г. Хабаровск |
|
30 сентября 2008 г. |
N 06АП-А73/2008-1/3169 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2008.
В полном объеме постановление изготовлено 30.09.2008
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Гричановской Е.В., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от истца: Саутина А.Г., доверенность от 04.09.2008 N 31юр/190/12665.1-08
от ответчика: Леонова Н.В., доверенность от 01.10.2007 N 1-1/5489
от третьих лиц:
от военного комиссариата Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска: Курашова Н.Л., доверенность от 04.06.2008 б/н
от военного комиссариата Хабаровского края: Мамутова К.Г., доверенность от 27.06.2008 б/н
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
министерства имущественных отношений Хабаровского края
на решение от 18 июля 2008 года
по делу N А73-469/2008-72
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Бутковским А.В.
по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю
к министерству имущественных отношений Хабаровского края
о признании недействительным зарегистрированного права, о признании права федеральной собственности
третьи лица военный комиссариат Хабаровского края, военный комиссариат Центрального и Железнодорожного районов города Хабаровска, Управление Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, краевое государственное унитарное предприятие "Недвижимость"
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края к министерству имущественных отношений Хабаровского края с иском (учитывая уточнение, принятое судом в порядке ст.49 АПК РФ):
- о признании права федеральной собственности на административное здание военного комиссариата Центрального района г.Хабаровска, площадью 1 233,6 кв.м, расположенное по адресу: г.Хабаровск, ул.Пушкина,33;
- о признании недействительным зарегистрированного права собственности Хабаровского края на вышеуказанное здание.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: военный комиссариат Хабаровского края, Управление Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (определение от 30.01.2008), краевое государственное унитарное предприятие "Недвижимость" (определение от 17.03.2008), военный комиссариат Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска (название согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица после его реорганизации в форме слияния, определение от 05.06.2008).
Решением арбитражного суда от 18.07.2008 иск удовлетворен в полном объеме.
Министерство имущественных отношений Хабаровского края в апелляционной жалобе просит отменить решение суда. В обоснование ссылается на отнесение спорного объекта к числу памятников истории и культуры краевого значения, что следует из списка, утвержденного решением Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 20.08.1993 N 172; данный объект не включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176; при этом в соответствии с п.2 ст.21 Закона РСФСР от 2412.1990 N 443-1 в собственности краев находятся культурные и исторические ценности краев. Указывает на наличие государственной регистрации права краевой собственности на спорный объект и непредставление ответчиком правоустанавливающих документов в подтверждение права собственности Российской Федерации на это имущество. Полагает необоснованным отказ суда в применении срока исковой давности, поскольку оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание правоустанавливающих документов, послуживших основанием регистрации, согласно этим документам истец должен был узнать о включении спорного объекта в реестр краевой собственности в 1999 и 2002 годах, то есть установленный ст.196 ГК РФ срок по заявленному требованию истек. Считает, что вывод суда о закреплении здания за военкоматом с 1967 года не основан на доказательствах, соответствующие распорядительные акты органов власти не представлены. По мнению заявителя, суд не дал оценку документам, в том числе не исследовал факт того, что спорный объект передан в собственность Хабаровского края не из федеральной собственности, а из муниципальной в 1999 году.
В возражениях на апелляционную жалобу военный комиссариат Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска просит оставить ее без удовлетворения, а принятое по делу решение - без изменения. При этом исходит из того, что в спорном здании на момент разграничения государственной собственности находился военный комиссариат, который входит в структуры Министерства обороны РФ, а поэтому в силу прямого указания закона спорное имущество является федеральной собственностью.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в судебном заседании, ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю просит отказать в ее удовлетворении. Настаивает на том, то спорный объект относится к имуществу Вооруженных сил и в этой связи в силу закона (Федерального закона "Об обороне", пп.2 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) относится исключительно к федеральной собственности. Поясняет, что спорное здание используется военкоматом в учредительных целях с 1967 года, из состава федерального имущества и владения военкомата не выбывало, право федеральной собственности на него, возникшее в силу закона, не прекращалось. Отнесение соответствующего здания к числу памятников истории и культуры регионального значения полагает имеющим значение при определении важности этого здания в качестве такого объекта для Хабаровского края, что не является основанием для отнесения объекта к краевой собственности.
Военный комиссариат Хабаровского края в отзыве на апелляционную жалобу (также представлен в судебном заседании) просит оставить ее без удовлетворения, а решение - без изменения. Приводит доводы, свидетельствующие о согласии с выводами суда.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика и истца привели доводы в поддержку апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно. Представители третьих лиц - военного комиссариата Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска, военного комиссариата Хабаровского края настаивают на своих позициях, изложенных в возражениях и отзыве. От других лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представители не явились.
Проверив законность решения от 18.07.2008, Шестой арбитражный апелляционный приходит к следующему.
Согласно представленным в деле документам, здание комиссариата общей площадью 1 233,6 кв.м, инв.N 659, лит.А, А1, расположенное в г.Хабаровске по ул.Пушкина,33 зарегистрировано на праве собственности за Хабаровским краем. Земельный участок под этим объектом также является собственностью Хабаровского края. Данное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.05.2007 37АВ 054921 и от 14.06.2007 27АВ 055095.
Указанное здание предоставлено министерством имущественных отношений Хабаровского края военному комиссариату Центрального района по договору от 23.10.2003 N 539 безвозмездного пользования государственных нежилых зданий-памятников. Срок действия договора определен с 01.10.2002 на неопределенный срок.
