г. Хабаровск |
|
14 июля 2008 г. |
N 06АП-А37/2008-2/2088 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.,
Судей: Меркуловой Н.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области: не явился;
от администрации муниципального образования "поселок Карамкен": не явился;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области
на решение от 28.04.2008
по делу N А37-277/2008-5
Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривал судья Адаркина Е.А.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области
к администрации муниципального образования "поселок Карамкен"
о взыскании штрафа
Решением Арбитражного суда Магаданской области отказано в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Магаданской области, налоговый орган, инспекция) о взыскании с администрации муниципального образования "поселок Карамкен" (далее - администрация, ответчик) штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 года.
Налоговый орган не согласен с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе просит отменить оспариваемый судебный акт.
О времени и месте судебного заседания стороны уведомлены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
20.07.2007 администрация муниципального образования "поселок Карамкен" представила налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2007 года. По результатам камеральной налоговой проверки решением от 28.11.2007 N 721 администрация привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде штрафа в сумме 100 руб., поскольку проверкой названной декларации установлено, что она представлена в налоговый орган несвоевременно.
Поскольку требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.12.2007 N 6502 не было исполнено администрацией в добровольном порядке, Межрайонная ИФНС России N 2 по Магаданской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы штрафа.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что в 1 квартале 2007 года реализацию имущества администрация не осуществляла, в связи с чем, объекта налогообложения НДС в названый период не возникло, кроме того, администрация, выступала в качестве органа местного самоуправления, реализовывая материалы, находящиеся в собственности муниципального образования, в связи с чем, у нее отсутствовала обязанности по представлению налоговой декларации по НДС.
Возражая против решения суда первой инстанции, налоговый орган свои требования обосновал следующими доводами.
Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и обладает правами юридического лица в связи с чем, она должна платить НДС.
Операции по реализации пиломатериалов не относятся к операциям, которые освобождаются от налогообложения на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ.
В то же время отсутствие у ответчика в налоговом периоде объекта налогообложения не освобождает его от исполнения обязанностей, связанных с представлением деклараций по налогу, плательщиком которого он является в силу требований налогового законодательства.
Апелляционный суд доводы апелляционной жалобы отклоняет в связи со следующим.
Как установлено апелляционным судом, поселок Карамкен является муниципальным образованием, наделенным статусом городского поселения (статья 2 Устава муниципального образования "Поселок Карамкен" (л.д. 54-59).
Администрация поселка Карамкен является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (статья 53 Устава).
Материалами дела подтверждается, что на основании решения Хасынского районного собрания представителей от 23.02.1995 (протокол N 2) в муниципальную собственность поселка Карамкен был безвозмездно передан жилой фонд, расположенный в поселке Карамкен, в соответствии со статьей 38 Закона от 06.07.1991 "О местном самоуправлении" и части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
19.05.2003 распоряжением Карамкенской поселковой администрации N 8 в связи с необходимостью проведения мероприятий по уплотнению потребителей теплоэнергии и непригодностью для проживания были списаны жилые дома. Одновременно, названным распоряжением создаваемой ликвидационной комиссии было поручено определить возможность использования отдельных стройматериалов списываемых домов и провести их оценку.
Распоряжением Карамкенской поселковой администрации N 8 от 11.02.2004 и N 11 от 18.08.2004 было списано еще несколько домов по аналогичным основаниям.
Администрация организовала разбор (утилизацию) ветхого и непригодного для проживания жилья, а также реализовывала материалы, образующиеся в связи с этим.
Названные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 10.12.2007 (л.д. 108-116).
В силу статьи 9 Устава муниципального образования "Поселок Карамкен" к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно статье 25 к полномочиям Собрания представителей поселка Карамкен отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Решением Собрания представителей от 28.12.2006 N 2 утвержден бюджет муниципального образования "Поселок Карамкен" на 2007 год, в котором запланированы доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (л.д. 81-87).
При этом, решением Собрания представителей от 23.04.2007 N 1 утвержден порядок реализации пиломатериала в виде бруса б/у, доски б/у, дров (л.д. 88-89).
В силу статьи 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 11 НК РФ, определяющей институты, понятия и термины, используемые в Кодексе, организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, публично-правовые образования плательщиками налога на добавленную стоимость не являются.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Вместе с тем, как установлено статьей 143 НК РФ, глава 21 НК РФ не относит к числу налогоплательщиков НДС публично-правовые образования, которым является муниципальное образование "Поселок Карамкен".
Поскольку налоговый орган не представил суду доказательств, что в 1 квартале 2007 года администрация осуществила реализацию материалов, при этом средства, полученные от реализации муниципального имущества, использовались администрацией как юридическим лицом для собственных нужд.
В связи с этим, являются обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что при реализации имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, администрация действовала не как юридическое лицо, а как орган местного самоуправления, в связи с чем, у нее отсутствовала обязанность по предоставлению налоговой декларации по НДС.
Названная правовая позиция соответствует изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2008 N Ф03-А37/08-2/696 (л.д. 91-96).
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, апелляционный суд оснований к его отмене или изменению, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 28 апреля 2008 года по делу N А37-277/2008-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-277/2008-5
Истец: Межрайонная ИФНС России N 2 по Магаданской области
Ответчик: Администрация МО "поселок Карамкен"
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2088/2008