город Омск
05 марта 2009 г. |
Дело N А70-7004/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладышевой Е.В.
судей Ильницкой Д.В., Рожкова Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-319/2008) общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.12.2008 по делу N А70-7004/2008 (судья Н.Г. Трубицина), принятое по иску открытого акционерного общества "Сибстройсервис" к обществу с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" об изменении договора N 057/08 от 12.05.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "Тюмень Водоканал" - представитель Воскресенский А.С. по доверенности N 55-ю от 22.12.2008, представитель Сергеев А.В. по доверенности N 63-ю от 16.02.2009;
от ОАО "Сибстройсервис" - представитель Иванова И.Е. по доверенность N 2/06 от 05.07.2006, представитель Левитин И.Е. по доверенности N 01/09 от 01.01.2009;
установил:
Открытое акционерное общество "Сибстройсервис" (далее - ОАО "Сибстройсервис") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тюмень-Водоканал" (далее - ООО "Тюмень-Водоканал") об исключении из пункта 5 договора N 057/08 от 12.05.2008 "О подключении к сетям водоснабжения и водоотведения" платы за подключение к сетям водоотведения в сумме 4 969 002 руб. 42 коп.
В обоснование иска ОАО "Сибстройсервис" сослалось на статьи 307, 309, пункт 2 статьи 314, пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До принятия арбитражным судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования (листы дела 58-60).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.12.2008 по делу N А70-7004/2008 исковые требования удовлетворены. Суд изменил пункты 3.1.6, 5.1, 5.3 договора N 057/08 от 12.05.2008 "О подключении к сетям водоснабжения и водоотведения", заключенного между ОАО "Сибстройсервис" и ООО "Тюмень-Водоканал".
Пункт 3.1.6 договора изложил в следующей редакции "Построить сети водопровода от границ земельного участка Заказчика, выделенного под строительство Объекта, до точек подключения к существующим уличным сетям".
Пункт 5.1 договора изложил в следующей редакции: "Стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения Исполнителя по настоящему договору составляет 8 196 927 руб. 23 коп., в том числе НДС - 1 250 378 руб. 73 коп. Размер платы за подключение определен как произведение тарифа на подключение, установленного Постановлением Администрации г. Тюмени от 08.12.2006 N 25-пк "Об утверждении тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов)", и размера заявленной потребляемой нагрузки, представленной в расчете водопотребления и водоотведения, выполненного лицензированной проектной организацией, являющегося обязательным приложением к письменной заявке Заказчика".
Пункт 5.3. договора изложил в следующей редакции: "Заказчик производит Исполнителю оплату по настоящему Договору в следующие сроки:
1. 1 316 592,97 рублей - в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего договора.
2. 4 421 256,09 рублей - по дополнительному графику, согласованному сторонами.
3. 2 459 078,17 рублей (30%) - за 30 календарных дней до присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения. Итого: 8 196 927,23 рублей.
Этим же решением с ООО "Тюмень Водоканал" в пользу ОАО "Сибстройсервис" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Тюмень Водоканал" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что создание условий для подключения включает в себя не только строительство сетей водоснабжения и водоотведения, но и других вспомогательных объектов, используемых в процессе водоснабжения и водоотведения. Обязанность по подготовке сетей к подключению должна быть исполнена ООО "Тюмень Водоканал" до 01.07.2010. Пункт 2 статьи 314 в данном случае применению не подлежит, поскольку срок обязательства по подключению установлен сторонами календарной датой, условия договора позволяют четко определить срок исполнения всех иных обязательств. Применению подлежит пункт 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, а не пункт 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, который применил суд первой инстанции. Строительство истцом за счёт собственных средств сети канализации не является существенным изменением обстоятельств в смысле статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пояснениях к апелляционной жалобе ответчик указал, что в инвестиционной программе ООО "Тюмень Водоканал" на 2007-2011 годы предусмотрены мероприятия по увеличению мощности сети и её пропускной способности.