На основании распоряжения министерства имущественных отношений Хабаровского края от 20.11.2007 N 1212 это здание находится в хозяйственном ведении краевого государственного унитарного предприятия "Недвижимость". Право хозяйственного ведения зарегистрировано в установленном порядке, о чем 25.01.2008 выдано свидетельство о государственной регистрации права 27АВ 127030.
ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю, ссылаясь на использование вышеуказанного здания в деятельности военкомата Центрального района г.Хабаровска с 1967 года, в этой связи считая соответствующее здание федеральной собственностью в силу закона, а его включение в реестр краевой собственности и регистрацию права собственности за Хабаровским краем - незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Доказыванию по такой категории дел подлежат - законность оснований возникновения зарегистрированного права и наличие у истца прав на спорный объект.
Из свидетельства о государственной регистрации права от14.06.2007 видно, что основанием для регистрации права собственности Хабаровского края на спорное имущество послужила выписка из реестра краевого имущества от 11.02.2005 N 1-11/532, выданная министерством имущественных отношений Хабаровского края.
В свою очередь из выписки следует, что в реестр (сводную опись) краевого имущества спорное здание включено на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, постановления главы администрации Хабаровского края от 28.07.1999 N 285.
Постановлением главы администрации Хабаровского края от 28.07.1999 N 285, принятым в целях обеспечения и сохранности рационального использования значимых для Хабаровского края объектов, отнесенных к памятникам истории и культуры, предписано принять в государственную собственность Хабаровского края объекты недвижимости, отнесенным к памятникам истории и культуры по прилагаемому перечню. Согласно перечню дом по ул.Пушкина,33 находился на балансе ЖПЭТ-2; документом о принятии на государственную охрану послужило решение Малого Совета г.Хабаровска от 20.08.1993 N 172 (постановление Хабаровской краевой Думы от 31.07.1997 N 182).
Согласно п.3 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1 исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176.
В этот перечень спорный объект не включен.
В силу п.3 названного Постановления объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов, они относятся к федеральной собственности.
Как указывалось выше, соответствующее здание отнесено к памятникам истории и культуры краевого значения Малым Советом Хабаровского краевого Совета народных депутатов (решение от 20.08.1993 N 172), и по предложению последнего определен собственник спорного здания.
В п.1 ст.48 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что объекты культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.
В данном случае не представлены доказательства о передаче в установленном законодательством порядке спорного памятника истории и культуры, подлежащего охране как памятник государственного (краевого) значения, из состава государственной собственности Хабаровского края в федеральную собственность.
Таким образом, включение спорного объекта в реестр краевой собственности и последующая регистрация права собственности Хабаровского края на него не противоречат положениям Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Довод истца о возникновении права федеральный собственности на спорный объект как на имущество Вооруженных сил, отклоняется судом апелляционной инстанции по нижеприведенным мотивам.
Спорное здание использовалось на момент разграничения государственной собственности и используется до настоящего времени военным комиссариатом. Между тем доказательств того, что это здание передавалось и закреплено за военным комиссариатом и использовалось исключительно им, не предоставлено.
В этой связи отсутствуют основания для признания того, что право федеральной собственности возникло на спорное здание в силу закона - согласно Указам Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372 и от 01.09.2007 N 1132 "Об утверждении положения о военных комиссариатах", п.12 ст.1 Федерального закона "Об обороне", п.2 раздела II приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
При изложенном основания дл удовлетворения заявленного иска отсутствовали.
В этой связи доводы апелляционной жалобы, касающиеся существа рассматриваемого спора, подлежат удовлетворению, а решение - отмене.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы относительно применения срока исковой давности по заявленному требованию следует признать несостоятельными, поскольку, как установлено, спорное здание использовалось и используется военным комиссариатом Министерства обороны Российской Федерации, то есть из ведения последней не выбывало; в этой связи иск подлежал рассмотрению как требование, аналогичное требованию собственника об устранении всяких нарушений его прав в отношении спорного помещения, не связанных с лишением владения этим помещением, что влечет применение правил ст.208 ГК РФ о нераспространении на заявленное требование исковой давности.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску (4 000 руб.) и по апелляционной жалобе (1 000 руб.), относятся на истца, учитывая результат разрешения спора и правила ст.110 АПК РФ. При этом суд принимает во внимание предоставление истцу отсрочки в уплате государственной пошлины при подаче иска и ее фактическое перечисление ответчиком при обращении с апелляционной жалобой.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату плательщику в силу пп.1 п.1 ст.333.21 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18 июля 2008 года по делу N А73-469/2008-72 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 4 000 рублей.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю в пользу министерства имущественных отношений Хабаровского края расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, в размере 1 000 рублей.
Выдать исполнительные листы.
Возвратить министерству имущественных отношений Хабаровского края из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 13.08.2008 N 10644, в размере 1 000 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Н. Головнина |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-469/2008-72
Истец: ТУФАУФИ по Хабаровскому краю
Ответчик: Министерство имущественных отношений Хабаровского края
Кредитор: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска
Третье лицо: Управление ФРС по Хабаровскому краю и ЕАО, КГУП "Недвижимость", Военный комиссариат Центрального и Железнодорожного района г. Хабаровска, Военный комиссариат Хабаровского края