г. Хабаровск |
|
31 июля 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-2/2333 |
Резолютивная часть постановления от 29 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Карасева В.Ф., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от администрации города Хабаровска: Билецкая Н.А., глав. спец. отдела по доверенности от 07.12.2007 N 1.33-397; Безлепкина С.В., начальник отдела по доверенности от 20.04.2007 N 1.33-202;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю: Бегун В.В., старш. спец. отдела по доверенности от 28.07.2008 N 24юр/146/10505.1-08;
от государственного учреждения "Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть": представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Хабаровска
на решение от 23 мая 2008 года
по делу N А73-2545/2008-63
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривала судья Шапошникова В.А.
по заявлению администрации города Хабаровска
о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 27.12.2007 N 1951
третье лицо: государственное учреждение "Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть"
Администрация города Хабаровска обратилась в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 27.12.2007 N 1951 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть" в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" (далее - распоряжение N 1951).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение "Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть" (далее - ГУ "Краснореченская КЭЧ").
Решением суда от 23.05.2008 в удовлетворении требований администрации города Хабаровска отказано.
Не согласившись с решением суда, администрация города Хабаровска обратилась с апелляционной жалобой на предмет его отмены, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании представители администрации города Хабаровска поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ГУ "Чернореченская КЭЧ" не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав мнение представителей администрации города Хабаровска и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, изучив материалы дела и доводы жалобы, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений.
Как следует из материалов дела, в связи с освобождением Министерства обороны Российской Федерации от несвойственных ему функций по эксплуатации объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения Краснореченской квартирно-эксплуатационной части района, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от имени собственника имущества учреждения издало распоряжение от 27.12.2007 N 1951 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть" в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск", в соответствии с которым в собственность муниципального образования передано три объекта недвижимого имущества - жилых домов по ул. Краснореченская, д. 54, ул. Кутузова, д. 4, ул. Суворова, д. 26 (за исключением приватизированных и служебных квартир, а также встроено-пристроенных помещений).
Отказывая администрации города Хабаровска в признании недействительным распоряжения N 1951, суд первой инстанции правильно оценил его как соответствующее закону.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено имущество, которое может находиться в федеральной собственности и порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.
Так, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно Приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (далее - Постановление N 3020-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся жилищный и нежилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов.
Как следует из материалов дела, объекты недвижимости, передаваемые в муниципальную собственность на основании распоряжения N 1951, расположены в границах городского округа "Город Хабаровск" и представляют собой жилые дома.
Следовательно, оспариваемое распоряжение издано в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами и основания для признания его недействительным отсутствуют.
Доводы администрации города Хабаровска о том, что оспариваемое распоряжение вынесено в отсутствие его волеизъявления на передачу имущества не могут быть приняты во внимание.
Действительно, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения.
Между тем, поскольку спорные объекты, подлежащие передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность, относятся к объектам жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, которые упомянуты в Приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, обязанность принятия их в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.
Доводы администрации города Хабаровска о том, что ей при передаче имущества не был предоставлен полный пакет документов на него, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Постановление N 374) так же не могут быть приняты во внимание.
Наличие такого пакета документов Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю необходимо именно для принятия решения о передаче объектов, находящихся в собственности Российской Федерации, в собственность субъекта Российской Федерации и муниципального образования, передача данного пакета принимающей стороне в данном случае администрации города Хабаровска не предусмотрена. Отсутствие части документов, поименованных в Постановлении N 374, не исключает обязанности муниципального образования принять спорные объекты в муниципальную собственность.
Также правомерно отклонен судом первой инстанции довод администрации города Хабаровска о невозможности принять в собственность жилой дом, поскольку часть квартир в нем приватизирована. Закон N 122-ФЗ не предусматривает каких-либо ограничений при передаче имущества, которое не может находиться в федеральной собственности. Таких ограничений не содержится и в Постановлении N 3020-1.
Кроме того, Распоряжением N 1951 был определен к передаче жилищный фонд, за исключением таких помещений, поэтому права граждан не нарушены, и спорные объекты должны быть приняты в муниципальную собственность.
Ссылка администрации города Хабаровска в апелляционной жалобе на письмо Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14316-РМ/07 "О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления" не может быть принята во внимание, поскольку оно не регулирует правоотношения по передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. Кроме того, абзац 5 данного письма содержит указание на то, что в многоквартирных домах, помещения в которых принадлежат двум и более различным собственникам, жилые и нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть объектом учета муниципального имущества и состоять в муниципальной казне.
Что касается доводов администрации города Хабаровска о том, что в Распоряжении N 1951 не упомянуты земельные участки, необходимые для использования жилого дома, суд так же не считает их основанием для признания Распоряжения недействительным. В соответствии со статьями 273 ГК РФ и 35 Земельного Кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение к другому лицу, это лицо приобретает право собственности на соответствующий земельный участок, занятый этим зданием, сооружением и необходимый для его использования.
Кроме того, Закон N 122-ФЗ не связывает передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность с одновременной передачей земельных участков, расположенных под передаваемыми объектами недвижимости. В связи с этим отсутствие в Распоряжении N 1951 указания о судьбе земельных участков под объектами недвижимости не может быть положено в основу признания этого распоряжения недействительным, поскольку имущество, включенное в перечень согласно этому распоряжению, передается в муниципальную собственность на законных основаниях. В данном случае заявитель вправе ставить вопрос перед собственником федерального имущества о передаче земельных участков в муниципальную собственность, если для этого имеются предусмотренные законом основания.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение арбитражного суда Хабаровского края 23 мая 2008 года по делу N А73-2545/2008-63 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И.Михайлова |
Судьи |
В.Ф.Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2545/2008-63
Истец: Администрация г. Хабаровска
Ответчик: ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю
Третье лицо: Краснореченская КЭЧ