Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 июля 2006 г. N КА-А40/6339-06-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2006 г.
Инспекция МНС России N 10 по Центральному административному округу города Москвы обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с Российского агентства по государственным резервам недоимки по налогу на добавленную стоимость, акцизам в размере 1260839523 руб. 19 коп., пени в размере 788621300 руб. и налоговых санкций в размере 3322174132 руб. на основании решения Инспекции от 14.07.2003 N 04-01/45 по результатам выездной налоговой проверки за 2001 г.
Постановлениями от 09.09.2004 и от 17.06.2005 Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил решения от 17.02.2004 и от 23.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2004 Арбитражного суда г. Москвы, которыми в удовлетворении требований заявителя суды отказали, не признав за Агентством обязанность по уплате налогов, возникшую с принятием части второй Налогового кодекса Российской Федерации, дело было передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы для решения спора с учетом положений ст. 111, 112, 114 НК РФ.
Решением от 20.01.2006 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 04.04.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда, с Росрезерва в доход соответствующего бюджета взысканы сумма неуплаченного акциза, пеня за несвоевременную уплату акциза, штрафных санкций за неуплату НДС и акциза, поскольку Росрезерв является плательщиком указанных налогов и не установлено обстоятельств, освобождающих его от налоговой ответственности. В остальной части заявление отклонено, так как в соответствии с Федеральным законом от 05.07.2005 N 84-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" недоимка, числящаяся по состоянию на 01.01.2005 за организациями системы государственного материального резерва по налогу на добавленную стоимость и пене по операциям, проведенным с материальными ценностями государственного материального резерва в 2001-2002 г.г., признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Росрезерва, в которой последний просил отменить судебные акты в части удовлетворенных требований, ссылаясь на наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, и отсутствие оснований для взыскания налога.
Налоговый орган в заседании суда кассационной инстанции возражал против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Судом кассационной инстанции в постановлении от 17.06.2005 при отмене судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение дано указание разрешить спор с учетом расчета Росрезерва о перераспределении им в 2001 г. территориальным организациям 11802891884 руб., в том числе НДС, на закупку продукции для закладки в государственный резерв.
Росрезервом суду представлены реестры платежных поручений по окружным управлениям (л.д. 9-7 т. 9), подтверждающие указанное обстоятельство.
Согласно п. 5 ст. 46 НК РФ взыскание налога может производиться с рублевых (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Поскольку в настоящее время финансирование системы государственного резерва осуществляется с лицевых счетов в органах федерального казначейства, имеющиеся на счетах Росрезерва средства предназначены для выполнения заданий государственного оборонного заказа по закладке материальных ценностей в государственный резерв и для содержания подведомственных Росрезерву федеральных государственных учреждений (л.д. 100, 101 т. 7), учитывая факт перечисления Росрезервом своим территориальным органам в 2001 г. вышеуказанной суммы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в настоящее время оснований для удовлетворения требований о взыскании налоговых платежей и пени с Росрезерва.
Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
Судами первой и апелляционной инстанций не приняты во внимание письма МНС и ФСНП России от 30.03.98 и от 25.06.2002, однако в деле имеются письма первого заместителя Министра Минфина России от 05.08.2003 N 13-6-2/2409 и заместителя Министра Минэкономразвития России от 19.01.2005 N 382-АШ/Д16 (л.д. 100,101 т. 7, л.д. 169-172 т. 9), которые относятся к налогообложению Росрезерва за 2001 г., отмечающие наличие правовой коллизии между нормами налогового законодательства, содержащимися в части второй Налогового кодекса РФ, и в п. 18 приложения 17 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г.", и устанавливающие, что все расходы системы государственного резерва в настоящее время осуществляются за счет бюджетного финансирования; сметами расходов удовлетворение претензий не предусматривается, а средства от реализации направляются полностью в федеральный бюджет, источников для удовлетворения требований налоговых органов, в том числе и по решению суда, у Росрезерва не имеется; в случае удовлетворения требований налоговых органов будет парализована деятельность системы государственного материального резерва.
При таких обстоятельствах налоговые санкции за неуплату налогов также не подлежат взысканию с Росрезерва.
С учетом изложенного судебные акты в части удовлетворенных требований следует отменить, отклонив заявление Инспекции в указанной части.
Руководствуясь ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 20.01.2006 по делу N А40-42338/03-87-532 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 04.04.2006 N 09АП-2245/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда в части взыскания с Федерального агентства по государственным резервам: 103012 г. Москва, пер. Б. Черкасский, д. 6/7 в доход соответствующего бюджета государства суммы неуплаченного акциза в размере 312320970 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату акциза в размере 163927907 руб. штрафных санкций, предусмотренных ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС в размере 249703710 руб. 50 коп., за неуплату акциза в размере 62464194 руб. 14 коп., штрафных санкций, предусмотренных п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций в размере по НДС - 2400980346 руб. 30 коп. по акцизам в размере 609025880 руб. 90 коп. отменить, заявление Инспекции ФНС России N 10 по г. Москве в указанной части отклонить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2006 г. N КА-А40/6339-06-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании