город Омск
18 декабря 2008 г. |
Дело N А81-1206/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайченачевым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования поселок Правохеттинский (далее - Администрация)
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ТУ Росимущества по ЯНАО),
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (далее - ООО "Газпром трансгаз Югорск"; Общество)
о признании недействительным распоряжения от 20.12.2007 N 783-р, с учетом изменения, внесенного распоряжением от 08.12.2008 N 611-р,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Газпром трансгаз Югорск" ? Данилочкиной Т.В. по доверенности от 07.02.2008 N Юр/08/86, сохраняющей силу в течение трех лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от ТУ Росимущества по ЯНАО - Данилочкиной Т.В. по доверенности от 08.09.2008 N 31, действительной до 31.12.2008 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от администрации муниципального образования поселок Правохеттинский - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
Администрация муниципального образования поселок Правохеттинский обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к ТУ Росимущество по ЯНАО о признании незаконным и отмене распоряжения от 20.12.2007 N 783-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования поселок Правохеттинский".
Решением от 24.06.2008 по делу N А81-1206/2008 заявленное требование удовлетворено.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции руководствовался позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, Определении от 07.12.2006 N 542-О и Определении от 04.12.2007 N 828-О-П.
ООО "Газпром трансгаз Югорск", не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить.
Податель апелляционной жалобы указал на то, что суд принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в рассмотрении настоящего спора.
Общество указало, что решение суда первой инстанции создает препятствия для исполнения Распоряжения Министерства имущества РФ от 08.04.2004 N 1448-р, возлагающего на ООО "Газпром трансгаз Югорск" обязанность по передаче объектов в муниципальную собственность.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Восьмой арбитражный апелляционный суд принял постановление от 28.10.2008 (в полном объеме постановление изготовлено 31.10.2008) по делу N А81-1206/2008 об отмене решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2008 по делу N А81-1206/2008 на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции, Восьмой арбитражный апелляционный суд исходил из незаконности принятия судом решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
Указанным постановлением Восьмой арбитражный апелляционный суд постановил в соответствии с частью 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перейти к рассмотрению арбитражного дела N А81-1206/2008 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 11.12.2008 в 12 часов 00 минут.
При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции, состоявшемся 11.12.2008 по заявлению Администрации к ТУ Росимущества по ЯНАО, Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении слушания по делу не заявила.
В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии возможности рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества по ЯНАО и ООО "Газпром трансгаз Югорск" в удовлетворении заявления Администрации просили отказать, указывая на законность и обоснованность распоряжения от 20.12.2007 N 783-р.
Рассмотрев материалы дела, заявление Администрации, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ТУ Росимущество по ЯНАО на основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) издано распоряжение N 783-р от 20.12.2007 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации в собственность муниципального образования поселок Правохеттинский".
Пунктом 1 указанного распоряжения утвержден перечень имущества казны Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования поселок Правохеттинский, согласно приложению к настоящему распоряжению.
Пунктом 2 названного распоряжения решено передать безвозмездно в собственность означенного муниципального образования имущество, согласно приложению к данному распоряжению.
Этим же распоряжением муниципальному образованию поселок Правохеттинский указано на необходимость представления на утверждение в ТУ Росимущество по ЯНАО подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента издания настоящего распоряжения (пункт 4).
Пунктом 5 распоряжения оговорено, что в случае, если в трехнедельный срок со дня его поступления акт приема-передачи не будет подписан муниципальным образованием, то он подлежит утверждению Управлением в одностороннем порядке. Распоряжение согласно пункту 7 является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество; право собственности муниципального образования поселок Правохеттинский возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Администрация муниципального образования поселок Правохеттинский письмом от 29.12.2007 N 658 отказалась подписать акты приема-передачи.
11.01.2008 ТУ Росимуществом по ЯНАО утверждены акты в одностороннем порядке.
