г. Хабаровск |
|
29 апреля 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-2/620 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Карасева В.Ф.,
Судей: Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Фадеевой М.В., Рева Т.В., помощником судьи Дроздовой В.Г.
при участии в судебном заседании:
от администрации г. Хабаровска: Шальнева М.А., представитель по доверенности от 03.08.2007 N 1.33-267;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю: Саутина А.Г., представитель по доверенности от 05.09.2007 N 28к/369/12852.1-08; Воронкова Е.Н., представитель по доверенности от 19.11.2007 N юр/515/16811.1-08;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Хабаровска
на решение от 29.01.2008
по делу N А73-12572/2007-29
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Стёпина С.Д.
по заявлению администрации г. Хабаровска
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю
о признании недействительным распоряжения от 25.09.2007 N 1473
Решением Арбитражного суда Хабаровского края отказано в удовлетворении заявления администрации г. Хабаровска (далее - заявитель) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУФАУФИ по Хабаровскому краю, Территориальное управление) от 25.09.2007 N 1473.
Администрация г. Хабаровска не согласна с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель администрации г. Хабаровска огласил содержание апелляционной жалобы и настаивает на ее удовлетворении.
Представитель ТУФАУФИ по Хабаровскому краю доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 18.03.2008 до 24.03.2008, с 24.04.2008 до 28.04.2008. Судебное заседание откладывалось с 24.03.3008 до 24.04.2008.
Заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
25.09.2007 ТУФАУФИ по Хабаровскому краю принято распоряжение N 1473 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
Согласно названному распоряжению в муниципальную собственность передается федеральное имущество, составляющее казну Российской Федерации. В соответствии с приложением к распоряжению от 25.09.2007 N 1473 в муниципальную собственность подлежит передаче общежитие, расположенное по адресу г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, 20а, лит. С.
Администрация г. Хабаровска обратилась в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения ТУФАУФИ по Хабаровскому краю от 25.09.2007 N 1473.
В обоснование своего требования заявитель указал, что спорное распоряжение принято в нарушение статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 199-ФЗ от 31.12.2005 года) (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), которым определен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную.
Заявитель утверждает, что передача имущества из федеральной собственности в муниципальную осуществляется на основании предложения органа местного самоуправления.
Передача имущества в одностороннем порядке возлагает на муниципальное образование незаконную обязанность по содержанию спорного имущества.
Кроме того, по мнению администрации г. Хабаровска, передаваемое имущество не принадлежит Российской Федерации ввиду отсутствия государственной регистрации прав.
При принятии распоряжения от 25.09.2007 N 1473 нарушены нормы статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок, на котором расположен передаваемый объект, в нем не поименован.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался пунктом 11 статьи 154 Федерального закона 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим порядок передачи находящегося в федеральной собственности имущества в муниципальную собственность.
Кроме того, согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" жилищный фонд, в том числе объекты инженерной инфраструктуры отнесены к муниципальной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся.
Возражая против решения суда первой инстанции, администрация г. Хабаровска привела следующие доводы.
Распоряжение от 25.09.2007 N 1473 принято без учета пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающего необходимость направления органом местного самоуправления предложения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность.
Заявителю передается имущество, не принадлежащее Российской Федерации, при этом не переданы права на земельный участок, на котором размещена спорная недвижимость.
Апелляционный суд доводы апелляционной жалобы отклоняет как несостоятельные, в связи со следующим.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры отнесены к муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, обязанность принятия имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность муниципального образования, предусмотрена действующим законодательством, распоряжением федерального органа, уполномоченного издавать соответствующие распоряжения.
Доводы администрации г. Хабаровска о том, что передача федерального имущества в муниципальную собственность осуществляется без получения предложения муниципального образования на такую передачу, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, регламентирующей порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, не предусмотрено получение согласия на это от муниципального образования. Согласие, как гласит закон, требуется получить от собственника подлежащего передаче имущества. Как установлено в заседании апелляционного суда, такое согласие дано.
Как основание к признанию недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 25.09.2007 N 1473 также не может быть принято во внимание и то обстоятельство, что спорное имущество передано без указания, что передается земельный участок, на котором оно размещено.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" сделки, воля сторон, по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Копия распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 25.09.2007 N 1734 имеется в деле (л.д. 6-8), однако оно не содержит сведений о том, что предполагает возможность передачи имущества в федеральную собственность без решения вопроса о судьбе земельного участка, на котором эта недвижимость находится.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования.
Таким образом, право собственности муниципального образования на земельный участок, занятый передаваемым зданием, возникает в силу Закона.
Кроме того, не подтверждается материалами дела и довод администрации г. Хабаровска о том, что передаваемое имущество не принадлежит Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. Статьей 6 названного Федерального закона установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации прав на передаваемое имущество не свидетельствует о том, что передаваемое имущество не принадлежит Российской Федерации. Доказательств, что права Российской Федерации на передаваемое имущество возникли после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем, государственная регистрация названных прав была бы обязательной, заявитель не представил апелляционному суду.
Проверив законность оспариваемого судебного акта, апелляционный суд оснований к его изменению или отмене, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 января 2008 года по делу N А73-12572/2007-29 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12572/2007-29
Истец: Администрация г. Хабаровска
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю