г. Хабаровск |
|
07 февраля 2008 г. |
N 06АП-А73/2007-2/34 |
Резолютивная часть постановления от 05 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Захаревич Б.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловой О.В.
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Геймур А.Ю., юрисконсульт по доверенности от 01.01.2008 N ДЭК-20/107Д; Неменко И.В., начальник юрид. департамента по доверенности от 01.01.2008 N ДЭК-20/63Д;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Абросимова М.Л., специалист-эксперт отдела по доверенности от 08.08.2007 N 01/6-3127;
от муниципального унитарного предприятия "Электрические коммунальные сети" п. Солнечный: представитель не явился.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 10 декабря 2007 года
по делу N А73-10620/2007-19
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Кравченко Л.П.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
о признании недействительными решения N 34 и предписания N 27 от 11.09.2007 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Электрические коммунальные сети" п. Солнечный
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - общество, ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения N 34 и предписания N 27 от 11.09.2007 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное унитарное предприятие "Электрические коммунальные сети" п. Солнечный (далее - МУП "Электрические коммунальные сети").
Решением суда первой инстанции от 10.12.2007 в требованиях обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "ДЭК" подало апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании представители ОАО "ДЭК" полностью поддержали апелляционную жалобу, в обоснование которой привели доводы, аналогичные, изложенным в жалобе. Просили решение суда первой инстанции отменить, признать недействительными решение N 34 и предписание N 27 от 11.09.2007 УФАС по Хабаровскому краю.
Представитель УФАС по Хабаровскому краю в судебном заседании огласил представленный отзыв. Просил решение суда первой инстанции оставить в силе, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционный суд считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Взаимоотношения по недискриминационному доступу к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг регулируются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее Правила N 861).
Согласно пункту 4 Правил N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 9 Правил N 861 договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Правил N 861 при исполнении договора потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Хабаровскэнерго" (в настоящее время ОАО "ДЭК") являющимся потребителем услуг и МУП "Электрические коммунальные сети", являющимся сетевой организацией, заключен договор от 28.08.2002, согласно которому МУП "Электрические коммунальные сети" через свои электрические сети транспортирует электрическую энергию абонентам ОАО "ДЭК".
Согласно пункту 3.1.4 договора ОАО "ДЭК" в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, обязано производить оплату за услугу по передаче электроэнергии.
Неисполнение ОАО "ДЭК" своей обязанности по оплате поставленной в 2007 году электроэнергии явилось основанием для обращения МУП "Электрические коммунальные сети" в УФАС по Хабаровскому краю, которым приняты оспариваемые по настоящему делу решение N 34 и предписание N 27 от 11.092007.
Решением действия ОАО "ДЭК" по несоблюдению обязанности по оплате полученной услуги признаны нарушающими ст. 10 Закона N 135-ФЗ и п.п. "б" п. 14 Правил N 861, а предписанием ОАО "ДЭК" предписано в срок до 16.10.2007 прекратить данное нарушение, выразившееся в препятствовании осуществлению деятельности МУП "Электрические коммунальные сети" путем несоблюдения обязанности по оплате услуг в установленные сроки, соблюдать указанные сроки оплаты, о чем письменно сообщить УФАС по Хабаровскому краю в срок до 17.10.2007.
Между тем, выводы суда первой инстанции о действительности указанных ненормативных актов основаны на неправильном применении норм материального права.
Нормами Закона N 135-ФЗ определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
К функциям антимонопольного органа статья 22 Закона N 135-ФЗ относит государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявление нарушений антимонопольного законодательства и принятие мер по их прекращению, привлечение к ответственности за такие нарушения, а так же предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства.
Оспариваемое решение антимонопольного органа обосновано тем, что ОАО "ДЭК", являясь субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, злоупотребило этим положением.
Однако антимонопольным органом не представлено доказательств доминирования ОАО "ДЭК" на рынке услуг по передаче электрической энергии.
Ссылка на приказ от 23.04.2007 N 84-П о включении ОАО "ДЭК" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, в географических границах Хабаровский край и ЕАО более 50% таким доказательством не может являться, поскольку он основан на анализе рынка услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности), а не рынка услуг по передаче электрической энергии.
Анализ взаимоотношений сторон по договору с учетом требований статьи 5 Закона N 135-ФЗ, определяющей, что является доминирующим положением на рынке, позволяет сделать вывод о том, что в этих взаимоотношениях они являются равными субъектами. Более того, договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации, а не для ОАО "ДЭК".
Вопросы неисполнения условий договора в части оплаты оказанной услуги урегулированы сторонами в гражданско-правовом порядке, о чем свидетельствуют решения Арбитражного суда Хабаровского края от 07.08.2007 и от 09.08.2007, которым с ОАО "ДЭК" взыскана в пользу МУП "Электрические коммунальные сети" задолженность в сумме 8 594 220 руб. 03 коп. и 4 622 285 руб. 33 коп.
Порядок исполнения судебных актов о взыскании сумм регулируется нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Следовательно, в действиях ОАО "ДЭК" отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
В отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке, антимонопольный орган вмешиваться не вправе.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемых ненормативных правовых актов, УФАС по Хабаровскому краю вышел за пределы своих полномочий.
Ссылки на пункты 62-66 Правил N 861 не могут быть приняты во внимание, поскольку они наделяют антимонопольные органы правом контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии лишь по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии. Право контроля в части оплаты услуг не предоставлено, поскольку регулируется нормами гражданского законодательства.
На основании изложенного, судом первой инстанции неправомерно отказано ОАО "ДЭК" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения и предписания, выданного антимонопольным органом.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на УФАС по Хабаровскому краю, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 декабря 2007 года по делу N А73-10620/2007-19 отменить.
Признать недействительными решение N 34 и предписание N 27 от 11.09.2007 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И.Михайлова |
Судьи |
Б.В.Захаревич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10620/2007-19
Истец: ОАО "Дальневосточная энергетическая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: МУП "Электрические коммунальные сети" п. Солнечный