ТУ Росимущество по ЯНАО 08.12.2008 издало распоряжение N 611-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления от 20 декабря 2007 года N 783-р", которым пункт 2 распоряжения изложен в следующей редакции: "Передать безвозмездно в собственность муниципального образования поселок Правохеттинский имущество, составляющее казну Российской Федерации, за исключением жилых помещений, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве собственности, согласно приложению к настоящему распоряжению".
Полагая, что распоряжение ТУ Росимущества по ЯНАО от 20.12.2007 N 783-р нарушает права и законные интересы Администрации, последняя обратилась на настоящим заявлением в суд.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Администрацией требования о признании недействительным распоряжения ТУ Росимущества по ЯНАО от 20.12.2007 N 783-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования поселок Правохеттинский" (с учетом распоряжения ТУ Росимущества по ЯНАО от 08.12.2008 N 611-р), исходя из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц, может быть признан судом недействительным.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт, решение могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением прав заявителя.
Администрация в качестве правового обоснования недействительности оспариваемого распоряжения указывает на то, что:
- ТУ Росимуществом по ЯНАО при издании обжалуемого ненормативного правового акта не учтено волеизъявление и мнение органов местного самоуправления муниципального образования поселка Правохеттинский, отсутствуют согласованные действия между органами местного самоуправления и заинтересованным лицом;
- ТУ Росимуществом по ЯНАО нарушен порядок передачи спорного имущества;
- обжалуемое распоряжение не учитывает финансово-экономические интересы Администрации;
- жилые помещения, которые принадлежат двум и более различным собственникам независимо от сведений бухгалтерского учета государственных и муниципальных предприятий или учреждений, реестра учета муниципального (государственного) имущества и от состава муниципальной (государственной) казны и не может рассматриваться как объект недвижимого имущества, передаваемый одному новому собственнику.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанной позицией заявителя, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.04 N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
В соответствии с абзацем двадцать один пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Таким образом, право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице территориальных управлений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение такого имущества в федеральной собственности не допускается. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в названной части решений в соответствии с передаточным актом.
Следовательно, обязанность принятия имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность муниципального образования, предусмотрена действующим законодательством.
Вопрос о порядке безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Приложением N 3 к данному Постановлению жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности.
Пунктом 5 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В период возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
Пунктом 5 названного выше правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что решение о передаче в муниципальную собственность спорных объектов было принято распоряжением от 08.04.2004 N 1448-р "О перечне объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в ОАО "Газпром" и его дочерними обществами в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", изданным Министерством имущественных отношений во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" на основании материалов, представленных комиссиями, созданными территориальными органами Минимущества России в рамках выполнения распоряжения Минимущества России от 22.02.2002 N 482-р "О подтверждении права собственности ОАО "Газпром" на недвижимое имущество", согласно которому в уставный капитал ОАО "Газпром" не были включены в объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащие передаче в муниципальную собственность.
13.12.2006 ТУ Росимуществом по ЯНАО была выдана доверенность ООО "Тюментрансгаз" (правопреемником которого является ООО "Газпром трансгаз Югорск") на совершение всех необходимых юридических действий по оформлению документов технического учета, регистрации права собственности Российской Федерации, его прекращения в отношении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, являющихся федеральной собственностью и находящихся на балансе ООО "Тюментрансгаз" (л.д. 39, т.5).
05.04.2007 проведено рабочее совещание по передаче объектов, учитываемых на балансе ООО "Тюментрансгаз" в муниципальную собственность на котором присутствовали представители Администрации Надымского района и ООО "Тюментрансгаз". На указанном совещании была определена последовательность передачи объектов. Результаты совещания зафиксированы в протоколе от 05.04.2007 (л.д.64, т.5).
21.06.2007 распоряжением главы муниципального образования Надымского района N 654-р утвержден состав комиссии по обследованию имущества и оформлению документов, необходимых для приема в муниципальную собственность муниципального образования Надымский район федерального имущества, учитываемого на балансе ООО "Надымгазпром" и ООО "Тюментрансгаз" (л.д. 23 т.4).
