г. Хабаровск
09 июля 2009 г. |
N 06АП-2556/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.,
судей Малышевой Л.Г, Кустовой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ключник А.А.
при участии в судебном заседании:
от истца - Токминой С.А., представителя по доверенности от 27.01.2009 N 124; Петряшиной Е.В., представителя по доверенности от 08.04.2009 N 569; Сидоренко О.Н., представителя по доверенности от 12.08.2008 N 1202;
от ответчика - Смолиной С.П., представителя по доверенности от 06.06.2007 N 19-06/1136;
от третьих лиц - Таран Л.П., представителя по доверенности от 20.06.2008 N 124; Завирохиной Ю.В., представителя по доверенности от 16.04.2009 N 1155-266
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
на решение от 07 мая 2009 года
по делу N А73-4623/2008
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Лесникова О.Н.
по иску Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
к Министерству финансов Хабаровского края
третьи лица: Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Управление социальной защиты населения администрации города Хабаровска
о взыскании 22 652 700 руб.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании расходов в сумме 22 652 700 руб., связанных с предоставлением проезда в общественном транспорте льготным категориям граждан, имеющих право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте за период с 01.02.2005 по 30.06.2005.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика к участию в деле привлечены Министерство социальной защиты населения Хабаровского края и Управление социальной защиты населения администрации города Хабаровска.
Решением от 20.08.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2008, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.02.2009 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
До принятия судебного акта по существу рассматриваемого дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил сумму иска до 14 392 200 руб. Взыскание расходов за перевозку льготных граждан просил производить с Министерства финансов Хабаровского края, и не привлекать в качестве второго ответчика Министерство финансов Российской Федерации.
Решением от 07.05.2009 в иске отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.
Представители МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" в заседании суда поддержали доводы апелляционной жалобы.
Министерство финансов Хабаровского края представленным отзывом и пояснениями своего представителя в судебном заседании полагает решение суда законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо Министерство социальной защиты населения Хабаровского края пояснениями своего представителя выразило согласие с принятым по делу судебным актом, доводы апелляционной жалобы считает необоснованными.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения администрации города Хабаровска поддержал доводы заявителя жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" в период с 01.02.2005 по 30.06.2005 осуществлял бесплатную перевозку в общественном транспорте льготных категорий граждан в соответствии с Законом Хабаровского края от 29.12.2004 N 225 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год" и на основании соглашения от 01.02.2005, заключенного с Управлением социальной защиты населения администрации города Хабаровска.
Обязанность органа социальной защиты населения по возмещению затрат, связанных с предоставлением МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" указанных льгот обусловлена наличием финансирования из краевого бюджета (пункт 1.2 соглашения).
Платежными поручениями N 674 от 21.02.2005, N 783 от 02.03.2005, N 1023 от 16.03.2005, N 1268 от 28.03.2005, N 1269 от 28.03.2005, N 2514 от 06.05.2005, N 4271 от 30.06.2005 предприятие профинансировано на общую сумму 41 274 652 руб. 87 коп.
Полагая, что МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" не возмещены в полном объеме расходы в сумме 14 392 200 руб., связанные с предоставлением льгот на проезд в общественном транспорте отдельным категориям граждан, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статьям 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 15 ГК РФ под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Законом Хабаровского края от 29.12.2004 N 225 утверждена Краевая целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год", пунктом 1.4.1 которой предусмотрено, что в период с 01.01.2005 по 30.06.2005 предоставляются льготы в виде:
- бесплатного проезда в любом городе независимо от места проживания на муниципальных маршрутах внутригородского пассажирского транспорта - по Указу Президента РФ от 15.10.1992 N 1235, инвалидам, ветеранам ВОВ, ветеранам труда, реабилитированным лицам, и лицам, пострадавшим от политических репрессий;
- бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородского и пригородного сообщения - детям из многодетных семей, обучающимся в общеобразовательных школах;
- бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородского транспорта общего пользования - гражданам пожилого возраста, не имеющим льгот по другим основаниям.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 23.12.2003 N 328 были утверждены результаты натурных обследований пассажиропотоков, проведенного в апреле-мае 2002 года. Количество поездок одного льготника по г. Хабаровску составило 35, из них 2 поездки относятся на пригородные перевозки.
При расчете понесенных убытков в марте 2005 года истец необоснованно применил результаты натурного обследования пассажиропотока, проведенного в апреле 2005 года и утвержденного распоряжением мэра года Хабаровска в мае 2005 года, то есть придал им обратную силу, что не предусмотрено действующим законодательством.
В расчетах убытков за февраль и март 2005 года истец в отношении казны Хабаровского края применяет в расчетах численность всех льготных категорий граждан, состоящих на учете в Комитете социальной защиты населения города Хабаровска, в то время как на краевой казне лежит обязанность по возмещению убытков от перевозки только пожилых граждан.
Из представленных истцом форм статистической отчетности за первое полугодие 2005 года следует, что он использовал в расчете убытков общее количество перевезенных платных пассажиров, без выделения жителей районов.
С учетом изложенного использование при расчете убытков истца коэффициентов, утвержденных распоряжением мэра г. Хабаровска N 1071-р от 03.05.2005, не позволяет получить достоверные данные о размере убытков.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.03.2005 N 63 утвержден Порядок реализации на территории Хабаровского края мероприятий краевой целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год", вступившей в действие со дня его опубликования - 02.04.2005.
