город Омск
19 августа 2008 г. |
Дело N А70-6292/12-2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рябухиной Н.А.
судей Глухих А.Н., Гладышевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1019/2008) Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.01.2008 по делу N А70-6292/12-2007 (судья Лоскутов В.В.), принятое по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, о признании права хозяйственного ведения и о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления на объект недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей :
от ТУ Росимущества по Тюменской области - представитель не явился,
от ФГУП "Почта России" - Короткова А.А. по доверенности N 2047 от 02.07.2008,
от ТУ Роснедвижимости по Тюменской области - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") 16.10.2007 обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области (далее - ТУ Роснедвижимости по Тюменской области) о признании права хозяйственного ведения истца на нежилые помещения, расположенные в нежилом строении по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, 56, общей площадью 666, 10 кв.м, находящиеся на 1, 3 и 4 этажах, номера на поэтажном плане: на 1 этаже - с 18 по 27; на 3 этаже - с 24 по 33; на 4 этаже - с 23 по 34, и о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления на указанные нежилые помещения за ТУ Роснедвижимости по Тюменской области.
Определением суда от 18.10.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области (далее - ТУ Росимущества по Тюменской области).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.01.2008 по делу N А70-6292/12-2007 иск ФГУП "Почта России" удовлетворен.
Принятое решение суд обосновал установленными обстоятельствами о наличии у истца права хозяйственного ведения на спорные помещения, возникшего ранее, чем произведено закрепление помещений за ответчиком на праве оперативного управления , которое в связи с этим является недействительным.
Возражая против принятого судом решения, ТУ Росимущества по Тюменской области в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
ФГУП "Почта России" в письменном отзыве (с дополнениями) на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу и письменное ходатайство поступили также от лица, не участвующего в деле, - Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам (далее - УФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО). В ходатайстве УФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО просит о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представители ТУ Росимущества по Тюменской области, ТУ Роснедвижимости по Тюменской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились.
На основании ч.1ст.266, ч.ч.3,5 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика и третьего лица.
Рассмотрев ходатайство УФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении, поскольку обжалуемое решение суда о правах и обязанностях УФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО не принято, в связи с чем оснований для привлечения УФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО к участию в деле в качестве третьего лица, не имеется. Кроме того, в силу ч.3ст.266 АПК РФ в суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц. Поскольку отзыв на апелляционную жалобу может быть направлен только лицом, участвующим в деле (ч.1ст.262 АПК РФ), а УФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО таковым не является, его отзыв не приобщается к материалам дела и подлежит возвращению.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГУП "Почта России" высказался согласно письменному отзыву (с дополнением) на апелляционную жалобу, пояснив при этом, что Распоряжение ТУ Росимущества по Тюменской области от 25.12.2007 N 432/02 , на которое имеется ссылка в апелляционной жалобе, оспаривается ФГУП "Почта России" в судебном порядке (в деле N А70-1409/25-2008) как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы ФГУП "Почта России", производство по делу N А70-1409/25-2008 приостановлено.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв истца на неё, выслушав явившегося представителя истца, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Тюменской области от 10.03.2004 N 85/02 из оперативного управления государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Тюменской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации изъяты помещения первого, третьего, четвертого этажей общей площадью 725, 3 кв.м административного здания (здания почтамта) , расположенного по ул. Республики, 56, в г. Тюмени, и это имущество предписано передать на баланс государственному предприятию "Тюменнефтегеодинамика" (л.д. 68).
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 07.05.2004 N 1605-р (л.д.25) из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Управление федеральной почтовой связи Тюменской области", исключены объекты федерального недвижимого имущества согласно перечню (приложение), в том числе и здание почтамта (балансовая стоимость объекта 4260983,0руб.) по адресу: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 56 (п.1 Распоряжения, п.107 Перечня). Указанные объекты (включая здание почтамта) закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России" (п.2 Распоряжения). Государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи Тюменской области" и ФГУП "Почта России" предписано осуществить передачу указанных объектов , акты приёма-передачи представить на утверждение в Минимущество России ( п.3 Распоряжения); представить необходимые документы об объектах для внесения изменений в реестр федерального имущества : Управлению федеральной почтовой связи Тюменской области представить такие документы в ТУ Минимущества России по Тюменской области, ФГУП "Почта России" представить документы в ТУ Минимущества России по городу Москве (пункты 4, 5 Распоряжения).
По акту о приёме-передаче объектов недвижимости от 01.05.2004 N 1/358 вышеуказанное имущество (включая здание почтамта балансовой стоимостью 4260983,0руб.) от государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Тюменской области" передано истцу - ФГУП "Почта России" .
Девятнадцатого ноября 2004 года акт о приёме-передаче объектов недвижимости от 01.05.2004 N 1/358 утверждён заместителем руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (л.д. 27-28).
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве внесены изменения в реестр федерального имущества , объекты (включая четырёхэтажное здание Тюменского почтамта общей площадью 3 494,10 кв.м, расположенное по адресу: 625000, Тюменская область город Тюмень улица Республики , дом 56 ) учтёны в реестре в составе имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России" (реестровый номер юридического лица - В7702643 от 14.02.2003) .
Данное обстоятельство подтверждается представленной в дело выпиской из реестра федерального имущества по состоянию на 05.09.2005, выданной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве (здание почтамта учтено в реестре под индивидуальным номером объекта недвижимости (ИНОН) В7702643014905 ) - л.д. 29-30.
В деле имеется технический паспорт на здание почтамта, из которого следует, что общая площадь здания составляет 3 502,10 кв. м (л.д. 35-52). Соотнесение данных технической инвентаризации и данных, указанных в выписке из реестра федерального имущества по состоянию на 05.09.2005, свидетельствует о том, что за истцом закреплены на праве хозяйственного ведения все помещения четырёхэтажного здания Тюменского почтамта, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 56.
В соответствии с уставом ФГУП "Почта России" , зарегистрированного 13.02.2003, предприятие выполняет задачи по обеспечению на всей территории Российской Федерации потребностей в предоставлении услуг почтовой связи ; оказывает все виды услуг почтовой связи (п.2.1, п.2.2). Источником формирования имущества предприятия в том числе является имущество, переданное предприятию по решению федерального органа по управлению государственным имуществом (п.3.7). Имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым , принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (п.3.1). Право хозяйственного ведения в отношении федерального имущества, принадлежащего предприятию, возникает у предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества предприятию (п.3.2). Предприятие имеет филиалы (п.1.11), в числе которых - УФПС Тюменской области (652000, г.Тюмень, ул.Республики,56) - л.д.7-14.
Здание Тюменского почтамта, переданное истцу - ФГУП "Почта России" для выполнения уставной деятельности и решением собственника закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения , принадлежит истцу на праве хозяйственного ведения , как правильно установил суд первой инстанции.
В соответствии с п.1ст.299 Гражданского кодекса РФ для возникновения права хозяйственного ведения необходимо принятие собственником имущества решения о закреплении определенного имущества за унитарным предприятием и факт передачи имущества. Право хозяйственного ведения имуществом возникает у предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или решением собственника.
Аналогичная по содержанию правовая норма изложена в п.2 ст.11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" . Право на имущество, закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусматривают иной момент возникновения права хозяйственного ведения, чем передача имущества. Положения статей 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ об обязательности государственной регистрации права не устанавливают, что право хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества возникает с момента такой регистрации. Пунктом 1 ст.131 ГК РФ установлена необходимость регистрации уже возникшего права хозяйственного ведения.
В Распоряжении Министерства имущественных отношений РФ от 07.05.2004 N 1605-р "О закреплении на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" федерального недвижимого имущества, расположенного в Тюменской области" иной (отличный от предусмотренного в п.1ст.299 ГК РФ) момент возникновения права хозяйственного ведения не установлен. В п.5 Распоряжения предусмотрено обеспечение государственной регистрации возникшего права хозяйственного ведения на объекты (л.д.25).
