г. Хабаровск
26 февраля 2009 г. |
N 06АП-300/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.,
судей: Кустовой Т.С., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.,
при участии в судебном заседании:
от Федеральной налоговой службы: Приймак Г.Г., представителя по доверенности от 20.11.2008,
от конкурсного управляющего межмуниципального общества с ограниченной ответственностью "Родник" Рыбьякова Владимира Викторовича: Кручининой Е.В., представителя по доверенности от 15.01.2009,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего межмуниципального общества с ограниченной ответственностью "Родник" Рыбьякова Владимира Викторовича
на определение от 25.12.2008
по делу N А73-1102К/2008 (А73-3397/2007)
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Тюрюминой Л.Н.,
по жалобе Федеральной налоговой службы
на ненадлежащее исполнение Рыбьяковым Владимиром Викторовичем обязанностей конкурсного управляющего межмуниципального общества с ограниченной ответственностью "Родник"
по делу о признании межмуниципального общества с ограниченной ответственностью "Родник" несостоятельным (банкротом).
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) межмуниципального общества с ограниченной ответственностью "Родник" (далее - МООО "Родник", должник) Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с жалобой на ненадлежащее исполнение Рыбьяковым Владимиром Викторовичем обязанностей конкурсного управляющего должника.
Определением от 25.12.2008 жалоба ФНС России удовлетворена, незаконными, нарушающими права и законные интересы уполномоченного органа признаны: действия конкурсного управляющего МООО "Родник" Рыбьякова В.В., выразившиеся в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Экономико-правовое агентство "Партнер" (далее - ООО "ЭПА "Партнер") для осуществления функций по научно-технической обработке документов; бездействие арбитражного управляющего должника, выразившееся: в отсутствие работы по взысканию в полном объеме дебиторской задолженности, непроведении инвентаризации приобретенного за счет МООО "Родник" имущества и включении его имущества в конкурсную массу, уплате текущих платежей, возникших в период наблюдения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, конкурсный управляющий МООО "Родник" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 25.12.2008 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении жалобы уполномоченного органа, указав в обоснование на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, жалоба ФНС России рассмотрена судом в отсутствие арбитражного управляющего, надлежащим образом не извещенного о месте и времени судебного заседания; материалами дела не подтверждено нарушения прав и законных интересов ФНС России действиями (бездействием) конкурсного управляющего должника; арбитражным управляющим предпринимаются меры по взысканию дебиторской задолженности, о чем уполномоченному органу сообщено в отчете и пояснениях к нему; поскольку у должника средства производства отсутствовали, компьютерная техника приобретена с целью составления отчетов, работы с кредиторами, контролирующими органами.
Представитель конкурсного управляющего МООО "Родник" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании представитель ФНС России просил обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав доводы отзыва.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле о банкротстве МООО "Родник", изучив материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.12.2007 по делу N А73-3397/2007-36 МООО "Родник" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Рыбьяков В.В.
Полагая, что действия конкурсного управляющего должника, выразившиеся в привлечении ООО "ЭПА "Партнер" для осуществления функций по научно-технической обработке документов, и бездействие, выразившееся в отсутствии работы по взысканию в полном объеме дебиторской задолженности, непроведении инвентаризации приобретенного за счет МООО "Родник" имущества и включения его в конкурсную массу, уплате текущих платежей, возникших в период наблюдения, нарушают права и законные интересы уполномоченного органа, ФНС России обратилась в арбитражный суд с жалобой ненадлежащее исполнение Рыбьяковым В.В. обязанностей конкурсного управляющего должника.
Одним из оснований подачи апелляционной жалобы является ненадлежащее извещение конкурсного управляющего МООО "Родник" о месте и времени проведения судебного заседания при рассмотрении жалобы ФНС России в суде первой инстанции.
В целях исключения безусловного основания для отмены обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции проверяет данный довод апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания (часть 1 статьи 153 АПК РФ).
Статьей 121 АПК РФ также предусмотрено обязательное извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия.
Извещения направляются арбитражным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации или месту жительства гражданина.
В силу положений статьи 34 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий является лицом, участвующим в деле о банкротстве.
Кроме этого, статья 60 Закона о банкротстве не предусматривает рассмотрение жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего без вызова лиц, участвующих в деле.
Перечень оснований надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, установлен частью 2 статьи 123 АПК РФ.
Направленное конкурсному управляющему МООО "Родник" арбитражным судом определение о назначении судебного заседания от 02.12.2008 по адресу, указанному в отчетах арбитражного управляющего: 682711, Хабаровский край, р. п. Солнечный, ул. Строителей, д. 8, получено Рыбьяковым В.В., о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 78), что в соответствии со статьей со статьей 123 АПК РФ является надлежащим извещением.
Следовательно, конкурсный управляющий МООО "Родник" о месте и времени рассмотрения жалобы ФНС России в суде первой инстанции извещен надлежащим образом.
Основной объем обязанностей конкурсного управляющего определен в статьях 24, 129 Закона о банкротстве.
В соответствии с частями 1, 6 статьи 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации. При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункту 1 статьи 60 Закона о банкротстве кредиторы вправе обжаловать в арбитражный суд действия (бездействие) арбитражного управляющего, нарушающие их права и законные интересы. При этом доказыванию подлежат как ненадлежащее исполнение либо неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, так и факт нарушения этим прав и законных интересов кредиторов.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве одного из доводов жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего уполномоченный орган ссылается на привлечение ООО "ЭПА "Партнер" для осуществления функций по научно-технической обработке документов с выплатой единовременного вознаграждения в размере 260 000 рублей, несмотря на то, что от другой сторонней организации - муниципальное учреждение "Хабаровский городской центр хранения документов" поступило более выгодное предложение с указанием меньшего размера вознаграждения.
Право арбитражного управляющего привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника предусмотрено подпунктом 5 пункта 3 статьи 24 Закона о банкротстве.
Материалами дела подтверждено, что конкурсный управляющий должника заключил с ООО "ЭПА "Партнер" договор от 04.05.2008 (л.д. 51-53), в соответствии с условиями которого последний обязался в срок с 01.06.2008 по 01.11.2008 выполнить собственными силами следующие работы: научно-техническую обработку документов по личному составу, проведение экспертизы ценности документов по личному составу, обработку и опись документов временного хранения, составление научно-справочного аппарата к документам фонда, а должник - принять результат выполненных работ и уплатить обусловленную договором цену - 260 000 рублей (пункты 1.1, 3.1, 4.1).
Предложение муниципального учреждения "Хабаровский городской центр хранения документов" от 20.05.2008 (л.д. 54-55) однозначно не свидетельствует о реальной возможности заключить договор на более выгодных для должника условиях, поскольку стоимость работ указана приблизительно - 237 924 рубля, кроме этого, в зависимости от физического состояния дел и особенностей их формирования на стадии текущего делопроизводства может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что окончательная стоимость работ подлежит определению после их выполнения и принятия, тогда как в вышеназванной сделке цена договора определена в твердой сумме.
Таким образом, целесообразность привлечения муниципального учреждения "Хабаровский городской центр хранения документов" для осуществления функций по научно-технической обработке документов уполномоченным органом не доказана.
Кроме этого, нормами Закона о банкротстве не установлены критерии отбора лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения осуществления своих полномочий.
Доказательств того, что договор от 04.05.2008 заключен не в интересах должника и его кредиторов, суду не представлено.
В связи с чем право, предоставленное статьей 24 Закона о банкротстве, реализовано конкурсным управляющим и для обеспечения осуществления своих полномочий им привлечены специалисты с целью, определенной в достигнутом между ними соглашении, в интересах сопровождения процедуры банкротства.
Довод уполномоченного органа о бездействии арбитражного управляющего должника, выразившегося в непроведении работы по взысканию в полном объеме дебиторской задолженности, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном названным Законом.
В подтверждение проведенной работы по взысканию задолженности с третьих лиц конкурсным управляющим МООО "Родник" в заседание суда апелляционной инстанции представлены: договор поручения от 01.01.2008 N Р 3-Н/08 совершения юридических действий на право сбора, требования задолженности за оказанные коммунальные услуги населению, заключенный между конкурсным управляющим должника и межмуниципальным обществом с ограниченной ответственностью "Расчетно-кассовый центр"; платежные поручения, свидетельствующие о перечислении последним должнику денежных средств по вышеуказанной сделке; судебные акты, подтверждающие взыскание дебиторской задолженности; акт инвентаризации дебиторской задолженности от 01.12.2008.
Результаты проведенной работы о взыскании (требовании) задолженности с третьих лиц представлены собранию кредиторов, о чем свидетельствуют отчеты конкурсного управляющего МООО "Родник" о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства по состоянию на 20.08.2008, 29.10.2008, 01.02.2009. Кроме этого, представленные к отчету материалы направлены как в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве МООО "Родник", так и ФНС России (сопроводительные письма от 22.08.2008, от 01.11.2008, акты приемки-передачи документов от 29.10.2008, от 22.10.2008, от 18.09.2008, от 13.08.2008, от 18.08.2008, от 01.04.2008).
Необходимо отметить, что за предложение арбитражного управляющего, представленного собранию кредиторов 29.10.2008, об оценке дебиторской задолженности с целью ее возможной уступки проголосовало "против" 99,09 процента от общего количества голосов присутствующих конкурсных кредиторов, в том числе уполномоченный орган.
Таким образом, указанные обстоятельства подтверждают выполнение конкурсным управляющим МООО "Родник" обязанностей, возложенных на него пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве.
Не находит своего документального подтверждения бездействие конкурсного управляющего МООО "Родник", выразившееся в непроведении инвентаризации приобретенного за счет МООО "Родник" имущества (компьютерной техники) и включении его имущества в конкурсную массу.
Как следует из акта инвентаризации материальных ценностей по состоянию на 29.08.2008, фактически материальные ценности должника отсутствуют. Данное обстоятельство подтверждает необходимость приобретения компьютерной техники с целью проведения процедуры банкротства должника. Следует отметить, что затраты управляющего произведены в процедуре банкротства и согласно инвентаризационным описям товаро-материальных ценностей на 01.12.2008 данное имущество поставлено на баланс и включено в конкурсную массу МООО "Родник".
Давая оценку доводам уполномоченного органа в части уплаты конкурсным управляющим МООО "Родник" текущих платежей, возникших в период наблюдения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из находящегося в материалах дела отчета конкурсного управляющего МООО "Родник" (л.д. 11-46) следует, что поступившие денежные средства на счет и в кассу должника использованы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и привлеченным специалистам, оплату хозяйственных расходов (расходов по ведению конкурсного производства), перечисление налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.
Таким образом, поступившая должнику денежные средства направлены на погашение внеочередных обязательств должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона о банкротстве внеочередные обязательства погашаются за счет конкурсной массы в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно абзацу четвертому пункта 2 статьи 855 ГК РФ списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), должно производиться до списания по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Между тем данная норма признана неконституционной Постановлением от 23.12.1997 N 21-П Конституционного Суда Российской Федерации. В этом постановлении указано на то, что конституционные обязанности выплачивать вознаграждения за труд и платить законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу.
До внесения изменений в пункт 2 статьи 855 ГК РФ в соответствии с вышеуказанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации вопрос о порядке списания денежных средств при недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения всех предъявленных к нему требований регулируется законами о федеральном бюджете.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 ГК РФ в первую и во вторую очередь.
Представленные арбитражным управляющим документы (журналы проводок за 2008 год, платежные и инкассовые поручения, справка налогового органа по состоянию на 18.02.2009) подтверждают перечисление денежных средств в период с марта по ноябрь 2008 года на оплату текущей задолженности по налогам и сборам (справочно: из начисленной суммы налогов и сборов - 14 729 613 рублей, погашено 8 532 384,81 рубля).
Доказательств подтверждающих, что обязанность должника по уплате налога возникла ранее предъявления требования о выплате заработной платы, уполномоченным органом не представлено. Таким образом, нарушений календарной очередности при выплате вознаграждения арбитражному управляющему и специалистам, оплате расходов конкурсного производство не установлено.
Необходимо отметить, что размер затрат (вознаграждение, хозяйственные расходы), в сравнении с имеющейся перед бюджетом задолженностью, незначителен.
В данном случае ФНС России не представила доказательств нарушения вышеизложенными действиями конкурсного управляющего МУП "УК по ЖКУ" прав и законных интересов уполномоченного органа, а также доказательств того, что оспариваемые действия конкурсного управляющего повлекли или могли повлечь за собой убытки должника или его кредиторов.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о том, что обжалуемые ФНС России действия (бездействие) конкурсного управляющего МООО "Родник" Рыбьякова В.В. нарушили права или законные интересы заявителя, а также повлекли или могли повлечь неблагоприятные последствия для должника и его кредиторов. Доказательств обратного материалы дела не содержат. В этой связи основания для удовлетворения жалобы, поданной ФНС России в рамках настоящего производства, отсутствуют.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба конкурсного управляющего МООО "Родник" подлежит удовлетворению, обжалуемый судебный акт - отмене.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение от 25 декабря 2008 года по делу N А73-1102к/2008 (А73-3397/2007) Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении жалобы Федеральной налоговой службы на действия (бездействие) конкурсного управляющего межмуниципального общества с ограниченной ответственностью "Родник" Рыбьякова Владимира Викторовича отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е. Н. Головнина |
Судьи |
Т. С. Кустова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1102 к/2008 (А73-3397/2007)
Истец: ФНС России, УФНС России по Хабаровскому краю, МИФНС России N 2 по Хабаровскому краю
Ответчик: к/у МООО "Родник" Рыбьяков В.В.
Кредитор: филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае, Солнечном, им. П. Осипенко районах", ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", ООО "Востоколово", КУМИ Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, ЗАО "Амгунь", администрация Хурмулинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровскогокрая, администрация сельского поселения "Поселок Амгунь" Солнечного муниципального района Хабаровского края, администрация сельског поселения "Поселок Горин" Солнечного муниципального района Хабаровского края, администрация Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровскогокрая, администрация городского поселения "Рабочий поселок" Солнечного муниципального района Хабаровского края, Администрация Горенского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края, администрация Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: УФРС по Хабаровскому краю и ЕАО
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-300/2009