений для забора крови у новорожденных детей, проведения лабораторных исследований, хранения образцов крови, обучения медицинского персонала, участвующего в проведении неонатального скрининга.
Таким образом, МУЗ "Городской клинический родильный дом г. Владивостока" как муниципальное учреждение здравоохранения массового обследования новорожденных детей (неонатальный скрининг) обязано было в силу вышеизложенных требований Положения об организации проведения массового обследования новорожденных детей на наследственные заболевания, утвержденного
Приказом Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 N 185, обеспечить наличие отдельных помещений для забора крови у новорожденных детей в соответствии с указанным Положением.
Заявитель не оспаривает отсутствие у него специально выделенного помещения для забора крови у новорожденных.
Тем самым материалами подтверждается нарушение Учреждением требований Положения об организации проведения массового обследования новорожденных детей на наследственные заболевания, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 N 185.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на разъяснение Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 22.04.2009 N 1614 и то, что СанПиНом 2.1.31375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров, СНиПом 2.08.02-85 "Общественные здания и сооружения" отдельное помещение для проведения забора крови у новорожденных на наличие наследственных заболеваний не предусмотрено, не влияет на действующей изданный в целях проведения массового обследования новорожденных детей на наследственные заболевания нормативный правовой акт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - приказ от 22.03.2006 N 185 "О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания" и обязанность его соблюдения Учреждением.
Само разъяснение Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 22.04.2009 N 1614, на которое ссылается заявитель, не является нормативным правовым документом и носит разъяснительный характер.
При этом отсутствие финансирования реализации установленных Приказом Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 N 185 положений не освобождает от необходимости соблюдения заявителем как муниципальным учреждением здравоохранения массового обследования новорожденных детей требований вышеназванного приказа по вопросу выделения отдельного помещения для проведения забора крови у новорожденных.
Также приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2008 N 51н утвержден Порядок расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет. (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.03.2008 N 11275) (далее - Порядок).
В силу положений Правил финансового обеспечения в 2008 - 2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 987, пункта 4 утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2008 N 51н Порядка средства на оплату услуг за оказанную стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период направляются в соответствии с приказом по учреждению здравоохранения, в том числе на: оплату труда медицинского персонала в размере 40 - 55 процентов от суммы перечисленных средств.
При этом пунктом 6 утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2008 N 51н Порядка установлено, что средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого по критериям в соответствии с приложением N 2, а также между медицинскими работниками, осуществлявшими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет, в соответствии с положением об оплате труда.
Таким образом, исходя из буквального толкования указанной нормы права пунктом 6 Порядка прямо предусмотрено, что право на получение вознаграждения за счет средств родовых сертификатов имеют медицинский персонал, непосредственно оказывающий амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также медицинские работники, осуществлявшие диспансерное (профилактическое) наблюдение детей.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.
Согласно части 2 статьи 40 вышеназванных Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений.
Право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. (часть 1 статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Из анализа вышеизложенных положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, следует, что амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь оказывается врачами и средним медицинским персоналом. Аналогичный вывод следует из положений Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487.
Должности санитарок в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 29.12.1983 N 1495, приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 526, отнесены к младшему медицинскому персоналу и к медицинскому персоналу первого уровня наряду с санитаркой (мойщицой), сестрой-хозяйкой, который соответственно не может быть признан медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также отнесен к медицинским работникам, осуществлявшим диспансерное (профилактическое) наблюдение детей в смысле пункта 6 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2008 N 51н.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действие (бездействие) может быть признано незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая законность вынесенного Управлением Росздравнадзора по Приморскому краю предписания от 15.04.2009, коллегия считает, что оно не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не возлагает на него обязанностей, не соответствующих действующему законодательству.
С учетом вышеизложенного, коллегия считает, что судом первой инстанции правомерно отказано Учреждению в удовлетворении требований о признании предписания Управлением Росздравнадзора по Приморскому краю от 15.04.2009 недействительным. Решение суда в указанной части является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Поскольку в части прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в части признания недействительным акта проверки от 15.04.2009 Управления Росздравнадзора по Приморскому краю решение суда первой инстанции Учреждением в порядке апелляционного производства не обжалуется, о чем Управлением Росздравнадзора по Приморскому краю не заявлено возражений, коллегия в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда в указанной части не проверяет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.08.2009 по делу N А51-7517/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7517/2009
Истец: МУЗ "Городской клинический родильный дом г.Владивостока"
Ответчик: Управление Росздравнадзора по Приморскому краю