г. Хабаровск |
|
26 июня 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-1/1944 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Малышевой Л.Г.
Судей: Гричановской Е.В., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явились;
от ответчика: Министерство финансов Российской Федерации представитель Шельдешова Н.В. по доверенности от 10.01.2008 б/н
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 23 апреля 2008 года
по делу N А73-13181/2007-86
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Яцышина Е.Е.
по иску муниципального образования г.Комсомольск-на-Амуре
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края
о взыскании 1 261 354, 21 руб.
Муниципальное образование г.Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края о взыскании 1 261 354, 21 руб., составляющие убытки в результате выплат в 2003-2004 годах расходов по проезду в отпуск работников бюджетных учреждений г.Комсомольска-на-Амуре.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уменьшил исковые требования до 1 219 744,71 руб., составляющие расходы в 2004 году.
Решением от 23.04.2008 Арбитражный суд Хабаровского края удовлетворил исковые требования в полном объеме, взыскав с Министерства финансов Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Российской Федерации обжаловало его в апелляционную инстанцию, полагая, что суд неправильно определил срок исковой давности. Не учел, что органы местного самоуправления на очередной финансовый год учитывают и знают какие средства запланированы в бюджетах вышестоящих уровней. На 2004 год в федеральном бюджете не предусматривались средства на реализацию гарантий, рассматриваемых в настоящем споре, поэтому истец не имел права осуществлять государственные полномочия без одновременной передачи ему финансовых средств
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав представителя ответчика, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Материалами дела установлено, что муниципальное образование г.Комсомольск-на-Амуре в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре в 2004 году осуществляло за счет средств местного бюджета компенсацию расходов, связанных с проездом к месту отдыха и обратно, граждан - работников муниципальных учреждений (МОУ гимназия N 9, МОУ СОШ N 50, 36, 34,10, 23, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - закон от 19.02.1993).
Согласно статье 325 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 33 закона от 19.02.1993 лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в местности, приравненной к районах Крайнего Севера, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов
В силу статьи 4 закона от 19.02.1993 источником финансирования затрат на указанные государственные гарантии указан бюджет Российской Федерации.
Выделение денежных средств на реализацию гарантий, предусмотренных законом от 19.02.1993, Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не предусматривалось. Но согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государство не отменяло и не приостанавливало действие закона от 19.02.1993, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законом, суд первой инстанции правомерно, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
В судебном заседании представитель ответчика подтвердил, что сумма расчета заявленных требований не оспаривается.
Довод заявителя жалобы о необоснованном отказе в применении срока исковой давности подлежит отклонению. Возмещение расходов, установленных федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет. В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" исполнение бюджета предусмотрено в течение всего 2004 года. Узнать о том, что денежных средств недостаточно по возмещению расходов льготной категории граждан, истец мог по окончании финансового года, то есть не ранее 01.01.2005. В соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2004 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2005 и истек 01.01.2008. Поскольку истец обратился с иском 15.11.2007, то трехлетний срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, не пропущен.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе следует возложить на подателя жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 апреля 2008 года по делу N А73-13181/2007-86 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Г.Малышева |
Судьи |
Е.В.Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13181/2007-86
Истец: МО "город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре
Ответчик: Хабаровский край в лице МИНФИН Хабаровского края, РФ в лице МИНФИН РФ (представитель Шельдешова Н.В.)