г. Хабаровск |
|
28 января 2009 г. |
N 06АП-4483/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 28 января 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.,
Судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Амурская ЭРА": не явились;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Трофимова Анастасия Александровна, представитель по доверенности от 11.01.2009 б/н;
от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску - на - Амуре Хабаровского края: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Амурская ЭРА"
на решение от 14 ноября 2008 года
по делу N А73-10711/2008
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Барилко М.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Амурская ЭРА"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
Заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску - на - Амуре Хабаровского края
о признании недействительным отказа в предоставлении отсрочки уплаты пеней по налогам, сборам, зачисляемым в местный и краевой бюджет, выраженного в письме от 24.07.2008 N 14-43/16258, обязании устранить допущенные нарушения прав.
Открытое акционерное общество "Амурская ЭРА" (далее - общество, ОАО "Амурская ЭРА") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным отказа в предоставлении отсрочки уплаты пеней по налогам, сборам, зачисляемым в местный и краевой бюджет в отношении ОАО "Амурская ЭРА", выраженного в письме от 24.07.2008 N 14-43/16258.
Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС России по Хабаровскому краю).
Решением суда первой инстанции от 14.11.2008 в заявленных требованиях отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Общество и заинтересованное лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску - на - Амуре Хабаровского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Представитель УФНС России по Хабаровскому краю в заседании суда апелляционной инстанции отклонила доводы апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя УФНС России по Хабаровскому краю, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что общество зарегистрировано и внесено в единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 2082703028483; состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края.
28.12.2005 руководителем Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре вынесено постановление N 199 о взыскании с общества налогов в сумме 26 649 846,25 руб., пени в сумме 12 942 985,29 руб., а всего 39 592 831,54 руб. за счет имущества налогоплательщика - ОАО "Амурская ЭРА".
13.01.2006 на основании постановления ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 28.12.2005 N 199 Межрайонным отделом судебных приставов по г. Комсомольску-на-Амуре и Комсомольскому району было возбуждение исполнительное производство N 28369-34/2006 о взыскании с должника - ОАО "Амурская ЭРА", задолженности в сумме 39 592 831,54 руб.
В соответствии с расшифровкой задолженности к уточнению к постановлению N 199 ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре от 12.11.2007 задолженность ОАО "Амурская ЭРА" по пеням, подлежащая взысканию на основании постановления от 28.12.2005 N 199, составила:
- по налогу на прибыль организаций - в сумме 10 989,11 руб.,
- по налогу на доходы физических лиц - в сумме 564 615,78 руб.,
- по единому социальному налогу в Территориальный ФОМС - в сумме 19 462,91руб.,
- по налогу на добавленную стоимость - в сумме 2 460 062,28 руб.,
- по налогу на имущество организаций - в сумме 686 431,28 руб.,
- по налогу пользователей автомобильных дорог - в сумме 102 471,40 руб.,
- по прочим местным налогам, сборам - в сумме 51 397,47 руб.,
- по недоимке, пеням, иным финансовым санкциям - в сумме 2 107 111,30 руб.,
- по земельному налогу - в сумме 40 946,61 руб.
26.06.2008 ОАО "Амурская ЭРА" обратилось в УФНС России по Хабаровскому краю с заявлением о предоставлении на срок 12 месяцев отсрочки по уплате пеней, в том числе:
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 564 615,78 руб.,
- по единому социальному налогу в Территориальный ФОМС в сумме 19 462,91руб.,
- по налогу на имущество организаций - в сумме 686 431,28 руб.,
- по налогу на пользователей автомобильных дорог - в сумме 102 471,40 руб.,
- по прочим местным налогам, сборам - в сумме 51 397,47 руб.,
- по земельному налогу - в сумме 40 946,61 руб.
Письмом от 24.07.2008 N 14-43/16258 Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю сообщило ОАО "Амурская ЭРА" о том, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление отсрочек, рассрочек по пеням, поскольку в соответствии со статьей 63 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отсрочка может быть предоставлена только по налогам и сборам.
Не согласившись с отказом налогового органа по предоставлению отсрочки по уплате пеней, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований обществу, суд первой инстанции исходил из следующего.
Правоотношения по изменению срока уплаты налога, сбора путем предоставления отсрочки, рассрочки уплаты налога, сбора регулируются главой 9 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном названной главой (пункт 2 статьи 61 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 61 НК РФ, изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 64 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета (пункт 5 статьи 64 НК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 64 НК РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
Согласно пункту 13 статьи 64 НК РФ, правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено \ законодательством о налогах и сборах.
Следовательно, глава 9 НК РФ не содержит положений, предусматривающих возможность изменения срока по уплате пени.