ОАО "Сибстройсервис" в письменном отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "Сибстройсервис" указало, что выводы суда первой инстанции о несвоевременном исполнении ответчиком договорных обязательств основаны на договоре и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указанный в договоре срок (01.07.2010) предусматривает срок фактического подключения, а не строительства сетей. ОАО "Сибстройсервис" воспользовалось правом, предусмотренном пунктом 4.2.1 договора, и обратилось к исполнителю с предложением об изменении срока производства работ для подключения жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения. Обязательства по строительству сетей должны быть выполнены ответчиком с таким расчётом, что бы подключение состоялось к указанному сроку. Суд первой инстанции обоснованно применил статью 451 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83. Плата за подключение взиматься не должна, поскольку проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности не требуется. Если бы договором было предусмотрено строительство сетей за счёт заказчика, договор был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Инвестиционная программа, на которую ссылается ответчик, не была опубликована и применению не подлежит. Построенные ответчиком сети соответствуют техническим нормам, проект согласован ответчиком, что подтверждается материалами дела.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Представители истца поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к отзыву, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и пояснения к ней, отзыв на апелляционную жалобы и дополнения к нему, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что с целью обеспечения подключения 16-ти этажного, 165 квартирного жилого дома со встроенными помещениями по ул. Ямская - Л. Толстого в г. Тюмени, строительство которого осуществляет ОАО "Сибстройсервис", к системе водоснабжения и канализации между ОАО "Сибстройсервис" (заказчик) и ООО "Тюмень Водоканал" (исполнитель) заключен договор N 057/08 от 12.05.2008 "О подключении к сетям водоснабжения и водоотведения", по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство по обеспечению возможности подключения указанного жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения в соответствии с условиями подключения, а заказчик принял на себя обязательство внести плату за подключение согласно графику, указанному в пункте 5.3 договора (пункт 1.1).
Заявленная нагрузка определена на основании представленного расчёта водопотребления и водоотведения, выполненного лицензированной проектной организацией, являющегося обязательным приложением к письменной заявке заказчика и составляет водопотребление - 144,5 куб.м в сутки, водоотведение -144,5 куб.м в сутки (пункт 1.3).
Дата подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения - не позднее 01.07.2010 (пункт 1.5 договора в редакции протокола разногласий от 10.07.2008).
В соответствии с пунктом 3.1.5 договора заказчик обязан разработать проект сетей водопровода и канализации от границ земельного участка заказчика, выделенного под строительство объекта до точек подключения к существующим уличным сетям.
Согласно пункту 3.1.6 договора исполнитель обязан построить сети водопровода и канализации от границ земельного участка заказчика, выделенного под строительство объекта, до точек подключения к существующим уличным сетям.
Стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения исполнителя по настоящему договору составляет 8 196 927 руб. 23 коп., в том числе НДС - 1 250 378 руб. 73 коп., к сетям водоотведения исполнителя - 4 969 002 руб. 42 коп., том числе НДС - 757 983 руб. 42 коп. Общая стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя по настоящему договору составляет 13 165 929 руб. 65 коп., в том числе НДС - 2 008 362 руб. 15 коп. Размер платы за подключение определен как произведение тарифа на подключение, установленного Постановлением Администрации г. Тюмени от 08.12.2006 N 25-пк "Об утверждении тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов)", и размера заявленной потребляемой нагрузки, представленной в расчете водопотребления и водоотведения, выполненного лицензированной проектной организацией, являющегося обязательным приложением к письменной заявке заказчика (пункт 5).
Заказчик вправе обратиться к исполнителю с предложением об изменении срока (сроков производства работ) подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения (пункт 4.2.1 договора).
ОАО "Сибстройсервис" 15.02.2008 выданы технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения г. Тюмени (листы дела 20, 21).
Согласно условиям подключения, выданным ОАО "Сибстройсервис" на основании заявки, размер потребляемой нагрузки по водоснабжению составляет 144,5 куб.м, по водоотведению - 144,5 куб.м (листы дела 22-24).
Во исполнение пункта 5.3 договора N 057/08 от 12.05.2008 ОАО "Сибстройсервис" платёжным поручением N 1950 от 11.07.2008 перечислило на расчётный счёт ООО "Тюмень Водоканал" денежные средства в размере 1 316 592руб. 97 коп. (лист дела 19).