В период с апреля 2005 года по июнь 2005 года действовал вышеуказанный Порядок, а до 02.04.2005 действовал Порядок, утвержденный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 18.05.2004 N 130, с учетом положений Постановления Губернатора Хабаровского края от 23.12.2003 N 328 и Постановления Губернатора Хабаровского края от 29.04.2005 N 101 "О количестве поездок для определения объема перевозок пассажиров льготных категорий", в которой в целях отчетности принималось количество поездок на основании натурного обследования, проведенного в апреле - мае 2002 года, действовала натуральная форма предоставления льгот по проезду граждан на автомобильном транспорте общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка "Отчетность по реализации мер социальной защиты" организации, оказывающие льготные услуги населению, обязывались осуществлять учет льготников по законам, численности и категориям, затратам по источникам финансирования в разрезе каждого мероприятия, ежемесячно направлять отчеты в администрации городов и районов края для возмещения выпадающих доходов, ежемесячно проводить сверку списков льготников по категориям и суммам, по результатам которой составляется акт.
Ни один из указанных документов истцом не представлен.
Количество перевезенных льготников установлено расчетным путем, что не может являться подтверждением реальных затрат и убытков.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).
В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В соответствии с пунктом 28 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 24.06. 2003 N 153 расходами автотранспортных организаций признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) организацией. В пункте 31 Инструкции также указывается на необходимость документального подтверждения расходов и их оформления в соответствии с требованиями ФЗ "О бухгалтерском учете".
Документально подтвержденные расходы транспортных организаций подлежат отражению в бухгалтерском учете и раскрытию в бухгалтерской отчетности. Ни в бухгалтерском балансе, ни в отчете о прибылях и убытках за 1 полугодие 2005 года не отражена сумма убытков, взыскать которую просит истец.
В силу пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края от 21.01.2005 N 9, Министерство финансов Хабаровского края не имеет прямых правоотношений с истцом, бюджетные ассигнования на реализацию льгот по проезду отдельными категориями граждан перечисляет в Министерство социальной защиты населения края, в связи с чем, а также учитывая полномочия Минсоцзащиты края, изложенные в Положении о нем, Минфин края не является главным распорядителем бюджетных средств по отрасли "Социальная политика".
Социальная защита граждан согласно пункту "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных общеобразовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплат пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.
На основании данного закона Хабаровский край Законом от 29.12.2004 N 225 и Постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.01.2004 N 9 установил и профинансировал в 2005 году дополнительные меры по поддержке граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на основании краевой целевой программы.
Довод МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" о том, что в соответствии с подпунктом 12 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ компенсация расходов, связанных с перевозкой инвалидов и ветеранов на общественном транспорте в 2005 году в полном объеме должна осуществляться транспортным предприятиям за счет средств субъекта РФ, необоснован, поскольку на основании данного закона при отнесении к ведению субъектов РФ полномочий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородного и межмуниципального сообщения) данные расходы могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Статьей 43 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотрены дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, распределение которых возложено на Правительство Российской Федерации.
Законы "О социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах" являются федеральными законами, устанавливающим меры социальной поддержки инвалидов, ветеранов, и, в соответствии с нормами данных законов расходы по социальной защите инвалидов и ветеранов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти, поэтому статьей 43 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", распоряжениями от 06.04.2005 N 360-р на сумму 13 824,6 тыс. руб., от 28.07.2005 1053-р на сумму 138 923,0 тыс. руб., от 28.07.2005 1054-р на сумму 13 824,6 тыс. руб., от 05.10.2005 1579-р на сумму 14 086,5 тыс. руб. Правительство Российской Федерации предусмотрело дотации субъектам Российской Федерации в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта.
Из федерального бюджета Хабаровскому краю были предоставлены целевым назначением дотации 180 658,7 тыс. руб., но для возмещения в полном объеме всех расходов транспортным организациям в первом квартале 2005 года оказалось недостаточно.
Следовательно, на органах государственной власти Хабаровского края в первом квартале 2005 года лежала обязанность обеспечить финансовыми ресурсами органы местного самоуправления на реализацию государственных полномочий Хабаровского края по предоставлению бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородского транспорта общего пользования гражданам пожилого возраста, не имеющим льгот по другим основаниям, поскольку данная льгота была установлена краевым законом как дополнительная мера поддержки, не предусмотренная федеральным законодательством, и должна финансироваться за счет средств краевого бюджета.
В расчетах убытков за февраль и март 2005 года истец применяет в отношении казны Хабаровского края численность всех льготных категорий граждан, состоящих на учете в Комитете социальной защиты населения города Хабаровска г. Хабаровска, в то время как из анализа действовавшего в первом квартале 2005 года законодательства следует, что на краевой казне лежит обязанность по возмещению убытков от перевозки только пожилых граждан.
Из краевого бюджета на компенсацию муниципальным образованиям проезда социальных льготников на автомобильном и городском транспорте в 2005 году Муниципальному образованию "Город Хабаровск" выделено 110 360 064, 4 руб. (приложение 3 к Постановлению Губернатора Хабаровского края от 20.01.2005 N 9). Указанные средства перечислены муниципальному образованию через Министерство социальной защиты населения Хабаровского края равными долями, с учетом расходов, произведенных в январе 2005 года, когда действовал другой порядок реализации льгот по проезду граждан.
С учетом изложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в порядке статей 15, 16, 790, 1069 ГК РФ ввиду недоказанности истцом размера понесенных убытков.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеизложенным основаниям.
Поскольку судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственную пошлину по апелляционной жалобе возложить на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание ее уплату в установленных законом порядке и размере.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 07.05.2009 по делу N А73-4623/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
Л.Г. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4623/2008
Истец: МУП г. Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
Ответчик: Министерство финансов Хабаровского края
Третье лицо: Управление социальной защиты населения Администрации города Хабаровска, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1422/10
03.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1422/10
26.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5351/2009
09.07.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2556/2009
07.05.2009 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4623/08
02.02.2009 Постановление Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4623/08
20.08.2008 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4623/08