ТУ Росимущество по ЯНАО 23.08.2007 выдало главе муниципального образования поселок Правохеттинский доверенность на совершение действий по оформлению документов технического учета, регистрации права собственности Российской Федерации и его прекращения, перехода права собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования поселок Правохеттинский с правом предоставлять и получать необходимые справки, удостоверения, документы и дубликаты во всех организациях и учреждениях (л.д. 123, т. 1).
19.10.2007 было проведено совещание по вопросу оформления документов, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности, на объекты федеральной собственности, учитываемые на балансе ООО "Тюменьтрансгаз" и подлежащие передаче в муниципальную собственность.
На проведенном заседании присутствовали представители администрации Надымского района, ООО "Тюментрансгаз", Надымского отдела ФРС, Надымского филиала ГУП ЯНАО, "Окружной центр технической инвентаризации".
По результатам проведенного совещания приняты следующие решения: ООО "Тюментрансгаз" представить в департамент имущества и инвестиций надлежащие выписки из реестра федерального имущества на объекты, подлежащие передаче, а также технические паспорта на данные объекты; департаменту имущества и инвестиций на основании представленных ООО "Тюментрансгаз" надлежащих выписок из реестра федерального имущества на объекты, подлежащие передаче и технических паспортов на данные объекты, разработать проекты дополнительных соглашений к договорам о передаче имущества. Согласовать и подписать их с ООО "Тюментрансгаз" (л.д. 66, 67, т.5).
05.12.2007 на совещании по вопросу оформления документов, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности на объекты федеральной собственности, учитываемые на балансе ООО "Тюментрансгаз" и подлежащие передаче в муниципальную собственность, последнему поручено до 20.12.2007 представить в департамент муниципального имущества и инвестиций муниципального образования Надымский район документы, необходимые для регистрации перехода права собственности (л.д. 24-26 т. 4). В настоящем случае, оспариваемое распоряжение является документом, необходимым для регистрации перехода права собственности.
Исполняющим обязанности главы муниципального образования Надымский район был утвержден Порядок предоставления и рассмотрения документации на объекты федеральной собственности, находящиеся на балансе ООО "Тюментрансгаз" и подлежащие передаче в муниципальную собственность (л.д. 5, 6 т. 5).
29.12.2007 главой поселка Правохеттинский издано постановление от 29.12.2007 N 74 "Об утверждении состава комиссии по приему в собственность муниципального образования поселок Правохеттинский федерального имущества, находящегося на балансе ООО "Тюментрансгаз".
В этот же день были заключены договоры о безвозмездной передаче имущества, указанного в оспариваемом распоряжении, в муниципальную собственность.
Между ООО "Тюментрансгаз" и муниципальным образованием поселок Правохеттинский подписаны акты приема-передачи и акты о приеме-передаче зданий (сооружений) по форме N ОС-1а газэкс, передана часть объектов, указанных в распоряжении (л.д. 93-98,109-148 т. 2, л.д. 1-52 т. 3).
Главе муниципального образования Правохеттинский и Администрации Надымского района в период с 15.05.2007 по 14.01.2008 были переданы документы, необходимые для регистрации перехода права собственности и проектно-исполнительная документация (л.д. 32-38 т. 5).
Заявитель и ООО "Тюментрансгаз" составили план мероприятий по устранению замечаний для обеспечения передачи объектов федеральной собственности, находящихся на балансе Правохеттинского ЛПУ МГ ООО "Тюментрансгаз" (л.д.27-31 т.4).
30.04.2008 Администрации переданы документы, необходимые для регистрации перехода права собственности (л.д. 8-9 т. 5).
Заинтересованным лицом 07.05.2008 была выдана ООО "Газпром трансгаз Югорск" доверенность на совершение действий по оформлению документов технического учета, регистрации права собственности Российской Федерации и его прекращения в отношении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, являющихся федеральной собственностью и находящихся на балансе ООО "Газпром трансгаз Югорск" (л.д. 40, т. 5).