Как указывает истец, во избежание срыва сроков начала строительства 16-ти этажного, 165 квартирного жилого дома со встроенными помещениями по ул. Ямская - Л. Толстого в г. Тюмени ОАО "Сибстройсервис" до начала строительства перенесло существующие сети водоотведения жилого дома по ул. Луначарского, д. 42а, и построило новые сети водоотведения от границ земельного участка за счет собственных средств.
Поскольку строительство сетей осуществлялось за счет собственных средств, ОАО "Сибстройсервис" письмом исх. N 600 от 10.10.2008 (лист дела 37) предложило ООО "Тюмень Водоканал" изменить условия договора N 057/08 - из стоимости договорных работ исключить плату за подключение к сетям водоотведения в размере 4 969 002 руб. 42 коп. ООО "Тюмень Водоканал" на указанное письмо ответило отказом (лист дела 38), что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим иском.
При оценке доводов сторон арбитражный суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Порядок установления платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, размер и основания её внесения регулирует статья 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно подпункту 11 статьи 2 указанного Федерального закона плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - это плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта.
Указанный договор определяет порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно пункту 11 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения), если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2007 N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила заключения и исполнения публичных договоров), в соответствии с пунктом 5 которых, договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Указанные Правила определяют порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим в том числе водоснабжение и водоотведение, а также особенности заключения договора о подключении к электрическим сетям.
В силу пункта 2 Правил заключения и исполнения публичных договоров по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
Согласно пункту 12 Правил заключения и исполнения публичных договоров в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон по следующим существенным условиям: размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения; местоположение точек подключения на границах земельного участка; условия подключения внутриплощадочных и (или) внутри домовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства; размер платы за подключение и порядок ее внесения.
Пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров предусмотрено, что размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Из анализа выше приведенных норм права следует, что обязательства по внесению платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения зависит от необходимости реализации мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети.
По утверждению истца, им выполнены работы по подключению жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения, которые в силу пункта 3.1.6 должны были быть выполнены ответчиком, вследствие чего плата за подключение к системе водоотведения не должна взиматься ответчиком.
Указанные доводы истца не могут быть признаны обоснованными.
Из буквального толкования пунктов 1.5 (в редакции протокола разногласий от 10.07.2008), 3.1.5 и 3.1.6 договора N 057/08 от 12.05.2008 следует, что ООО "Тюмень Водоканал" обязалось построить сети водопровода и канализации, от границ земельного участка, на котором осуществляется строительство жилого дома, до точек подключения к существующим уличным сетям не позднее 01.07.2010.
Из рабочего проекта и исполнительной съемки от 21.10.2008, схемы канализационной системы, представленных сторонами суду апелляционной инстанции, усматривается и подтверждается сторонами, что истцом за счёт собственных средств демонтированы существовавшие на момент заключения договора канализационные сети, проходившие по земельному участку истца и вблизи него (обозначены на схеме и в проекте прерывистой линией с крестом К), построены новые сети водоотведения за пределами земельного участка, отведенного ОАО "Сибстройсервис" для строительства (обозначены на схеме и проекте прерывистой линией К1, от точки 77.66 до точки 77.48). Участок сетей водоотведения от точки новой построенной сети до границ земельного участка и далее (обозначены на схеме и в проекте сплошной линией К3К1), до настоящего времени не построен.
Поскольку по условиям договора (пункты 3.1.5 и 3.1.6) ответчик взял на себя обязательства по строительству канализационной сети от границ земельного участка до точек подключения к существующим уличным сетям, а истец демонтировал существующие сети и построил новые, к которым необходимо построить участок сети, обеспечивающий подключение жилого дома, оснований утверждать, что истцом выполнены обязательства ответчика не имеется.
Условиями договора на ответчика не возлагались обязательства по сносу существующих канализационных сетей и строительству новых, к которым будет производится подключение.
Указанные обстоятельства, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о выполнении истцом обязательств, предусмотренных пунктом 3.1.6 договора N 057/08 от 12.05.2008, за ответчика.
Поэтому, вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком не были своевременно исполнены обязательства по строительству сетей канализации, являются необоснованными.
В этой связи следует также отметить, что ни законом, ни договором о подключении не регламентированы сроки строительства сетей, которое должна осуществить организация коммунального комплекса. В соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 12 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры существенным условием договора о подключении является дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства.
Пунктом 1.5 договора в редакции протокола разногласий от 10.07.2008 сторонами предусмотрели дата подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения - не позднее 01.07.2010.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие невозможность подключения жилого дома к существующим сетям, как это предусмотрено договором.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что строительство истцом сетей водоснабжения и водоотведения осуществлено и сети введены в эксплуатацию в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию в материалы дела не представлены).
Кроме того, при заключении договора и определении платы за подключение стороны исходили из утвержденных тарифов на подключение и заявленной истцом мощности.
Таким образом, размер платы за подключение не ставился сторонами каким-либо образом в зависимость от расходов на строительство сетей, что соответствует приведенным нормам федерального законодательства.
При этом, истцом не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что при подключении жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения ООО "Тюмень Водоканал" не понадобится увеличения мощности и пропускной способности указанных сетей. Самим истцом при заключении договора были представлены сведения о размере необходимой потребляемой нагрузки, в том числе по водоотведению, которая также отражена в технический условиях от 15.02.2008 и условиях подключения от 13.05.2008.
Помимо этого, как указывалось выше судом апелляционной инстанции установлено и подтверждено сторонами, что для подключения сетей канализации необходимо строительство дополнительного участка сети от согласованной в проекте точки подключения до границ земельного участка истца, что в силу закона и условий договора является обязанностью ответчика.
Поскольку обязательства по внесению платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения зависят от необходимости реализации мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к правоотношениям сторон подлежит применению подпункт 1 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров, предусматривающий внесение платы за подключение, определяемой как произведение тарифа на нагрузку.
Необходимо отметить, что инвестиционной программой ООО "Тюмень Водоканал" по развитию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени на 2007 - 2011 годы, утвержденной Решением Тюменской городской думы от 27.10.2006 N 456, предусмотрены меры по увеличению мощностей канализационных сетей города Тюмени и их пропускной способности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к полномочиям органов местного самоуправления относит установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 08.12.2006 N 25-пк утверждены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов), согласно приложению к настоящему постановлению.
Согласно указанному постановлению, тариф на водоснабжение составляет 48073 руб. куб.м в сутки без НДС, на водоотведение - 29142 руб. куб.м в сутки без НДС.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, размер платы за подключение к сетям водоотведения ответчика (4 969 002 руб. 42 коп., том числе НДС - 757 983 руб. 42 коп.) обоснованно определен ООО "Тюмень Водоканал" исходя из размера заявленной истцом потребляемой нагрузки по водоснабжению 144,5 куб.м, по водоотведению 144,5 куб.м и тарифов, утвержденных постановлением Администрации г. Тюмени от 08.12.2006 N 25-пк.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по снованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4).
По мнению суда апелляционной инстанции по настоящему делу отсутствуют достаточные основания для изменения условий договора о цене по перечисленным основаниям, предусмотренным статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с приведенными выше обстоятельствами, строительство истцом сетей канализации, которое не предусматривалось сторонами при заключении договора, не является существенным изменением обстоятельств, которое влияет на условия договора о плате за подключение.
Поскольку стороны определяли размер платы за подключения независимо от расходов на строительство сетей, то оснований утверждать, что исполнение договора без изменения его условий о цене настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора, не имеется.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции находит необоснованным вывод суда первой инстанции о наличии достаточных условий для изменения договора N 057/08 от 12.05.2008.
Отменяя решение по делу, суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы и за рассмотрение заявления в суде первой инстанции относятся на истца в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 2, 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Тюменской области от 01.12.2008 по делу N А70-7004/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Сибстройсервис" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" 1 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.В. Гладышева |
Судьи |
Д.В. Ильницкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7004/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Сибстройсервис"
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Тюмень-Водоканал"
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-319/2009