город Омск
29 апреля 2009 г. |
Дело N А75-8694/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-1478/2009) Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 04.02.2009 по делу N А75-8694/2008 (судья Л.А.Членова), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоматизация и связь" к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
о признании действий незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Автоматизация и связь"- не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоматизация и связь" (далее - ООО "Автоматизация и связь", общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре (далее - учреждение, фонд, ответчик) о признании незаконными его действий, выразившихся в отказе принятия к зачету средств расходной части на цели обязательного страхования в связи с выплатой пособий за 3 квартал 2008 года с районным коэффициентом 1, 7., отраженном в письме от 22.10.2008 N 01/5722-04.
Решением по делу Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры удовлетворил заявленное ООО "Автоматизация и связь" требование.
Удовлетворяя требование заявителя, суд пришел к выводу о правомерности применения организацией районного коэффициента, равного 1,7, при расчете размера пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку в силу статьи 24 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, а Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области" утвержден районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Автоматизация и связь" со ссылкой на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы полагает, что исчисление пособия по временной нетрудоспособности с применением районного коэффициента 1,7 невозможно, т.к. Постановлением N 162 от 20.03.1991 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.1995 N 884) и Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке" размер районного коэффициента ограничен показателем 1,5.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором высказана правовая позиция правомерности применения районного коэффициента 1.7. Также заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей сторон по делу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Автоматизация и связь" 15.10.2008 в Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ХМАО-Югре представлена расчетная ведомость за 9 месяцев 2008 года по средствам ФСС РФ. В раздел 1 Ведомости "Расходы на цели обязательного социального страхования" включены суммы расходов ООО "Автоматизация и связь" на выплату социальных пособий с применением районного коэффициента 1,7.
Отделением Фонда социального страхования в этот раздел внесены коррективы, а именно выплата вышеуказанных пособий принята с коэффициентом 1,5.
Письмом Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ХМАО-Югре от 22.10.2008 исх. N 01/5722-04 ООО "Автоматизация и связь" отказано в принятии к зачету суммы пособий в части, превышающей указанный размер.
В обоснование принятого решения Фонд социального страхования приводит позицию Совета Министров РФ, изложенную в Постановлении N 162 от 20.03.1991 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.1995 N 884) и Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке".
Не согласившись с действиями фонда по уменьшению коэффициента с 1,7 до 1,5, ООО "Автоматизация и связь" обратилось в арбитражный суд.
02.02.2009 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принят судебный акт, явившийся предметом обжалования по данному делу.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.
Согласно статье 7 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
Статьей 10 данного Закона устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы. Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера.
Согласно статье 24 вышеназванного Закона в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
В связи с тем, что до настоящего времени соответствующего постановления Правительством РФ по данному вопросу не принято, то в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, продолжают действовать законы и иные правовые акты бывшего СССР, постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.
Изложенное также дублируется Постановлением Правительства РФ N 216 от 17.04.2006 которым определено, что впредь до установления размера районного коэффициента применяются коэффициенты, утвержденные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые увеличивали размеры зарплат и пенсий граждан, проживавших в северных районах, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок применения этих коэффициентов.
При указанных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд находит правомерным применение обществом действующего до настоящего времени Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области" (с изменениями от 04.05.1978), которым утвержден районный коэффициент 1.7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что заявитель правомерно выплачивал пособия в размере полного заработка с применением районный коэффициент 1,7, в то время как учреждением, на которое в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, не представлены доказательства установления в спорный период в определенном законодательством порядке единого районного коэффициента 1,5 для работников всех отраслей.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит обоснованной позицию общества, поддержанную судом первой инстанции, о том, что поскольку средства Фонда социального страхования в соответствии с законодательством формируются, в том числе и за счет средств, уплачиваемых организациями в составе единого социального налога, при определении налоговой базы по которому учитываются любые выплаты и вознаграждения работникам, в том числе и суммы районного коэффициента, входящего в состав заработной платы, то работники общества, оплаты труда которых страховые взносы в ФСС РФ исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1,7, имеют право на получение пособий с применением районного коэффициента в таком же размере.
Иное толкование закона привело бы к необоснованному ограничению размера пособий применительно к рассматриваемому спору.
Не может быть принята в качестве основания для отмены оспариваемого судебного акта и ссылка учреждения на пункт 55 Постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 162, поскольку это Постановление регулировало правоотношения в иной экономической ситуации, когда государством осуществлялось регулирование цен. Кроме того, с принятием Закона РФ от 19.02.93 N 4520-1 указанное выше Постановление действует в той части, в которой оно не противоречит данному Закону, а в Законе отсутствуют ограничения, предусмотренные пунктом 55 Постановления Совмина РСФСР.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отклоняет за несостоятельностью ссылку учреждения на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 N 1199-16, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке", поскольку данный документ не относится к нормативным актам и носит информационный характер.
Таким образом, при вынесении судом первой инстанции решения об удовлетворении заявленного ООО "Автоматизация и связь" требования в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию с инспекции не подлежит, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре освобождено от ее уплаты, в том числе при обжаловании судебных актов по делам, в которых учреждение орган выступало ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 04.02.2009 по делу N А75-8694/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8694/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Автоматизация и связь"
Ответчик: Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре