город Омск
19 февраля 2009 г. |
Дело N А81-2434/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Глухих А.Н., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мокшиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6146/2008) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 октября 2008 года, принятое по делу N А81-2434/2008 (судья Садретинова Н.М.) по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа к обществу с ограниченной ответственностью "Ноябрьские АЗС" о ликвидации,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа - не явился, извещена,
от общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьские АЗС" - не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Топмир" - не явился, извещено,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ИФНС России по г. Ноябрьску ЯНАО, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьские АЗС" (далее - ООО "Ноябрьские АЗС", общество).
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.07.2008 к участию в деле в качестве другого ответчика судом привлечен учредитель (участник) ООО "Ноябрьские АЗС" - общество с ограниченной ответственностью "Топмир".
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 октября 2008 года по делу N А81-2434/2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд мотивировал свое решение тем, что экономические показатели деятельности общества, с которыми законодатель связывает необходимость ликвидации общества, должны отображать наступление критического для общества финансового состояния, создающего угрозу нарушения прав и законных интересов других лиц. Однако представленные ИФНС России по г. Ноябрьску ЯНАО в суд документы не свидетельствуют о критическом состоянии ООО "Ноябрьские АЗС", влекущем его безусловную ликвидацию.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС России по г. Ноябрьску ЯНАО обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ИФНС России по г. Ноябрьску ЯНАО ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права. По данным бухгалтерского баланса стоимость чистых активов ООО "Ноябрьские АЗС" меньше величины минимального уставного капитала, установленного статьей 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью). Следовательно, по мнению налогового органа, имея стоимость чистых активов с отрицательным значением, общество должно было принять решение о своей ликвидации в порядке, предусмотренном статьей 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Тем более, что ООО "Ноябрьские АЗС" не принимались меры по улучшению показателей своего финансового состояния в целях достижения положительного соотношения между чистыми активами общества и величиной его уставного капитала.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных о судебном заседании надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Ноябрьску ЯНАО заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя, которое суд счел возможным удовлетворить.
ООО "Ноябрьские АЗС" и ООО "Топмир" в порядке статьи 262 АПК РФ отзывов на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в обоснование своих доводов ИФНС России по г. Ноябрьску ЯНАО ссылается на следующие обстоятельства.
ООО "Ноябрьские АЗС" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.10.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия 89 N 000462080.
Согласно пункту 5.1.2 устава ООО "Ноябрьские АЗС" уставный капитал общества составляет 100 000 (сто тысяч) рублей.
По утверждению налогового органа, в соответствии с бухгалтерским балансом на 31.12.2006 стоимость чистых активов ООО "Ноябрьские АЗС" составила минус 29 219 000 руб., в связи с чем стоимость чистых активов общества на 29 319 000 руб. меньше его уставного капитала.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения ИФНС России по г. Ноябрьску ЯНАО в арбитражный суд с настоящим иском.
17.10.2008 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, а также правильность применения норм права суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Требование о ликвидации юридического лица в этом случае может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (пункт 3 статьи 61 ГК РФ).
Статья 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" наделяет налоговые органы правом обращения в арбитражный суд с исками о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона об обществах с ограниченной ответственностью размер уставного капитал общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату предъявления документов для государственной регистрации общества. Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Пунктом 4 статьи 90 ГК РФ и пунктом 3 статьи 20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью установлено, что, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного указанным федеральным законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.
Стоимость чистых активов общества определяется в порядке, установленном федеральным законом и издаваемыми в соответствие с ним нормативными актами.
В связи с тем, что порядок определения стоимости чистых активов общества с ограниченной ответственностью нормативными правовыми актами не урегулирован, в силу части 6 статьи 13 АПК РФ в рассматриваемом случае подлежит применению Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз, в соответствии с которым под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету, для оценки стоимости чистых активов акционерного общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности.
Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П, принятого по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация", отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе, наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенные, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суд первой инстанции правомерно указал, что с учетом части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П, пункт 2 статьи 61 ГК РФ предоставляет суду право, но не обязывает ликвидировать юридическое лицо, допустившее в своей деятельности нарушение законодательства. Ликвидация, как мера воздействия, должна быть соразмерна и адекватна требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. Потери кредиторов при ликвидации предприятия должны быть предотвращены либо уменьшены. Экономические показатели предприятия, с которыми законодатель связывает необходимость ликвидации общества, должны отображать наступление критического для общества финансового положения, создающего угрозу нарушений прав и законных интересов других лиц.
Аналогичная правовая оценка дана Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении применительно к ликвидации акционерного общества, согласно которой ликвидация как мера воздействия должна быть адекватна и соразмерна конституционно защищаемым ценностям, с тем чтобы потери кредиторов в связи с неспособностью акционерного общества платить по долгам могли быть предотвращены либо уменьшены, интересы граждан, перед которыми акционерное общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, - защищены, обеспечивалась выплата выходных пособий и оплата труда лицам, работающим по трудовому договору, выплата вознаграждений по авторским договорам, а также обеспечивалось выполнение обязанностей акционерного общества по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Из этого следует, что формально-нормативные показатели, с которыми законодатель связывает необходимость ликвидации акционерного общества, должны объективно отображать наступление критического для акционерного общества финансового состояния, создающего угрозу нарушений прав и законных интересов других лиц.
Взаимосвязанные положения пункта 4 статьи 90 ГК РФ и пункта 3 статьи 20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью не предполагают, что общество подлежит незамедлительной ликвидации, как только чистые активы стали уменьшаться, а позволяют учредителям принять необходимые меры по улучшению его финансового состояния. Отрицательное значение чистых активов как формальное условие ликвидации общества с ограниченной ответственностью призвано адекватно отражать его фактическое финансовое состояние, а именно: отсутствие доходности, неспособность исполнять свои обязательства перед кредиторами и обязанность по уплате обязательных платежей.
Налоговый орган не представил судам первой и апелляционной инстанции доказательств, которые свидетельствовали бы о том, что финансовое состояние ответчика является нестабильным, а именно не обеспечивается выплата выходных пособий и оплата труда лицам, работающим по трудовому договору, выплата вознаграждений по авторским договорам, не выполняются обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, имеются претензии к обществу со стороны кредиторов.
Поскольку ликвидация общества является крайней мерой, то необходимо установить, что имелись основания для ликвидации общества не только на дату подачи годовой отчетности, но и на дату подачи заявления о ликвидации юридического лица.
В обоснование своих доводов налоговый орган представил в материалы дела бухгалтерские балансы общества по состоянию на 31.12.2006 и на 30.09.2007, то есть за один финансовый год и девять месяцев второго финансового года, в то время как заявление о ликвидации ООО "Ноябрьские АЗС" ИФНС России по г. Ноябрьску ЯНАО подано 30.06.2008.
В соответствии со статьей 14, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации обязаны предоставлять не только годовую, но и квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала.
ИФНС России по г. Ноябрьску ЯНАО не представила в материалы дела ни промежуточные бухгалтерские балансы ответчика за 1, 2 кварталы 2007 года, ни годовой баланс за 2007 год, ни промежуточный бухгалтерский баланс ответчика за 1 квартал 2008 года либо доказательства того, что такие балансы ООО "Ноябрьские АЗС" не предоставлялись.
Между тем, в силу требований пункта 4 статьи 90 ГК РФ и пункта 3 статьи 20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью для оценки обоснованности требований налогового органа о ликвидации юридического лица суду необходимо оценить стоимость чистых активов общества не только на момент окончания второго финансового года, но и как минимум третьего.
При этом налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2006 годы, а также налоговые декларации по НДС, представленные ООО "Ноябрьские АЗС" в ИФНС России по г. Ноябрьску ЯНАО за 2006-2008 годы, позволяют сделать вывод о том, что общество осуществляет экономическую деятельность, в связи с чем возможно изменение его финансового положения.
Оценив в совокупности представленные ИФНС по г. Ноябрьску ЯНАО доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу о том, что бухгалтерские балансы за 2006 год и за девять месяцев 2007 года, налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль организаций года не могут свидетельствовать о критическом состоянии общества, влекущем его обязательную ликвидацию. Указанные документы не являются достаточными доказательствами для принятия судом решения о ликвидации ООО "Ноябрьские АЗС", поскольку ликвидация как исключительная мера воздействия применяется только в крайних случаях, когда уменьшение чистых активов становится постоянным и общество не предпринимает действия по изменению своего финансового положения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 октября 2008 года по делу N А81-2434/2008 является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 октября 2008 года по делу N А81-2434/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2434/2008
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Ноябрьские АЗС"
Третье лицо: ООО "ТОПМИР"
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6146/2008