город Омск
29 февраля 2008 г. |
Дело N А75-6149/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Радченко Н.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-152/2008) общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21.11.2007 по делу N А75-6149/2007 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании недействительным решения N 20-18/38940 от 06.08.2007,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит"- не явился, извещен надлежащим образом,
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Решением по делу Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит" (далее - ООО "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит", общество) о признании недействительным решения о привлечении заяивтеля к налоговой ответственности N 20-18/38940 от 06.08.2007, вынесенного межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - МИФНС России N 6 по ХМАО-Югры, налоговый орган, инспекция) в отношении общества.
В апелляционной жалобе ООО "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит" просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества со ссылкой на неправильное применение судом первой инстанции положений пунктов 2, 3 статьи 93.1, пунктов 1, 4,5, 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению подателя апелляционной жалобы, вынесенное налоговым органом решение подлежит отмене, поскольку направленное в адрес заявителя требование о предоставлении документов, неисполнение которого послужило основанием для привлечения к налоговой ответственности, не соответствует установленным требованиям. Заявителем также указано на ошибочность вывода суда о соблюдении налоговым органом процедуры привлечения к ответственности.
МИФНС России N 6 по ХМАО-Югры в представленном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит", МИФНС России N 6 по ХМАО-Югры надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
04.05.2007 МИФНС России N 6 по ХМАО-Югры в адрес ООО "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит" было направлено требование о предоставлении информации N 20-15/21694 по вопросу проверки достоверности бухгалтерской отчетности предприятий, подтвержденной аудиторскими заключениями, подписанными аудитором Галаниной Т.А. и ООО "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит".
Обществом в установленный срок запрашиваемые документы налоговому органу не представлены, о факте нарушения срока представления документов налоговым органом составлен акт N 20-18/14 ДСП от 29.06.2007.
На основании вышеуказанного акта, исполняющим обязанности начальника МИФНС России N 6 по ХМАО-Югры было вынесено решение о привлечении ООО "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит" к налоговой ответственности N 20-18/38940 от 06.08.2007, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное сообщение лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу в виде штрафа в размере 1000 руб.
Посчитав, что решение N 20-18/38940 от 06.08.2007 не соответствуют нормам налогового законодательства, нарушают права и охраняемые законом интересы налогоплательщика, ООО "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
21.11.2007 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение.
При принятии указанного решения арбитражный суд указал на соответствие требования о предоставлении информации положениям статье 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, Приказу Министерства финансов Федеральная налоговая служба России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@, а также на соблюдение налоговым органом процессуальных требований к процедуре рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Вне рамок проведения налоговой проверки или рассмотрения ее материалов налоговые органы вправе истребовать только информацию относительно конкретных сделок (пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом понятия "информация" и "документ" не являются тождественными. К информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста (пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статья 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", статья 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле"). Законодатель разграничил эти понятия и в статье 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Почти во всех пунктах этой статьи речь идет и об информации, и о документах (пункт 1, 3 - 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации), а в пункте 2, устанавливающем порядок истребования сведений о конкретных сделках вне рамок налоговых проверок, только об информации.
Так, документы по требованию налоговых органов представляются в виде заверенных копий (абз. 3 пункт 5 статьи 93.1, пункт 2 статьи 93 НК РФ), а порядок представления сведений относительно конкретной сделки определяется лицом, представляющим эти сведения, самостоятельно. Ведь какие-либо требования к порядку представления таких сведений Налоговым кодексом Российской Федерации не установлены (п. п. 2, 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Это могут быть и копии документов, касающихся интересующей налоговые органы сделки, и просто справка, содержащая истребуемую информацию.
Разделяют понятия "документ" и "информация" и сами формы требования о представлении документов (информации) и поручения об истребовании документов (информации) (Приложения N N 5, 6 к Приказу Министерства финансов Федеральная налоговая служба России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
Поэтому, по убеждению суда апелляционной инстанции, вне рамок проведения налоговой проверки или рассмотрения ее материалов налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщиков, а также у иных лиц какие-либо документы, в том числе относящиеся к конкретным сделкам без обоснованной необходимости получения информации относительно этой сделки. Соответственно, если налогоплательщик получил требование о представлении документов, но ни в нем, ни в копии поручения об истребовании документов не обозначены основания необходимости получения информации относительно конкретной сделки, а также указаний на проведение налоговой проверки (пункты 2, 3, 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации), у налогоплательщика отсутствует обязанность по его исполнению (подпункт 11 пункт 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что налоговый орган направил в адрес общества требование N 20-15/21694 от 04.05.2007 о предоставлении инспекции документов по вопросу проверки достоверности бухгалтерской отчетности предприятий, подтвержденной аудиторскими заключениями, подписанными аудитором Галаниной Тамарой Алексеевной и обществом.
