г. Хабаровск
28 июля 2009 г. |
N 06АП-2919/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карасева В.Ф.
судей Песковой Т. Д., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М. В.
при участии в заседании:
от Мэрии города Магадана: Разумков Андрей Анатольевич, паспорт 4401 079858, 13.02.2002 выдан УВД г.Магадана, представитель по доверенности от 31.03.2009 б/н;
от Религиозной организации - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня Магаданской области: не явились;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области: не явились;
от третьего лица - Департамента строительства, архитектуры технического и экологического контроля мэрии города Магадана: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Магадана
на решение от 19.05.2009
по делу N А37-2954/2008
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Степановой Е.С.
по заявлению Религиозной организации - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня Магаданской области
к Мэрии города Магадана, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области
третье лицо Департамент строительства, архитектуры технического и экологического контроля мэрии города Магадана
о признании недействительным постановления от 06.08.2007 N 1897
Религиозная организация - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня Магаданской области (далее - религиозная организация, Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области (далее - Управление Роснедвижимости по Магаданской области) и мэру города Магадана об обязании Управления Роснедвижимости по Магаданской области исправить кадастровую ошибку путем внесения в государственный кадастр недвижимости размера земельного участка, на котором расположена Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня, - 3138 кв.м, о признании недействительным постановления мэра города Магадана от 06.08.2007 N 1897 "О предоставлении религиозной организации - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня Магаданской области в собственность бесплатно земельного участка под зданием церкви по улице Якутской, д. 37/58 в городе Магадане", об обязании мэра города Магадана предоставить в собственность религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня земельный участок площадью 3138 кв.м. с учетом фактически используемой площади земельного участка.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, судом привлечен Департамент строительства, архитектуры технического и экологического контроля мэрии города Магадана (далее - Департамент САТЭК мэрии г. Магадана).
В обоснование заявленных требований религиозная организация указала, что оспариваемое постановление мэра города Магадана и кадастровый план не соответствует закону и нарушают её права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку в собственность церкви предоставлен земельный участок меньше площади 1570 кв.м. по сравнению с фактически занимаемой площадью - 3138 кв.м., в то время как в соответствии с частью 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков при межевании территорий устанавливаются с учетом фактического их использования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Кроме того, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, названные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно, при этом границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По мнению Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, Управлением Роснедвижимости по Магаданской области в обжалуемый кадастровый план внесены сведения о площади земельного участка, на котором расположена церковь, без топографо-геодезических данных, следовательно, названный план составлен на основании данных государственного кадастра недвижимости, имеющих кадастровую ошибку.
Религиозная организация считает, что подготовке распорядительного акта в обязательном порядке должны предшествовать действия по формированию земельного участка, определению площади, описанию и удостоверению его границ, постановке земельного участка на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера, который присваивается земельному участку при кадастровом и техническом учете, и служит для идентификации земельного участка.
Религиозной организацией - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня Магаданской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления мэра города Магадана от 06.08.2007 N 1897, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Указанное ходатайство мотивировано тем, что о нарушенном праве на земельный участок религиозная организация узнала из представленного ООО "Землемер" топографического плана N 13-24 и 14-24 при получении материалов выполненных топографо-геодезических работ по топографической съёмке по акту приема-передачи от 01.12.2008, из которого следует, что площадь занимаемого церковью земельного участка составляет 3138 кв.м., а не 1570 кв.м., как указано в оспариваемых постановлении и кадастровом плане.
Решением суда от 19.05.2009 заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока удовлетворено, требования религиозной организации - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня судом рассмотрены по существу и удовлетворены в части признании недействительным постановления мэра города Магадана от 06.08.2007 N 1897 "О предоставлении религиозной организации - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня Магаданской области в собственность бесплатно земельного участка под зданием церкви по улице Якутской, 37/58 в городе Магадане" и обязании мэра города Магадана предоставить в собственность религиозной организации - Церковь Христиан адвентистов Седьмого Дня Магаданской области земельный участок площадью 3138 кв.м. с учетом фактически используемой площади земельного участка.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, мэрия г. Магадана обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы мэрия г. Магадана указывает, что в заявлении от 11.04.2007 религиозной организации и техническом паспорте земельного участка указана фактическая площадь земельного участка 1570 кв.м., следовательно, в постановлении от 06.08.2007 N 1897 правомерно передан в собственность земельный участок в размере 1570 кв.м.
Кроме того, по мнению мэрии г. Магадана, у религиозной организации отсутствовали уважительные причины для восстановления срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку оспариваемое постановление ею получено 17.10.2007.
Мэрия г. Магадана считает, что земельный участок площадью 1570 кв.м. поставлен на кадастровый учет, а земельный участок площадью 2108 кв.м. предоставлен для санитарного содержания, следовательно, о том, что в аренде находится 1570 кв.м. религиозная организация знала до изготовления топографической съемки в 2008 году.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии г. Магадана поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объёме, просил отменить решение суда, приняв новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции религиозная организация - Церковь Христиан адвентистов Седьмого Дня Магаданской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия не принимала.
Религиозной организацией заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью участия в судебном заседании её представителя, поскольку определение о принятии апелляционной жалобы не получено по причине отсутствия законного представителя в г. Магадане.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также его представителя, если признает причины неявки уважительными.
Суд апелляционной инстанции, с учетом мнения лица, участвующего в деле, отклоняет заявленное ходатайство, признав причины неявки представителя неуважительными, в связи с тем, что к указанному ходатайству не приложены доказательства факта отсутствия законного представителя религиозной организации. Кроме того, на день рассмотрения апелляционной жалобы в адрес суда вернулось письмо с пометкой почты за истечением срока хранения и телеграфное уведомление от 21.07.2009 N 0709, в котором указано, что телеграмма не доставлена, помещение закрыто, адресат по извещению не приходит.
Департамент САТЭК мэрии г. Магадана, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, им заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ, с учетом мнения лица, участвующего в деле, удовлетворил указанное выше ходатайство.
Управление Роснедвижимости по Магаданской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя стороны, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании постановления мэра города Магадана 11.08.1995 N 2025 "О предоставлении земельного участка Церкви Христиан Адвентистов седьмого дня под существующее здание церкви по ул. Якутской" под существующее здание церкви в аренду сроком на пять лет предоставлен земельный участок площадью 3174 кв.м., в аренду сроком на два года предоставлен земельный участок площадью 545 кв.м., земельный участок площадью 1935 кв.м. предоставлен для санитарного технического содержания.
В связи с обращением религиозной организации - Церковь Христиан адвентистов Седьмого Дня Магаданской области с письмами от 14.05.1998 N 10 (т. 1 л.д. 90), от 31.08.1998 N 16 (т. 1 л.д. 146) об уменьшении площади арендуемого земельного участка с целью сокращения расходов по оплате налога на землю, постановлением мэра г. Магадана от 08.09.1998 N 3341 "Об изъятии и предоставлении земельного участку Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня под существующее здание церкви ул. Якутской", земельный участок площадью 3 174 кв.м. изъят из землепользования церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня и передан в состав земель г. Магадана.
Из земель г. Магадана (городская застройка) религиозной организации предоставлен земельный участок площадью 1038 кв.м. в аренду сроком на 5 лет, земельный участок площадью 2536 кв.м. предоставлен для санитарно-технического содержания.
Постановлением мэра г. Магадана от 16.10.2003 N 2095 "О продлении срока действия постановления г. Магадана от 08.09.1998 N 3341 "Об изъятии и предоставлении земельного участка Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня под существующее здание по ул. Якутской" срок действия постановления от 08.09.1998 N 3341 продлен до 08.09.2008 в части предоставления земельного участка площадью 1570 кв. м. по ул. Якутской, д.37/58, земельный участок площадью 2108 кв.м. предоставлен для санитарно-технического содержания.
На основании указанных постановлений Управлением Роснедвижимости по Магаданской области внесены изменения в кадастр недвижимости.
11.04.2007 в Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Магадана (далее - КУМИ г.Магадана) поступило заявление от религиозной организаций - Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1570 кв.м. с кадастровым номером 49:09:03 02 10:0015, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д.37/58 под существующее здание храма религиозной организации.
Указанное заявление письмом от 02.05.2007 N 08/3292 направлено в Департамент САТЭК мэрии г. Магадана для подготовки карты (плана) земельного участка.
На основании представленной Департаментом САТЭК мэрии г. Магадана карты (плана) земельного участка N 67-92-07 подготовлено постановление мэра г. Магадана от 06.08.2007 N 1897 "О предоставлении религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня Магаданской области в собственность бесплатно земельного участка под зданием церкви по улице Якутской, д.37/58 в городе Магадане", на основании которого ей в собственность предоставлен земельный участок площадью 1570 кв.м. и предусмотрена обязанность содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии земельный участок общего пользования площадью 1978 кв.м. в границах, указанных в на карте (плане) земельного участка N 67-92-07.
16.07.2007 в адрес религиозной организации направлено письмо КУМИ г.Магадана 08/6812, из которого следует, что 09.07.2007 специалистами ОАЗУ КУМИ г. Магадана обследован земельный участок и выявлено, что религиозной организацией установлено металлическое ограждение за пределами земельного участка, переданного в аренду.
В связи с чем, религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня предложено в срок до 01.08.2007 осуществить демонтаж ограждения, поскольку земельный участок площадью 2108 кв.м. является государственной собственностью и относится к землям общего пользования.
18.06.2008 представитель религиозной организации - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня обратился в Департамент САТЭК мэрии г. Магадана с заявлением о выдаче копии исполнительной съемки территории храма.
Письмом от 10.10.2008 N 3675 Департамент строительства, архитектуры технического и экологического контроля мэрии г. Магадана сообщил об отсутствии в плане г. Магадана съемки указанной территории, в связи с чем религиозной организации указано на необходимость заказать в специализированных предприятиях топографическую съемку строения и благоустройства храма и предоставить ее в Департамент.
Религиозная организация - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня заключила договор с ООО "Землемер" на выполнение топографо-геодезических работ по топографической съёмке территории церкви по ул. Якутской, д.37/58.
Актом приема-передачи от 01.12.2008 ей переданы выполненные ООО "Землемер" топографо-геодезические работы по топографической съёмке - топографический план N 13-24 и 14-24, из которого следует, что площадь занимаемого церковью земельного участка в пределах существующего с 1993 года ограждения составляет 3138 кв.м., а не 1570 кв.м., как указано в оспариваемых постановлении и кадастровом плане.
Не согласившись с размером предоставленного в собственность земельного участка, религиозная организация - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительными постановления мэра г. Магадана от 06.08.2007 N 1897 "О предоставлении религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня Магаданской области в собственность бесплатно земельного участка под зданием церкви по улице Якутской, д.37/58 в городе Магадане", одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на подачу заявления в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование религиозной организации о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании названного постановления, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Статьей 117 АПК РФ предусмотрено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле.
Обосновывая уважительность причин пропуска срока, религиозная организация - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня сослалась на то, что о нарушенном праве на земельный участок религиозная организация узнала из представленного ООО "Землемер" топографического плана N 13-24 и 14-24 при получении материалов выполненных топографо-геодезических работ по топографической съёмке по акту приема-передачи от 01.12.2008, из которого следует, что площадь занимаемого церковью земельного участка составляет 3138 кв.м., а не 1570 кв.м., как указано в оспариваемых постановлении и кадастровом плане.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление от 06.08.2007 N 1897 получено религиозной организацией 17.10.2007 (т. 1 л.д. 60), следовательно, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд заявителем пропущен.
Таким образом, восстанавливая пропущенный религиозной организацией срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, суд сделал вывод, что обстоятельства, заявленные религиозной организацией в качестве причин пропуска указанного срока, являются уважительными.
Критерии уважительности причин пропуска, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, законодателем не установлены. Следовательно, наличие уважительности причин пропуска указанного срока относится к судебному усмотрению с учетом обстоятельств по конкретному делу.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит, что применение судебного усмотрения для определения уважительности причин пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, при отсутствии критериев определения этой уважительности, установленных законодателем, судом первой инстанции обоснованно.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у религиозной организации уважительных причин для пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку, по мнению мэрии г. Магадана, оспариваемое постановление получено 17.10.2007, а земельный участок площадью 2108 кв.м. предоставлен для санитарного содержания, следовательно, о том, что в аренде находится 1570 кв.м. религиозная организация знала до изготовления топографической съемки в 2008 году, судом апелляционной инстанции отклоняется на основании вышеизложенного.
Удовлетворяя заявленные религиозной организацией - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня требования в части, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земля обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ, определяющей понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно статье 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
В силу статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.20.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформление права бессрочного пользования земельным участком на право аренды либо приобретение земельного участка в собственность в порядке, установленном статьей 36 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 5 которой для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
Частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Порядок проведения землеустройства регулируется Федеральным Законом Российской Федерации "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ, Положением о проведении землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства от 17.02.2003, разработанными Федеральной службой земельного кадастра России.
Из свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии 49-АА N 010557 от 01.12.2005 (т. 1, л.д. 17) усматривается, что зарегистрировано право собственности церкви на нежилое здание, инв. N 9224 литер А по адрес; г. Магадан, ул. Якутская, д.37/58.
Как следует из топографической съемки (т.1 л.д.23), земельный участок имеет металлическое ограждение, площадь фактически используемого церковью земельного участка в пределах указанного ограждения составляет 3138 кв.м.
Судом установлено, что в период с 1993 по 2007 год религиозная организация - Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня осуществляла фактическое землепользование земельным участком в пределах существующего ограждения, часть которого была предоставлена в соответствии с постановлениями мэра г. Магадана от 08.09.1998 N 3341 и от 16.10.2003 N 2095 для санитарного технического содержания.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил благоустройства и содержания территорий муниципального образования "Город Магадан", утвержденный Решением Магаданской городской Думой от 02.12.2002 N 41-Д (далее - Правила), земельный участок для санитарного содержания - это земельный участок общего пользования, который закрепляется за субъектом благоустройства для содержания в надлежащем санитарном состоянии, площадь которого определяется постановлением мэра города при передаче земельного участка субъекту благоустройства для хозяйственной деятельности. Земельный участок для санитарного ее держания не облагается арендной платой и не может быть использован для хозяйственной деятельности без согласования в установленном порядке.
Постановлением от 11.08.1995 N 2025 земельный участок площадью 3174 кв.м. предоставлен религиозной организации в аренду на пять лет, постановлением от 08.09.1998 N 3341 земельный участок площадью 2536 кв.м. предоставлен для санитарно-технического содержания, постановлением от 16.10.2003 N 2095 площадь предоставленного в аренду земельного участка увеличена с 1038 кв.м. до 1570 кв.м. за счет соответствующего уменьшения площади земельного участка, предоставленного для санитарно-технического содержания, - с 2536 кв.м. до 2108 кв.м., а постановлением от 06.08.2007 N 1897 площадь земельного участка общего пользования, предоставленного для санитарно-технического содержания, уменьшена до 1978 кв.м.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно определено, что земельный участок, предназначенный для санитарного содержания, в соответствии с Правилами не облагается арендной платой и не может быть использован для хозяйственной деятельности, следовательно, предоставление части указанного земельного участка в аренду и фактическое использование в пределах существующего ограждения свидетельствует о недоказанности отнесения указанного участка в установленном порядке к землям, предназначенным для санитарного содержания.
В силу части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ, пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 18 статьи 46 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены, как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Из карты земельного участка N 67-92-07 с нанесенным вручную обозначением красных линий (т. 2, л.д. 4) следует, что красная линия по ул. К.Маркса совпадает со стеной дома N 60, а по ул. Якутской красная линия совпадает со стеной здания церкви.
В то же время, указанное расположение красных линий противоречит установленным правилам.
Кроме того, совмещение указанной карты с планом земельного участка N 202-88-05 (т. 2, л.д. 16) свидетельствует о том, что красная линия по ул. Якутской проходит под зданиями городского и областного судов и рядом стоящих зданий, что в соответствии с назначением красных линий недопустимо.
Из схемы разбивки красных линий (т. 2, л.д. 55) усматривается, что по ул.К.Маркса красная линия проходит на расстоянии 12 м. от стены дома N 60, а по ул. Якутской - на уровне тротуара.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении споров об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Других доказательств, как этого требуют положения части 1 статьи 65 АПК РФ, по указанным обстоятельствам мэрия г. Магадана не представила.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют необходимые достаточные и достоверные доказательства отнесения части спорного земельного участка площадью 3138 кв. м. в установленном порядке к землям общего пользования и пересечения ограждением указанного земельного участка красных линий.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что в заявлении от 11.04.2007 религиозной организации и техническом паспорте земельного участка указана фактическая площадь земельного участка 1570 кв.м., следовательно, в постановлении от 06.08.2007 N 1897 правомерно передан в собственность земельный участок в размере 1570 кв.м., подлежит отклонению.
Судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований религиозной организации в части обязании Управления Роснедвижимости по Магаданской области исправить кадастровую ошибку путем внесения в государственный кадастр недвижимости размера земельного участка, на котором расположена Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня Магаданской области, 3138 кв.м., поскольку оспариваемый кадастровый план земельного участка от 20.03.2007 N В-09/07-1-0762, являясь выпиской из государственного земельного кадастра, содержит соответствующую информацию о сведениях, внесенных в государственный земельный кадастр, не обладает признаками ненормативного правового акта и не является самостоятельным ненормативным актом, оспаривание которых возможно в порядке главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Магаданской области от 19 мая 2009 года по делу N А37-2954/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2954/2008
Истец: Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня Магданской области
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области, Мэрия города Магадана
Третье лицо: Департамент строительства, архитектуры и, технического и контроля мэрии города Магадана
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2637/11
16.03.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-474/2011
18.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-241/11
30.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6051/2010
23.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5503/2009
28.07.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2919/2009