Право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на закреплённое за ним имущество - четырёхэтажное здание почтамта (г.Тюмень, ул. Республики,56) является возникшим 07.05.2004 . После принятия Минимуществом России Распоряжения N 1605-р о закреплении имущества за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения и передачи ему имущества , собственник имущества в лице территориальных управлений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом не вправе без согласия ФГУП "Почта России" в одностороннем порядке принимать решения об изъятии имущества, передаче его другому лицу.
Однако, как следует из материалов дела, 04.05.2007 ТУ Росимущества по Тюменской области издано Распоряжение N 158/03 о передаче нежилых помещений на 1, 3, 4 этажах (согласно прилагаемым планам) административного здания по ул. Республики, 56, в г. Тюмени с баланса федерального государственного унитарного предприятия "Стройтранс N 1" на баланс ответчика - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области . Распоряжение предусматривает передачу указанных помещений как находящихся в казне Российской Федерации , а также закрепление этого имущества за ответчиком на праве оперативного управления (л.д. 69-73). Указанному Распоряжению предшествовало другое , изданное ТУ Росимущества по Тюменской области 03.03.2006, - Распоряжение N172/02 (с приложением N1- перечнем) о передаче имущества - помещений 1,3,4 этажей административного здания по ул.Республики,д.56, как находящихся в казне РФ с баланса ГП "Тюменьнефтегеодинамика" на баланс ФГУП "Стройтранс N1" (л.д.97-102).
О передаче федеральным государственным унитарным предприятием "Стройтранс N 1" ответчику (Управлению Роснедвижимости по Тюменской области) помещений 1, 3, 4 этажей общей площадью 821,73кв. м административного здания по адресу: г.Тюмень, ул. Республики, д. 56, составлен акт приёма - передачи от 25.05.2007 N 000014 (л.д. 83-85).
Право оперативного управления на нежилые помещения общей площадью 666,10 кв.м, расположенные в нежилом строении на 1, 3 и 4 этажах (номера на поэтажном плане на 1 этаже: с 18 по 27; на 3 этаже: с 24 по 33; на 4 этаже: с 23 по 34) по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул. Республики, д. 56, зарегистрировано за ответчиком 20.06.2007 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.06.2007 серии 72 НК N 589673, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.08.2007 N 01/144/2007- 414 на л.д. 75-76).
Согласно выписке из реестра федерального имущества по состоянию на 29.05.2007, выданной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, за ответчиком (Управлением Роснедвижимости по Тюменской области) на праве оперативного управления учтён объект (ИНОН 07200415000010) - помещения 1, 3 и 4 этажей административного здания, расположенного по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул. Республики, д. 56 (л.д. 74).
Суд первой инстанции полно исследовал обстоятельства дела , проверил доводы истца, ответчика (Управление Роснедвижимости по Тюменской области) и третьего лица (ТУ Росимущества по Тюменской области), дал правильную оценку представленным в дело доказательствам.
В изданных ТУ Росимущества по Тюменской области Распоряжениях от 10.03.2004 N 85/02, от 03.03.2006 N 172/02, от 04.05.2007 N 158/03 предусматривается передача спорного имущества государственному предприятию "Тюменнефтегеодинамика" от государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Тюменской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации , прекращение у последнего права оперативного управления с момента передачи имущества; нахождение спорного имущества в казне Российской Федерации; передача спорного имущества от ГП "Тюменнефтегеодинамика" (в Распоряжении N172/02 от 03.03.2006 - ГП "Тюменьнефтегеодинамика") к ФГУП "Стройтранс N1", и от последнего - к Управлению Роснедвижимости по Тюменской области.
Судом первой инстанции правильно установлено, что фактически спорное имущество от государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Тюменской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации к государственному предприятию "Тюменнефтегеодинамика" не передавалось, и право оперативного управления на это имущество у государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Тюменской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации прекратилось лишь после передачи спорных помещений истцу на основании Распоряжения Минимущества РФ от 07.05.2004 N 1605-р и акта приема-передачи объектов недвижимости от 01.05.2004 N 1/358, и с этого момента у истца возникло право хозяйственного ведения на имущество.