Из содержания требования о предоставлении информации N 20-15/21694 от 04.05.2007, за неисполнение которого общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что оно выставлено в связи с необходимостью получения информации в целях проверки достоверности бухгалтерской отчетности предприятий, подтвержденной аудиторскими заключениями, подписанными аудитором Галаниной Т.А. и ООО "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит". Указанным требованием заявителю предложено представить налоговому органу следующие документы:
1.Трудовой или гражданско-правовой договор (договоры) между работником - Галаниной Тамарой Алексеевной и ООО "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит" за период с 01.01.2004 по настоящее время;
2.Лицевой счет физического лица - Галаниной Т. А. за период с 01.01.2004 по настоящее время;
3.Налоговую карточку по учету доходов и налога на доходы физических лиц (ф. N 1 - НДФЛ) по работнику - Галаниной Т. А. за период с 01.01.2004 по настоящее время;
4.Справку о доходах физического лица (ф. N 2 - НДФЛ) за период с 01.01.2004 по настоящее время;
5.Расчетно-платежную ведомость на выдачу заработной платы Галаниной Т.А. за период с 01.01.2004 по настоящее время;
6. Расходный кассовый ордер на выдачу заработной платы Галаниной Т.А. за период с 01.01.2004 по настоящее время;
7. Перечень организаций, в аудиторских проверках которых принимала участие Галанина Т.А.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что фактически в требовании о предоставлении информации N 20-15/21694 от 04.05.2007, в нарушении вышеуказанных норм налогового законодательства, конкретно не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуется информация и соответственно, в связи с чем запрашиваемая налоговым органом информация по проверке достоверности бухгалтерской отчетности, должна быть представлена в налоговый орган.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о соответствии требования о предоставлении информации положениям статье 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, Приказу Министерства финансов Федеральная налоговая служба России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@, является ошибочным и несоответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Вывод суда первой инстанции о соблюдении налоговым органом процессуальных требований к процедуре рассмотрения материалов о совершенном правонарушении также не соответствует представленным в материалы дела доказательствам и основан на ошибочном толковании норм законодательства о налогах и сборах, а именно: статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.
Согласно пункту 1 статьи 101.1 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. В случае, когда указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте.
Из материалов дела следует, что акт N 20-18/14 ДСП от 29.06.2007 не подписан должностным лицом ответчика (л.д. 13-14). Доказательства, свидетельствующие об отказе лица, привлекаемого к ответственности, подписать акт, а также его уклонении от получения акта, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через представителя.
В силу указанной статьи налогоплательщик должен быть уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, ему должно быть дано право предоставить свои возражения, после чего руководитель контролирующего органа принимает решение о привлечении к ответственности.
Суд апелляционной инстанции убежден в том, что отсутствие факта реализации лицом, привлекаемым к ответственности, своего права на представление объяснений и возражений, не дает права органу, полномочному на привлечение лица к ответственности, нарушать гарантии лица на защиту своих интересов при вынесении соответствующего решения о привлечении его к ответственности.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения (пункт 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела МИФНС России N 6 по ХМАО-Югры, назначив согласно акту N 20-18/14 ДСП о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушений от 29.06.207 дату его рассмотрения - 19.07.2007 (л.д. 13, 14), фактически рассмотрела материалы проверки и вынесла решение N 20-18/38940 о привлечении общество к ответственности за совершение налогового правонарушения - 24.04.2007 (л.д. 8, 9) в отсутствие представителя ООО "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит" и без надлежащего его уведомления об изменении даты рассмотрения материалов проверки, по сравнению с первоначально назначенной датой, чем нарушило права привлекаемого к ответственности лица на участие в рассмотрении материалов проверки и представление своих возражений.
Поскольку соблюдение установленного законом порядка является одним из условий привлечения лица к ответственности за совершенное правонарушение (статья 108 Налогового кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в случае не извещения общества о факте, месте и времени рассмотрения материалов проверки, решение по результатам такого рассмотрения нельзя признать законным, поскольку оно вынесено в отсутствие представителя общества, и указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении предоставленных Кодексом гарантий защиты.
При существенном нарушении МИФНС России N 6 по ХМАО-Югры процедуры привлечения ООО "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит" к ответственности, вынесенное им решение подлежит отмене, а заявленные обществом требования - удовлетворению.
С учетом изложенного, обжалуемое решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа подлежит отмене в связи с его несоответствием нормам налогового законодательства и материалам дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением требования заявителя о признании недействительным решения N 20-18/38940 от 06.08.2007 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также удовлетворением апелляционной жалобы государственная пошлина за рассмотрение заявлений в судах первой и апелляционной инстанций относится на МИФНС России N 6 по ХМАО-Югры.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21.11.2007 по делу N А75-6149/2007 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре N 20-18/38940 от 06.08.2007 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит" к налоговой ответственности, как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, находящейся по адресу: 628464, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Менделеева, 13, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит", находящегося по адресу: 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 2П, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6149/2007
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр аудита и правового консультирования "Нефтьаудит"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре