г. Хабаровск |
|
17 апреля 2009 г. |
06АП-1223/2009 |
Резолютивная часть оглашена 15 апреля 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 апреля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Песковой Т.Д., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя не явились (уведомление от 07.04.2009 N 181396, факсимильное сообщение от 10.04.2009);
от заинтересованного лица не явились (уведомление от 06.04.2009 N 181402, факсимильное 10.04.2009)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение Арбитражного суда Амурской области от 02.03.2009
по делу N А04-2640/2008-126/2009, принятое судьей Антоновой С.А.
по заявлению Министерства финансов Амурской области
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
об оспаривании представления от 13.02.2008 N 23-04-17/272 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Амурской области (далее - заявитель, минфин АО) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Амурской области) от 13.02.2008 N 23-04-17/272 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, которым предложено заявителю принять меры по недопущению в дальнейшем действий по распределению и перечислению на лицевые счета главных распорядителей поступивших из федерального бюджета средств финансовой помощи с нарушением сроков от 10 до 64 дней.
Право на обращение с соответствующим заявлением минфин АО обосновал тем, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит сроков перечисления бюджетных средств на лицевые счета главных распорядителей (получателей), соответственно, в действиях минфина АО отсутствуют нарушения норм и правил.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 02.03.2009 по делу N А04-2640/2008-126/2009 признано недействительным, как несоответствующее Трудовому кодексу Российской Федерации, Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н "Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности", Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н "Об утверждении положения о территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора", представление ТУ Росфиннадзора в Амурской области от 13.02.2008 N 23-04-17/272 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части необходимости исполняющему обязанности Министра финансов Амурской области определить меру ответственности к лицам, допустившим нарушение бюджетного законодательства. В удовлетворении остальной части требований отказано. Заявителю из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости применения разумного срока исполнения заявителем обязательств по перечислению поступивших из федерального бюджета субсидий (субвенций) главным распорядителям (получателям), то есть в течение десяти дней со дня обращения в минфин главных распорядителей бюджетных средств об их перечислении на счета. Удовлетворяя требование заявителя об отмене представления в части возложения на минфин АО обязанности определить меру ответственности к лицам, допустившим нарушение сроков перечисления бюджетных средств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что ТУ Росфиннадзора в Амурской области вышло за пределы предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, минфин АО обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 02.03.2009 N А04-2640/2008-126/2009 изменить, признать недействительным представление в полном объеме ввиду неправильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права регулирующих спорные правоотношения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явилось препятствием для рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит обстоятельств, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции. Судом первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что в период с 10.01.2008 по 06.02.2008 ТУ Росфиннадзора в Амурской области в соответствии с планом контрольной и надзорной работы от 09.01.2008 N 9 проведена проверка распределения и использования средств финансовой помощи, предоставленной бюджету Амурской области из федерального бюджета в 2007 году в минфине АО.
По результатам проверки составлен акт от 06.02.2008 на основании которого ТУ Росфиннадзора в Амурской области вынесено представление от 13.02.2008 N 23-04-17/272 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Основанием для вынесения представления от 13.02.2008 N 23-04-17/272 явилось распределение и перечисление минфином АО поступивших из федерального бюджета на счет областного бюджета средств финансовой помощи на лицевые счета главных распорядителей с нарушением сроков от 10 до 64 дней после получения информации от главных распорядителей (получателей). При поступлении средств федерального бюджета в сумме 12000,0 тыс. руб. на "Реконструкцию ВЛ - 35кВ Чагоян-Ураловка с подстанцией 35/10 кВ "Ураловка" Амурской области" по платежному поручению от 25.06.2007 N 324, и.о. министра финансов Орел А.И. подписано на исполнение заключение от 27.06.2007 N 60-т о финансировании департамента по промышленности, транспорту и связи Администрации Амурской области в сумме 12000,0 тыс. рублей по кодам бюджетной классификации (ППГ1 011, КФР0411, КЦСР 1004600, КВР 214, КЭС 310). Фактически средства на финансирование выше указанного объекта перечислены 10.09.2007 по платежному документу N 410, срок исполнения составил 54 дня.
На поступившие по платежному поручению от 17.07.2007 N 506 средства федерального бюджета в сумме 3341,0 тыс. рублей на "Строительство станции обезжелезивания в г. Свободном" 25.07.2007 получена информация от главного распорядителя (получателя) Департамента ЖКХ Администрации Амурской области, в которой указан номер лицевого счета и коды бюджетной классификации. Зачисление субсидии главному распорядителю (получателю) произведено министерством финансов 05.09.2007 по платежному документу N 384, срок исполнения составил 35 дней.
На поступившие по платежному поручению от 24.09.2007 N 168 средства федерального бюджета в сумме 106900,0 тыс. рублей на "Строительство хирургического корпуса ОГУЗ Амурская областная детская клиническая больница г. Благовещенск" 28.09.2007 получена информация от главного распорядителя (получателя) министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, в которой указан номер лицевого счета и коды бюджетной классификации (ППП 912, КФР 0901, КЦСР 1020000, КВР 214, КЭС 310). Зачисление субсидии главному распорядителю (получателю) произведено министерством финансов 26.12.2007 по платежному документу N 571, срок исполнения составил 64 дня (приложение 5, 6).
Не согласившись с представлением ТУ Росфиннадзора в Амурской области, минфин АО, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая данное решение, правомерно исходил из следующего.
Основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации установлены в статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации. К таковым, в частности, отнесено несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.
Согласно пункту 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вправе принять решение о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями; вынести руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; привлечь к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные действия в силу пункта 4 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации могут быть обжалованы в установленном порядке.
В пункте 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Таким образом, направив в адрес минфина АО оспариваемое предписание, контролирующий орган действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
В силу статей 161, 162, 225, 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.01.2008) учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидий и субвенций за счет средств федерального бюджета бюджетным учреждениям, утвержденною Приказом Минфина России от 29.03.2007 N 28н (далее - Порядок), субсидии (субвенции) предоставляются бюджетным учреждениям, которые определены в соответствии с порядком (правилами) предоставления субсидий (субвенций) за счет средств федерального бюджета организациям любой организационно-правовой формы, установленным соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Пунктом 3 Порядка установлено, что предоставление субсидий (субвенций) осуществляется на основании соглашений (договоров), заключенных бюджетным учреждением с уполномоченным получателем. В указанных соглашениях (договорах) должны быть предусмотрены размер, сроки, цели и условия предоставления субсидий (субвенций), порядок представления отчетности о результатах выполнения получателем субсидий (субвенций) предусмотренных соглашением мероприятий.
Во исполнение данного Порядка Министерством финансов Российской Федерации письмом от 25.04.2007 N 02-13-10/1005 предписано, что с целью равномерного расходования средств федерального бюджета в течение текущего финансового года и в целях реализации пункта 2 Порядка предоставления в 2007 году за счет федерального бюджета субсидий и субвенций бюджетным учреждениям, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.03.2007 N 28н, главным распорядителям средств федерального бюджета и находящимся в их ведении получателям средств федерального бюджета в возможно короткие сроки необходимо установить порядок (правила) по предоставлению субсидий: (субвенций) бюджетным учреждениям.
Согласно постановлению Губернатора Амурской области от 29.12.2006 N 719 (с учетом постановления от 10.07.2007 N 411) администраторам поступлений в областной бюджет при получении информации о зачислении субсидий и субвенций, поступивших из федерального бюджета на счет областного бюджета, в течение двух рабочих дней представлять в финансовый департамент администрации области информацию, в которой указать коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым необходимо зачислить поступившие суммы, и номер лицевого счета главного распорядителя (получателя) средств (пункт 3). Одновременно с информацией необходимо представлять копии документов (договор, соглашение), указанных в поле "Назначение платежа" поступивших платежных документов. В случае представления неверной информации финансовый департамент администрации области в течение одного рабочего дня возвращает информацию без исполнения с указанием причины возврата.
Пунктом 5 Постановления Министерству финансов Амурской области предписано в течение одного рабочего дня со дня получения выписки из лицевого счета бюджета представлять администраторам поступлений заверенные копии платежных поручений на зачисление субсидий и субвенций, поступивших из федерального бюджета, на счет областного бюджета.
Правильно проанализировав указанный порядок, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Министерство финансов Амурской области является промежуточным звеном между государством в лице Министерства финансов Российской Федерации и главными распорядителями (получателями) средств федерального бюджета целевого назначения. В этой связи, исполняя возложенные функции и осуществляя перечисление денежных средств, минфин АО должен исходить из того, что финансовые правоотношения в силу своей природы носят имущественный характер, соответственно, несвоевременное совершение указанных действий наносит имущественный вред государству.
Отсутствие законодательно установленного срока перечисления субвенций и субсидий не свидетельствует о наличии оснований для произвольного перечисления денежных средств, поскольку данные действия должны быть совершены немедленно.
Не учтено заявителем и то, что бюджетное законодательство имеет своей целью пресечение и наказание должностных лиц органов исполнительной власти за несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям (статьи 283, 293 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а поскольку ненадлежащее исполнение бюджетных обязательств в данном случае, повлекло за собой нарушение прав третьих лиц, ТУ Росфиннадзора в Амурской области обоснованно вынесло оспариваемое представление.
Факт совершения минфином АО нарушения подтверждается актом проверки, справками о выборочном поступлении бюджетных средств и перечисление главным распорядителям средств областного бюджета за 2007 год, обращениями главных распорядителей - Департамента по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации Амурской области (т.д. 1 л. 116), Департамента архитектуры и строительства администрации Амурской области (т.д. 1 л. 117-119); договором N 04/23 от 23.03.2007 о финансировании строительства и реконструкции строек и объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу; договором N ЕТ-36 от 12.04.2007 о порядке финансирования строек и объектов Амурской области за счет средств федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов; договором N 1103-251/88 от 24.05.2007 о финансировании строительства и реконструкции строек и объектов, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2007 год по подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы; копиями платежных поручений; другими материалами дела.
При рассмотрении данного дела, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости применения разумного десятидневного срока исполнения Министерством финансов Амурской области обязательств по перечислению поступивших из федерального бюджета субсидий (субвенций) главным распорядителям (получателям), правовые основания для несогласия с данным выводом у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Исходя из изложенного, у апелляционной инстанции нет оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежит взысканию с минфина АО.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02 марта 2009 года по делу N А04-2640/2008-126/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2640/2008-9/64
Истец: Министерство финансов Амурской области
Ответчик: ТУ ФСФБН в Амурской области