Из письма от 24.07.2008 N 14-43/16258 усматривается, что отказ налогового органа в предоставлении ОАО "Амурская ЭРА" отсрочки по уплате пеней мотивирован отсутствием в налоговом законодательстве Российской Федерации положений, предусматривающих возможность изменения срока уплаты пени.
С учетом изложенного, суд обоснованно признал правомерность отказа налогового органа в предоставлении обществу отсрочки по уплате пеней, поскольку отказ соответствует нормам действующего налогового законодательства Российской Федерации (глава 9 НК РФ).
Судом обоснованно отклонен довод общества о том, что поскольку глава 9 НК РФ, определяющая основания и порядок предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налога, сбора, имеет наименование "Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени", следовательно, по мнению общества, предоставление отсрочки возможно и в отношении пеней.
Действительно, глава 9 НК РФ, регулирующая правоотношения по предоставлению отсрочки, рассрочки уплаты налога, сбора, имеет наименование "Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени".
Между тем, указанное наименование главы 9 НК РФ приведено в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой в главу 9 НК РФ были внесены изменения и дополнения: в названии главы 9 НК РФ слова "налогов и сборов" были заменены словами "налога и сбора, а также пени".
В статье 61 НК РФ название статьи было дополнено словами "а также пени". Статья 61 НК РФ была дополнена пунктом 6 следующего содержания: "6. Изменение срока уплаты пени производится в порядке, предусмотренном настоящей главой".
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", вступившего в законную силу с 01.01.2007, в статью 61 НК РФ внесены изменения, касающиеся изменения срока уплаты пени: из наименования статьи 61 НК РФ исключены слова "а также пени"; в пункте 6 слово "пени" также исключено.
Следовательно, с 01.01.2007 из наименования статьи 61 НК РФ законодателем было исключено слово "пени"; статья 61 НК РФ не предусматривает возможность изменения срока уплаты пеней; наличие слова "пени" в названии главы 9 НК РФ само по себе не означает безусловного предоставления отсрочки, рассрочки по уплате пеней, поскольку ни одной нормой главы 9 НК РФ возможность изменения срока по уплате пени не предусмотрена.
В связи с этим, правовые основания для предоставления с 01.01.2007 отсрочки по уплате пеней у уполномоченных органов отсутствуют.
Между тем, поскольку постановление N 199 о взыскании налогов в сумме 26 649 846,25 руб., пени в сумме 12 942 985,29 руб., а всего 39 592 831,54 руб. за счет имущества налогоплательщика ОАО "Амурская ЭРА" было вынесено Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре 28.12.2005, в срок до 01.01.2007, то есть до внесения соответствующих изменений в НК РФ, общество было вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате пеней.
Как установлено судом, в срок до 01.01.2007 с указанным заявлением ОАО "Амурская ЭРА" в налоговый орган не обращалось, а обратилось 26.06.2008, когда положения об изменении срока уплаты пени были исключены из статьи 61 НК РФ, и у налогового органа не имелось правовых оснований для предоставления заявителю отсрочки по уплате пени.
Суд также обоснованно отклонил довод общества о том, что поскольку пеня является индивидуальным, безвозмездным, платежом, она охватывается общим понятием налога, сбора, недоимки, в связи с чем, положения главы 9 НК РФ применимы к правоотношениям по изменению срока уплаты пени.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 НК РФ понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 8 НК РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Понятие пени определено статьей 75 НК РФ, согласно положениям которой, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 15 НК РФ)
Статьей 72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов, который применяется к налогоплательщику (плательщику сборов) в случае несвоевременной уплаты им налогов или сборов.
Пунктом 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" предусмотрено, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Таким образом, пеня, в отличие от налога и сбора, является платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налогов и сборов в установленный срок. Следовательно, понятие пени не тождественно понятию налога или сбора, приведенному в статье 8 НК РФ, в связи с чем, положения главы 9 НК РФ, регулирующей правоотношения по предоставлению отсрочки, рассрочки уплаты налога, сбора, не могут быть применены по аналогии к предоставлению отсрочки, рассрочки по уплате пеней.
Судом обоснованно отклонен довод налогового органа о пропуске обществом трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обращение в суд с заявлением об оспаривании отказа УФНС России по Хабаровскому краю по предоставлению отсрочки по уплате пеней.
Из материалов дела следует, что оспариваемый отказ налогового органа выражен в письме от 24.07.2008 N 14-43/16258, следовательно, срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании отказа налогового органа истекал 25.10.2008. Согласно штампу входящей корреспонденции, с настоящим заявлением в суд ОАО "Амурская ЭРА" обратилось 22.09.2008, то есть в пределах трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал правомерность отказа налогового органа в предоставлении обществу рассрочки по уплате пеней.
Другие доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 ноября 2008 года по делу N А73-10711/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
В.Ф. Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10711/2008
Истец: ООО "Амурская эра"
Ответчик: УФНС по Хабаровскому краю, ИФНС по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4483/2008