город Омск |
|
23 апреля 2009 г. |
Дело N А46-19803/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Гергель М.В., Гладышевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1666/2009) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06 февраля 2009 года, принятое по делу N А46-19803/2008 (судья Целько Т.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Культтовары" к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, при участии третьего лица - закрытого акционерного общества "Культсервис", о признании недействительным пункта 2.1 договора купли-продажи от 29.12.2007 N 2102/2007,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - не явился, извещено;
от общества с ограниченной ответственностью "Культтовары" - Ушакова Н.П., по доверенности от 13.08.2008, сроком на 3 года;
от закрытого акционерного общества "Культсервис" - не явился, извещено,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Культтовары" (далее - ООО "Культтовары", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - ответчик) о признании недействительными пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 2102/2007 в части возложения на ООО "Культтовары" обязанности по оплате стоимости земельного участка, превышающей сумму в размере 2 210 руб. 92 коп., а также приложения N 1 к договору (расчет цены выкупа участка).
Определением Арбитражного суда Омской области от 06.11.2008 по делу N А46-19803/2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Культсервис" (далее - ЗАО "Культсервис", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 06 февраля 2009 года по делу N А46-19803/2008 пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 2102/2007, заключённого между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и ООО "Культтовары", ЗАО "Культсервис", в части возложения на ООО "Культтовары" обязанности по оплате стоимости земельного участка, превышающей сумму в размере 2 210 руб. 92 коп., а также приложение N 1 к договору (расчёт цены выкупа земельного участка), признаны недействительными. Этим же решением, ООО "Культтовары" из федерального бюджета возвращено 2 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Главное управление по земельным ресурсам Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска ООО "Культтовары".
По мнению ответчика, для применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и исчисления цены выкупа земельного участка в размере 2,5% его кадастровой стоимости имеет значение, приобретены ли объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке, лицом, имеющим право на выкуп, из государственной или муниципальной собственности в порядке приватизации или в результате последующих сделок.
Поскольку в рассматриваемом случае объект недвижимости был отчужден из частной собственности, то выкупная цена земельного участка должна быть рассчитана в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 2 названного федерального закона, по правилам, установленным субъектом Российской Федерации, дифференцировано, в зависимости от ставки земельного налога.
Порядок исчисления выкупной цены в зависимости от ставки земельного налога установлен на территории города Омска Постановлением Правительства Омской области от 25.08.2005 N 96-п "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", в соответствии с которым Главное управление по земельным ресурсам Омской области и установило выкупную цену указанного земельного участка.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Культтовары" указывает на законность и обоснованность обжалуемого решения, с доводами апелляционной жалобы не согласно.
ЗАО "Культсервис" письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Представители Главного управления по земельным ресурсам Омской области и ЗАО "Культсервис", извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседания суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель ООО "Культтовары" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.12.2007 Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (по договору - продавец), ООО "Культтовары" и ЗАО "Культсервис" (по договору - покупатели) заключён договор купли-продажи земельного участка N 2102/2007, в соответствии с пунктом 1.1 которого продавец обязался передать в собственность за плату, а покупатели - принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок из земель населённых пунктов с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0092, местоположение которого установлено относительно двухэтажного кирпичного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 20 лет РККА, д. 298, используемый для общественно-деловых целей, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 5 321 кв.м.
Доля ЗАО "Культсервис" в праве общей долевой собственности на участок составляет 99/100 доли.
Доля ООО "Культтовары" в праве общей долевой собственности на участок составляет 1/100 доли.
В соответствии с пунктом 1.2 договора на участке располагаются следующие объекты недвижимости:
- нежилые помещения (номера на поэтажном плане: 1 этаж: 1-35; 2 этаж: 1-3, 3*, 4-7, 11-13, 13*, 14-16, 16*, 17-19, 19*, 20-23), общей площадью 6 219,10 кв.м., находящиеся в двухэтажном кирпичном здании с двумя кирпичными пристройками (литера Е, Е1, Е2), принадлежащие ЗАО "Культсервис" на основании свидетельства о государственной регистрации права от 24 декабря 2001 года серия 55 АА N 277704;
- нежилое помещение - гараж, номер на поэтажном плане 1П: 36, общей площадью 72,00 кв.м, составляющее пристройку литера Е2 к двухэтажному кирпичному зданию, принадлежащему ООО "Культтовары" на основании свидетельства о государственной регистрации права от 17 декабря 2007 года серия 55 АВ N 591205.
В пункте 2.1 сторонами согласована цена участка: цена доли, подлежащая уплате ЗАО "Культсервис" - 1 050 627 руб., цена доли, подлежащая уплате ООО "Культтовары" - 10 612 руб. 39 коп.
Земельный участок передан покупателям по акту приёма-передачи от 28.04.2008.
Право общей долевой собственности (1/100) ООО "Культтовары" на земельный участок категории земель населённых пунктов - для общественно-деловых целей, площадью 5 321 кв.м., местоположение: относительно двухэтажного кирпичного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 20 лет РККА, д. 298, кадастровый номер 55:36:12 03 02:0092, зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.08.2008 серии 55 АВ N 749818.
Поскольку при заключении договора купли-продажи и определении цены земельного участка, по мнению истца, не были соблюдены положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) ООО "Культтовары" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворение заявленных требований в полном объеме явилось основанием для подачи ответчиком апелляционной жалобы.