Также обоснованными являются выводы суда первой инстанции о том, что спорное имущество после 10.03.2004 (Распоряжение N 85/02 ) не передавалось в казну Российской Федерации, а составление актов о приёме - передаче было формальным и не сопровождалось фактической передачей имущества (акты, ссылка на которые имеется в представленной третьим лицом выписке из реестра федерального имущества на л.д.74, а также акт от 25.05.2007 N 000014 о передаче спорного имущества от ФГУП "Стройтранс N1" к Управлению Роснедвижимости по Тюменской области - л.д.83-85) .
В отзыве на иск третье лицо - ТУ Росимущества по Тюменской области признаёт, что по настоящее время на 1,3,4 этажах здания почтамта размещается филиал ФГУП "Почта России" - УФПС Тюменской области (л.д.93).
В перечне (приложение N 1 к Распоряжению N 172/02 от 03.03.2006) указаны помещения 1, 3, 4 этажей административного здания общей площадью 725, 3 кв.м по адресу: г.Тюмень, ул.Республики,д.56 (л.д. 98-102). Однако государственное предприятие "Тюменнефтегеодинамика" не могло передать имущество, которым фактически не обладало, соответственно, впоследствии это имущество не могло быть передано федеральным государственным унитарным предприятием "Стройтранс N 1" ответчику.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям предприятий должны признаваться недействительными.
Согласно статье 12 ГК РФ защита нарушенного права может осуществляться путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. В этом случае суд не только определяет закон или иной нормативный акт, регулирующий спорное правоотношение, но и проверяет законность индивидуального властного акта, на котором основаны исковые требования или возражения спорящих сторон.
Поскольку спорное имущество находится в хозяйственном ведении ФГУП "Почта России", ТУ Росимущества по Тюменской области не вправе было им распоряжаться, в том числе передавать его на праве оперативного управления ответчику.
Для неприменения судом в рассматриваемом деле не соответствующих закону Распоряжений ТУ Росимущества по Тюменской области от 04.05.2007 N 158/03 , от 03.03.2006 N 172/02 не обязательно признание их недействительными в судебном порядке. Эти акты не применяется в силу предписаний закона, что вытекает из статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В п.21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" судам разъяснено, что при разрешении исков об истребовании имущества из чужого незаконного владения, заявленных лицами, титул собственника которых основан на ничтожной сделке или акте государственного органа либо органа муниципального самоуправления, противоречащем законодательству, арбитражный суд вправе дать оценку такой сделке или соответственно не применять акт указанного органа (абзац 12 статьи 12 ГК РФ) независимо от того, предъявлялись ли требования о признании сделки или акта недействительными. Если истец приобрел право собственности на основании ничтожной сделки или акта органа, не соответствующих требованиям законодательства, у него не имеется правовых оснований для истребования имущества.
Изложив в мотивировочной части решения в порядке оценки доказательств (ч.1ст.71, п.2ч.4ст.170 АПК РФ) выводы о недействительности Распоряжений ТУ Росимущества по Тюменской области от 04.05.2007 N 158/03 и от 03.03.2006 N 172/02, суд не вышел за пределы исковых требований ФГУП "Почта России" о признании права хозяйственного ведения истца на спорные нежилые помещения, и о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления ответчика - ТУ Роснедвижимости по Тюменской области на указанные нежилые помещения .
Статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п.3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника .
В силу статей 236, 299 ГК РФ отказ от права собственности (вещного права) должен быть выражен либо посредством прямого объявления об этом владельца вещи, либо путем совершения действий, определенно свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
ФГУП "Почта России" не выражало отказа и не совершало действий, свидетельствующих об отказе от права хозяйственного ведения на спорные нежилые помещения.
В связи с чем суд первой инстанции правильно установил, что истец имеет право хозяйственного ведения на спорные нежилые помещения, а право оперативного управления ответчика в отношении указанных помещений является недействительным.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества по Тюменской области указывает о законности его Распоряжений от 04.05.2007 N 158/03 и от 03.03.2006 N 172/02 со ссылкой на ст.16 АПК РФ и судебный акт - постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.11.2004 по делу NФ04-8058/2004) .
