г. Хабаровск |
|
26 августа 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-1/2322 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Ротаря С.Б., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от истца: Злыгостевой М.А., представителя по доверенности от 10.12.2007
от ответчиков: Министерства финансов РФ - Парамоновой Н.В., представителя по доверенности от 10.01.2008 б/н
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ
на решение от 23.05.2008
по делу N А73-11422/2007-72
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Бутковский А.В.
по иску муниципального образования "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации г.Комсомольска-на-Амуре
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края
о взыскании 1 015 304 рублей 17 копеек
Муниципальное образование "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации г.Комсомольска-на-Амуре обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края о взыскании (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ) 964 302 рублей 72 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате проезда к месту отпуска и обратно, в соответствии с Законом от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Решением от 23.05.2008 исковые требования удовлетворены на сумму 930 140 рублей 72 копейки за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В остальной части иска и в иске к Министерству финансов Хабаровского края отказано. При этом суд исходил из того, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила установленные законом расходные полномочия - не обеспечила субъект РФ - Хабаровский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Не согласившись с решением суда в части взыскания с него суммы убытков, Министерство финансов РФ направило апелляционную жалобу в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение в этой части отменить, как вынесенное с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов. По мнению заявителя, арбитражный суд при вынесении обжалуемых судебных актов не дал должной оценки доводам Министерства финансов РФ, в частности, о включении в сумму иска расходов по оплате постельного белья и различных дорожных сборов.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства финансов РФ апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, дав по ней пояснения.
Истец доводы жалобы отклонил, просил обжалуемое решение суда оставит без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Министерство финансов Хабаровского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Заслушав присутствующих в судебном заседании представителей, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное образование "Город Комсомольск-на-Амуре" в 2004 году осуществляло за счет средств местного бюджета компенсацию расходов, связанных с проездом к месту отдыха и обратно граждан - работников детских садов N N 8, 9, 11, 20, 21, 25, 35, 37, 54, 71, 79, 88, 94, 100, 104, 106, 109, 118, 120 133 в соответствии с ФЗ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В связи с невозмещением истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования. Объем произведенных Администрацией г.Комсомольска-на-Амуре этой категории граждан выплат подтверждается предоставленными в суд отдельными списками работников бюджетных учреждений, воспользовавшихся льготой по проезду в отпуск и обратно, первичными документами (расходными кассовыми ордерами, копиями билетов, авансовыми отчетами и т.д.). Затраты на оплату расходов за пользование постельными принадлежностями также обоснованно включены в сумму исковых требований, поскольку согласно разъяснениям Министерства финансов РФ от 19.03.2002 N 14-4-06/6 о порядке применения Закона от 19.02.1993 N 4520-1 предприятия, учреждения и организации, расположенные в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям, компенсируют работникам на основании представленных билетов и квитанций расходы по оплате проезда к месту использования отдыха и обратно, включая налоги и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с действующим законодательством. К ним относятся суммы налога с продаж, страховой сбор по обязательному личному страхованию пассажиров на транспорте, оплата услуг по предварительному оформлению проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.
Наряду с этим данные выплаты, осуществляемые предприятиями и организациями, установлены и гарантированы государством, а потому должны компенсироваться из федерального бюджета. Названная правовая позиция следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.1999 N 15-О.
В связи с чем источником финансирования затрат на указанные государственные гарантии в статье 4 Закона РФ N 4520-1 указан бюджет Российской Федерации.
При этом Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на Правительство РФ возлагалась обязанность до 01.09.1993 привести решения в соответствие с указанным Законом, разработать и принять нормативные акты, вытекающие из него. Однако данные требования на рассматриваемый период не исполнены.
В ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовал до 01.01.2005) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование таких обязательств должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" средства на компенсацию льгот, установленных Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не предусматривались, соответственно в бюджет субъекта РФ - Хабаровский край не передавались.
В силу изложенного законодательства, учитывая, что в спорный период средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не поступали, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что указанные расходы должны компенсироваться работодателем из собственных средств в соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ, судом кассационной инстанции отклоняются, так как в данном случае к возмещению предъявлены расходы бюджетных организаций, поэтому в ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на Российской Федерации в лице его финансового органа.
Так как оспариваемый судебный акт принят судом в соответствии с процессуальными и материальными нормами и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для их отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение от 23.05.2008 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11422/2007-72 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
С.Б.Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11422/2007-72
Истец: МО ГО "Г. Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре
Ответчик: Хабаровский край в лице МИНФИН Хабаровского края, РФ в лице МИНФИН РФ (в лице УФК по Хабаровскому краю), РФ в лице МИНФИН РФ