При оценке доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
Из приложения "Расчет цены выкупа земельного участка" к договору купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 2102/2007 следует, что цена земельного участка была определена в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", постановлением Правительства Омской области от 25.08.2005 N 96- п "Об установлении цены земли при продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска".
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ предусмотрено, что до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания указанной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Довод заявителя жалобы о том, что в случае отчуждения земельного участка коммерческой организации для применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и исчисления выкупной цены в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, правовое значение имеет непосредственное отчуждение имущества из государственной или муниципальной собственности претенденту на выкуп земельного участка, а не факт его нахождения когда-то в государственной или муниципальной собственности, суд апелляционной инстанции не принимает.
При приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу, служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Содержание пункта 1 позволяет прийти к выводу, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Как следует из материалов дела, расположенные на земельном участке объекты недвижимости выбыли из государственной собственности на основании договора купли-продажи от 26.10.1992 N 16, заключенного между Фондом имущества Омской области и арендным предприятием "Роскультторг" (правопредшественником ЗАО "Культторг") в соответствии с планом приватизации, утвержденным комитетом по управлению имуществом 31.08.1992.
На основании договора купли-продажи имущества от 11.11.1993, заключенного между акционерным обществом закрытого типа "Культторг" (по договору - продавец) и акционерным обществом закрытого типа "Акционерная торговая компания "Культтовары" (по договору - покупатель), указанные нежилые помещения переданы в собственность истца, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Поскольку истец является собственником объектов недвижимости, ранее находившихся в государственной собственности, то суд первой инстанции обоснованно применил к правоотношениям сторон, в части определения цены выкупа земельного участка, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и указал, что размер выкупной цены исходя из кадастровой стоимости земельного участка 88 436 руб. 62 коп., с учетом льготы в размере 2,5%, не должен превышать 2 210 руб. 91 коп.
Факт нахождения объекта недвижимости до приобретения его истцом в государственной собственности, что подтверждено материалами дела, является достаточным основанием для применения в отношении спорного земельного участка процедуры, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Доводы Главного управления по земельным ресурсам Омской области о том, что выкупная цена спорного земельного участка должна определяться в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", которым установлена новая кадастровая оценка, и должна рассчитываться из кадастровой стоимости равной 197 260 руб. 64 коп., отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
На территории Омской области результаты государственной кадастровой оценки земель поселений были утверждены Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области". Приложением N 1 к Указу установлена кадастровая стоимость земли на территории города Омска по видам функционального использования (в том числе минимальное, максимальное и среднее значение по каждой категории земель).
При этом Указом Губернатора Омской области от 29.12.2007 N 148 "Об изменении и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области" признана утратившей силу таблица "город Омск" в приложении N 1 к Указу Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области". Указ опубликован в газете "Омский вестник" 30.12.2007 N 131.
Согласно пункту 3 Указа Губернатора Омской области от 29.12.2007 N 148 настоящий Указ применяется со дня вступления в силу Постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", а также Постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 175-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области".
Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска" вступило в силу с 25.12.2007 с момента опубликования его в газете "Омский вестник" от 25.12.2007 N 127.
В связи с чем, из изложенного следует, что Указу Губернатора Омской области от 29.12.2007 N 148 "Об изменении и признании утратившими силу отдельных Указов Губернатора Омской области" придана обратная сила.
В силу статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, за исключением случаев, когда законом прямо предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Согласно статье 44 Закона Омской области от 21.11.2002 N 409-ОЗ "О нормативных правовых актах Омской области" действие нормативного правового акта Омской области не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если самим нормативным правовым актом Омской области не установлено иное. Придание нормативному правовому акту Омской области обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт Омской области устанавливает обязанности граждан и юридических лиц.
Суд апелляционной инстанции полагает, что положения Постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", а также Постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 175-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области" подлежали применению только с 30.12.2007 в силу положений Закона Омской области от 21.11.2002 N 409-ОЗ.
Кроме того, в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", внесены изменения постановлением Правительства от 26.11.2008 года N193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (опубликовано 30.11.2008), которым дополнено приложение "Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" таблицей "кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году".
Таким образом, фактически кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории г. Омска, утверждена только 26.11.2008.
Распоряжением от 25.12.2007 N 4303-р Главным управлением по земельным ресурсам Омской области принято решение о предоставлении спорного земельного участка в общую долевую собственность за плату ООО "Культтовары" и ЗАО "Культсервис".
Договор купли-продажи земельного участка подписан сторонами 29.12.2007.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Однако, как правильно указано судом первой инстанции, на момент заключения договора Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не действовало на территории Омской области, в связи с чем не подлежало применению к отношениям сторон.
Таблица "город Омск" в приложении N 1 к Указу Губернатора Омской области от 19 июня 2003 года N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" исключена только Указом Губернатора Омской области от 29 декабря 2007 года N 148 "Об изменении и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области", вступление в законную силу которого можно считать законным лишь с 30.12.2007.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Главного управления по земельным ресурсам Омской области удовлетворению не подлежит.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Между тем, согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Главное управление по земельным ресурсам Омской области от уплаты государственной пошлины освобождено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06 февраля 2009 года по делу N А46-19803/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
М.В. Гергель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19803/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Культтовары"
Ответчик: Главное Управление по земельным ресурсам Омской области
Третье лицо: закрытое акционерное общество "Культсервис"
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1666/2009