28.05.2008 проведено рабочее совещание по передаче объектов федеральной собственности, не вошедших в уставной капитал ОАО "Газпром" и учитываемых на балансе Правохеттинского ЛПУ МГ ООО "Газпром трансгаз Югорск" в муниципальную собственность МО поселок Правохеттинский (на заседании присутствовали представители Администрации МО п. Правохеттинский, ООО "Газпром трансгаз Югорск").
На рабочем совещании рассматривались вопросы безвозмездной передачи имущества составляющего казну Российской Федерации и состоящего на балансе Правохеттинский ЛПУ МГ ООО "Газпром трансгаз Югорск" в собственность муниципального образования поселок Правохеттинский на основании оспариваемого Распоряжения, сторонами согласован перечень объектов (вторая часть объектов, указанных в оспариваемом распоряжении); размер компенсации на проведение ремонтных работ, срок принятия объектов, порядок подготовки и передачи документов для государственной регистрации перехода права собственности, рассмотрение возможности содержания передаваемых объектов ООО "Газпром трансгаз Югорск" до 31.12.2008 (л.д. 53-58 т. 3).
Письмом от 07.08.2008 N 566 заявитель подтвердил, что по состоянию на 07.08.2008 План мероприятий по устранению замечаний выполнен по всем позициям, за исключением предоставления выписок из реестра федерального имущества (л.д. 31 т. 5).
В период с 04.08.2008 по 03.10.2008 главе муниципального образования были переданы документы, необходимые для регистрации перехода права собственности (л.д. 10-25 т. 5).
25.08.2008 передана вторая часть объектов, указанных в оспариваемом распоряжении (л.д. 64-141 т. 4).
Таким образом, учитывая изложенные выше правовые нормы, а также фактические обстоятельства настоящего арбитражного дела, у суда отсутствуют основания для заключения вывода о том, что ТУ Росимущество по ЯНАО при издании обжалуемого ненормативного правового акта не учло волеизъявление и мнение органов местного самоуправления муниципального образования поселок Правохеттинский, не осуществило согласованных действий между органами местного самоуправления и заинтересованным лицом; нарушило порядок передачи спорного имущества.
Доказательств, опровергающих данный вывод суда заявителем в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Относительно утверждения Администрации о том, что обжалуемое распоряжение не учитывает финансово-экономические интересы заявителя, суд считает необходимым отметить следующее.
05.04.2007 на рабочем совещании по передаче объектов, учитываемых на балансе ООО "Тюментрансгаз" в муниципальную собственность (где присутствовали представители администрации Надымского района и ООО "Тюментрансгаз") была определена последовательность передачи объектов. ООО "Тюментрансгаз" поручено провести капитальный ремонт передаваемых в муниципальную собственность объектов за счет собственных средств до момента подписания актов приема-передачи. Кроме того, сторонам было предложено рассмотреть и дать предложения по схеме управления передаваемых объектов жилищного фонда в трассовых поселках (л.д. 64, 65 т. 5).
На совещании по вопросу передачи имущества от ООО "Тюментрансгаз" в муниципальную собственность, проведенного 05.12.2007, последнее обязалось до 31.12.2008 осуществлять за счет собственных средств обслуживание переданных в 2004-2006 годах и подлежащих передаче в 2007 году объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и жилищного фонда, расположенных в поселках: Заполярный, Правохеттинский, Пангоды, Ягельный, Лонгьюган и Приозерный, администрациям поселений при содействии ООО "Тюментрансгаз" в срок до 01.05.2008 провести с населением поселков работу по выбору способа управления многоквартирными домами в соответствии с действующим законодательством (л.д. 24-26 т. 4).
28.05.2008 на рабочем совещании по передаче объектов федеральной собственности, не вошедших в уставной капитал ОАО "Газпром" и учитываемых на балансе Правохеттинского ЛПУ МГ ООО "Газпром трансгаз Югорск", в муниципальную собственность муниципального образования поселок Правохеттинский, были рассмотрены вопросы:
- безвозмездной передачи имущества составляющего казну Российской Федерации и состоящего на балансе Правохеттинского ЛПУ МГ ООО "Газпром трансгаз Югорск" в собственность муниципального образования поселок Правохеттинский на основании оспариваемого распоряжения;
- сторонами согласован размер компенсации на проведение ремонтных работ - 90 475 004 рубля; согласовано рассмотрение возможности содержания передаваемых объектов ООО "Газпром трансгаз Югорск" до 31.12.2008;
- Правохеттинское ЛПУ МГ ООО "Газпром трансгаз Югорск" предложило Администрации п. Правохеттинский взять в аренду 4 переданных общежития (л.д. 53-58 т. 3).
Письмом от 20.10.2008 N 10-08/7332-АС департамент финансов ЯНАО сообщил ООО "Газпром трансгаз Югорск", что правовой механизм обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований закреплен статьями 137, 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и состоит в предоставлении из бюджета субъекта РФ и бюджета муниципального района, в состав территории которого входит поселение, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселения.
ООО "Газпром трансгаз Югорск" на проведение капитального ремонта объектов федеральной собственности, находящихся на балансе Общества и переданных заявителю на основании договоров о безвозмездной передаче имущества было затрачено 26 551 000 рублей (л.д.99 т.2).
27.11.2008 в соответствии с протоколом от 28.05.2008 ООО "Газпром трансгаз Югорск" перечислило в адрес заявителя 63 332 503 рубля (л.д. 69 т.5).
Таким образом, утверждение Администрации о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт издан без учета финансово-экономических интересов заявителя, не соответствует фактическим обстоятельствам спорного правоотношения.
Что касается довода заявителя о том, что многоквартирный дом, жилые помещения, которые принадлежат двум и более различным собственникам независимо от сведений бухгалтерского учета государственных и муниципальных предприятий или учреждений, реестра учета муниципального (государственного) имущества и от состава муниципальной (государственной) казны и не может рассматриваться как объект недвижимого имущества, передаваемый одному новому собственнику, то суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Оспариваемым распоряжением в собственность Администрации передается лишь имущество, составляющее казну Российской Федерации, иного имущества заявителю обжалуемым ненормативным правовым актом не передается.
Данное обстоятельство подтверждается распоряжением ТУ Росимущества по ЯНАО от 08.12.2008 N 611-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления от 20 декабря 2007 года N 783-р" согласно которому, пункт 2 распоряжения заинтересованного лица изложен в следующей редакции: "Передать безвозмездно в собственность муниципального образования поселок Правохеттинский имущество, составляющее казну Российской Федерации, за исключением жилых помещений, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве собственности, согласно приложению к настоящему распоряжению".
Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, в удовлетворении требования Администрации надлежит отказать.
При распределении судебных расходов, суд исходит из следующего.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Пунктом 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При применении названного Положения указанного Кодекса следует учитывать, что, согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.
При этом государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в защиту государственных и общественных интересов, в том числе с апелляционными жалобами и кассационными жалобами, когда они выступают в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты госпошлины.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В настоящем случае Администрация относится к лицам, которым действующим законодательством предоставлено право на обращение в суд в защиту государственных и общественных интересов.
Администрация, являясь заявителем по делу, участвовала с целью защиты публичных интересов муниципального образования.
Следовательно, с нее не может быть взыскана в пользу ООО "Газпром трансгаз Югорск" государственная пошлина, уплаченная последним за рассмотрение дела в порядке апелляционного производства, а потому уплаченная Обществом государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 201, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении требования администрации муниципального образования поселок Правохеттинский к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным и отмене распоряжения от 20.12.2007 N 783-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования поселок Правохеттинский" (с учетом распоряжения от 08.12.2008 N 611-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления от 20 декабря 2007 года N 783-р") отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск", расположенному по адресу: 628260, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Югорск, улица Мира, 15, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1206/2008
Истец: Администрация муниципального образования поселок Правохеттинский
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ЯНАО
Кредитор: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4143/2008