Однако, как видно из постановления суда кассационной инстанции от 10.11.2004 (л.д.77-79) , в деле N А70-2072/29-04 рассматривался спор по заявлению государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Тюменской области" о признании недействительным Распоряжения ТУ Минимущества России по Тюменской области от 10.03.2004 N 85/02 "Об изъятии имущества". В удовлетворении требований заявителя судом кассационной инстанции отказано.
Принцип обязательности настоящего судебного акта (ст.16 АПК РФ) судом первой инстанции при рассмотрении дела N А70-6292/12-2007 не нарушен, в принятом решении не содержится оценки Распоряжения N 85/02 от 10.03.2004 как не соответствующего закону. Такая оценка дана другим ненормативным актам - Распоряжениям от 04.05.2007 N 158/03 и от 03.03.2006 N 172/02, и суд апелляционной инстанции считает её обоснованной.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества по Тюменской области ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального закона в связи с отказом в удовлетворении ходатайства третьего лица о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: копии поручения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2007 N ГН-12/31854 о внесении изменений в Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ "О закреплении на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" федерального недвижимого имущества, расположенного в Тюменской области" в части исключения спорных нежилых помещений по объекту "здание Тюменского почтамта" по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 56; копии Распоряжения ТУ Росимущества по Тюменской области от 25.12.2007 N 434/02 о внесении указанных изменений.
Проверив довод третьего лица, суд апелляционной инстанции считает, что требования процессуального закона судом первой инстанции не нарушены.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.3). Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно (ч.4).
Указанные положения закона суд первой инстанции разъяснил участвующим в деле лицам и в определении от 28.11.2007 о назначении судебного разбирательства по делу на 10.01.2008 ( п.2 резолютивной части определения - л.д.103).
Между тем, дополнительные документы третье лицо представило непосредственно в судебное заседание 10.01.2008 , в устной форме ходатайствуя об их приобщении к делу (протокол судебного заседания от 10.01.2008 на л.д.107). О том, что истец заблаговременно ознакомлен с представляемыми документами, третье лицо доказательств суду не представило.
В связи с чем суд первой инстанции правильно руководствовался ч.ч.3,4 ст.65 АПК РФ и отказал в удовлетворении ходатайства.
В дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу истец указывает, что документы поступили в его адрес лишь 15.01.2008, то есть после окончания судебного заседания (10.01.2008), в котором спор разрешён по существу и объявлена резолютивная часть решения.
В силу ч.2ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий несовершения ими процессуальных действий .
Отклонение судом первой инстанции ходатайства третьего лица соответствует обязанности суда при разрешении спора обеспечить соблюдение принципов осуществления судопроизводства в арбитражном суде - равноправия сторон и состязательности (ч.1ст.8, ч.1ст.9 АПК РФ).
В руководящих разъяснениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ , данных в п.16 Постановления от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" , подтверждена обязанность каждого лица, участвующего в деле, раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле , заблаговременно, до начала судебного разбирательства.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества по Тюменской области фактически не отрицает, что ФГУП "Почта России" не было ознакомлено с документами, о приобщении которых к материалам дела 10.01.2008 заявлялось ходатайство. Обязанность суда принять нераскрытые доказательства ( копии поручения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2007 N ГН-12/31854 и Распоряжения ТУ Росимущества по Тюменской области от 25.12.2007 N 434/02) ТУ Росимущества по Тюменской области связывает с п.35 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 82 .
Действительно, в п.35 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указано, что доказательства, не раскрытые лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, представленные на стадии исследования доказательств, должны быть исследованы арбитражным судом первой инстанции независимо от причин, по которым нарушен порядок раскрытия доказательств. Причины, по которым ранее не были раскрыты доказательства, могут быть учтены арбитражным судом при распределении судебных расходов (часть 2 статьи 111 АПК РФ).
Однако данная правовая позиция сформирована Президиумом ВАС РФ по вопросу об исследовании судом первой инстанции тех доказательств, которые в установленном порядке хотя и не раскрыты, но являются относимыми доказательствами.
В силу ст.67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (ч.1). Арбитражный суд не принимает поступившие в суд документы, не имеющие отношения к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу , и отказывает в приобщении их к материалам дела (ч.2 ).
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц , участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (ч.1ст.64 АПК РФ). Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормам материального права (ч.2ст.65 АПК РФ).
В предмет доказывания по рассматриваемому делу входят обстоятельства о приобретении истцом - ФГУП "Почта России" права хозяйственного ведения на спорное имущество с 2004 года, а также обстоятельства о нарушении этого права в результате закрепления в 2007 г. спорного имущества за ответчиком - Управлением Роснедвижимости по Тюменской области на праве оперативного управления, зарегистрированном 20.06.2007 .
Как следует из представленных на иск отзывов ответчика и третьего лица (л.д.65-67,91-93) , возражения против требований истца обоснованы обстоятельствами об изъятии спорных помещений у государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Тюменской области" Распоряжением от 10.03.2004 N 85/02, действительность которого подтверждена постановлением суда кассационной инстанции от 10.11.2004, а также обстоятельствами о закреплении спорного имущества за ответчиком Распоряжением от 04.05.2007 N 158/03 и о регистрации 20.06.2007 права оперативного управления .
Третье лицо, ходатайствуя в судебном заседании 10.01.2008 о приобщении дополнительных документов (копии поручения Росимущества от 29.11.2007 N ГН-12/31854 и Распоряжения ТУ Росимущества по Тюменской области от 25.12.2007 N 434/02) , не обосновало этими документами свои возражения против иска ( письменное дополнение к отзыву со ссылкой на новые обстоятельства и документы не представлено, при изложении устного ходатайства представитель третьего лица не указал, для подтверждения каких обстоятельств, входящих в предмет доказывания, представляются документы). Само по себе сообщение третьим лицом суду о наличии поручения от 29.11.2007 и издании Распоряжения N 12/31854 от 25.12.2007 не может влечь обязанности суда исследовать документы в качестве обосновывающих возражения против иска.
Из приложенных к апелляционной жалобе копии поручения Росимущества от 29.11.2007 N ГН-12/31854 внести изменения в Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 07.05.2004 N 1605-р "О закреплении на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" федерального недвижимого имущества, расположенного в Тюменской области" в части исключения спорных нежилых помещений по объекту "здание Тюменского почтамта", а также копии Распоряжения ТУ Росимущества по Тюменской области от 25.12.2007 N 434/02 о внесении указанных изменений следует, что по своему содержанию документы направлены на изъятие из хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" спорных помещений .
В предмет рассматриваемого в настоящем деле спора о признании права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" входит возникновение права и его наличие ко времени закрепления спорных помещений за ответчиком, а также на момент принятия судом решения . В предмет спора не входят обстоятельства о будущем прекращении возникшего права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России". В связи с чем поручение Росимущества от 29.11.2007 и Распоряжение N 434/02 от 25.12.2007 не имеют отношения к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу и, соответственно, не имеют в этом деле доказательственного значения .
Из пояснений истца следует и подтверждается определением Арбитражного суда Тюменской области от 31.03.2008 по делу А70-1409/25-2008, что ФГУП "Почта России" в судебном порядке оспорило Распоряжение ТУ Росимущества по Тюменской области от 25.12.2007 N 434/02 как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы истца. Поэтому обстоятельства, относящиеся к данному распоряжению и изъятию имущества у ФГУП "Почта России" входят в предмет доказывания в рамках дела N А70-1409/25-2008.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба ТУ Росимущества по Тюменской области оставляется без удовлетворения. Расходы по апелляционной жалобе относятся на ТУ Росимущества по Тюменской области.
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст.ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.01.2008 по делу N А70-6292/12-2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6292/12-2007
Истец: Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России"
Ответчик: Управление Федерального кадастра объектов недвижимости по Тюменской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области