город Омск
21 февраля 2008 г. |
Дело N А70-4092/13-2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Рыжикова О.Ю., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3064/2007) инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 4 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.10.2007 по делу N А70-4092/13-2007 (судья Безков О.А.), принятое
по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4
к Государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Западно-Сибирский государственный колледж" о взыскании 28 685,51 руб. пени,
при участии в судебном заседании представителей:
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 - не явился, извещены надлежащим образом,
от Государственного образовательному учреждению среднего профессионального образования "Западно-Сибирский государственный колледж" - не явился, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Решением по делу Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении заявленных инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (далее по тексту - ИФНС России по г. Тюмени N 4, налоговый орган, инспекция) требований о взыскании с Государственного образовательному учреждению среднего профессионального образования "Западно-Сибирский государственный колледж" (далее по тексту - ГОУ СПО "ЗСГК", учреждение) пени в сумме 28 685 руб. 51 коп.
Отказ в удовлетворении заявленных налоговым органом требований мотивирован нарушением общего срока взыскания пени, представляющий собой совокупность сроков, установленных статьями 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также несоответствием требования об уплате пени, положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Тюмени N 4 просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт со ссылкой на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению налогового органа, судом не учтено, что ГОУ СПО "ЗСГК" является бюджетной организацией, следовательно, применение к данной организации установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации бесспорного порядка взыскания по решению налогового органа, исключено. С учетом установленного в требовании срока уплаты пени - 08.01.2007, обращение в суд налоговым органом произведено в срок, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В представленном до судебного заседания отзыве ГОУ СПО "ЗСГК" просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Тюмени N 4 - без удовлетворения.
ИФНС России по г. Тюмени N 4, ГОУ СПО "ЗСГК", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В связи с наличием задолженности перед бюджетами различных уровней ИФНС России по г. Тюмени N 4 на основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации направила в адрес ГОУ СПО "ЗСГК" было выставлено требование N 11837 об уплате налога по состоянию на 12.12.2006. Однако в установленный в требовании срок денежные средства в бюджет перечислены не были.
Поскольку ГОУ СПО "ЗСГК" является учреждением - получателем средств федерального бюджета и не имеет открытых расчетных (текущих) счетов в кредитных организациях, а взыскание задолженности с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143, производится на основании требований исполнительных листов (исполнительных документов) судебных органов, ИФНС России по г. Тюмени N 4 обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ГОУ СПО "ЗСГК" 28 685,51 руб. задолженности по требованию N 118371 по состоянию на 12.12.2006, в том числе по:
пени по налогу на пользователей автомобильных дорог - 1404,59 руб.;
пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации - 887,19 руб.;
пени по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной пп.2 п. 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации - 26393,73 руб.
05.10.2007 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пунктов 1, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках, причем решение о взыскании принимается налоговым органом не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" установлено, что общий срок для взыскания задолженности по налогам и пени представляет собой совокупность периодов: срок для направления требований об уплате, срок для его исполнения, шестидесятидневный срок для принудительного взыскания задолженности в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации и шестимесячный срок для реализации права на взыскание в судебном порядке.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалам дела, что направление требования N 11837 об уплате налога по состоянию на 12.12.2006, неисполнение которого обусловило обращение налогового органа в суд, произведено налоговым органом с нарушением сроков, установленных законодательством, поскольку пени начислены на задолженность по налогам, срок уплаты которых истекает ранее установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации периода:
пени по налогу на пользователя автомобильных дорог в сумме 1404,59 руб. начислены на недоимку по состоянию на 01.01.2006, возникшую в 2000 году, то есть на задолженность прошлых лет, по которой истек срок взыскания;
пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 887,19 руб. начислены на недоимку, образовавшуюся по расчетам за 6 месяцев 2006 года, срок направления требования истекает 17.10.2006, так как срок уплаты авансовых платежей по расчету за апрель 2006 года - 15.05.2006, за май - 15.06.2006, за июнь - 17.07.2006 (15 и 16 июля 2006 - выходные дни) (статья 243 Налогового кодекса Российской Федерации);
пени по земельному налогу в сумме 26 393 руб. 73 коп. начислены на недоимку за 6 и 9 месяцев 2006 года, срок направления требования истекает 01.11.2006 и 01.02.2007 при сроке уплаты налога - 01.08.2006 и 01.11.2006 соответственно.
Установив указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске налоговым органом общего срока для взыскания задолженности по налогам и пени, установленного статьями 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, довод налогового органа о соблюдении им установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд с заявленными требованиями отклоняется, поскольку при анализе спорной ситуации суд первой инстанции правомерно руководствовался не только положениями указанной статьи, но и принял во внимание доводы ГОУ СПО "ЗСГК" о необходимости соблюдения налоговым органом требований статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что принятие судом оспариваемого решения обусловлено не только нарушением общего срока взыскания задолженности по уплате пени, но и несоответствием требования об уплате пени положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в части определяющей объем и характер сведений, подлежащих отражению в требовании, направленном в адрес налогоплательщика.
Арбитражным судом установлено, что в нарушение норм статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование, направленное налогоплательщику, содержит только общий размер пени без ее расчета. При этом не указано, за какой конкретный период были начислены пени; ставка, применяемая при начислении пени. Оспариваемое требование не позволяет установить период возникновения недоимок по налогам и сборам, на которые начислены пени.
Более того, из материалов дела следует, что требованиями налогового органа об уплате налога N 944 по состоянию 09.08.2002 и N 1260 по состоянию на 12.08.2002, налоговый орган уже предъявлял к уплате суммы пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, исчисленные за тот же период, что и в представленном расчете начисления пени в исчисленной пени по оспариваемому требованию.
Поскольку пени начислены на задолженность, срок взыскания которой истек, исходя из требований статей 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в рассматриваемой ситуации ИФНС России по г. Тюмени N 4 подана апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, по которому инспекцией было предъявлено заявление в защиту государственных интересов. Государственная пошлина в размере 1000 руб. 00 коп., уплаченная налоговым органом при подаче апелляционной жалобы на основании платежного поручения N 618 от 11.12.2007, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета как ошибочно уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.10.2007 по делу N А70-4092/13-2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. 00 коп., уплаченную при подаче апелляционной жалобы на основании платежного поручения N 618 от 11.12.2007.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4092/13-2007
Истец: инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по г. Тюмени
Ответчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Западно-Сибирский государственный колледж"
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3064/2007