город Омск
15 мая 2009 г. |
Дело N А75-5771/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2043/2009) Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 24.02.2009 по делу N А75-5771/2008 (судья Федеоров А.Е.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Лазаревой Анастасии Юрьевны к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска, Администрации города Нефтеюганска
3-е лицо: Департамент градостроительства администрации города Нефтеюганска
о признании недействительным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Лазаревой Анастасии Юрьевны - Гайсина А.В. по доверенности от 21.08.2008 N 4928, действительной 3 года (паспорт 6702 644988 выдан Пойковским ПОМ ОВД Нефтеюганского района ХМАО Тюменской области 17.07.2002);
от Администрации города Нефтеюганска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
установил:
индивидуальный предприниматель Лазарева Анастасия Юрьевна (далее - ИП Лазарева А.Ю., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) об отказе в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 86:20:000051:0004 площадью 266,6 м.кв. под административным зданием, нежилым строением, расположенным по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 4, д. 34 изложенным в уведомлении от 07.07.2008 N 7296, и обязании Департамента в месячный срок подготовить и направить в адрес предпринимателя проект договора купли - продажи вышеназванного земельного участка.
Определением от 16.09.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент градостроительства администрации города Нефтеюганска.
Определением по делу от 23.09.2008г. производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу А75-4312/2008, в рамках которого оспаривалась законность Постановления главы г. Нефтеюганска N 2120 от 11.09.2007 "О резервировании земельных участков для муниципальных нужд".
Решением по делу N А75-5771/2008 от 24.02.2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требования ИП Лазаревой А.Ю. в части признания незаконным обжалуемого решения Департамента имущественных и земельных отношений. В качестве способа восстановления нарушенных прав предпринимателя в судебном акте указано на обязанность Департамента по направлению поданного заявления на рассмотрение комиссии по земельным правоотношениям в г. Нефтеюганске.
При принятии решения, суд руководствовался п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, предусматривающим права граждан и юридических на приобретение в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, под объектами недвижимости, собственниками которых они являются, а также Положением о порядке распоряжения земельными участками на территории г.Нефтеюганска, утвержденным Решением городской думы N 329-1У 19.12.2007г. Установленное в ходе судебного разбирательства несоблюдение Администрацией порядка рассмотрения поданного предпринимателем заявления явилось основанием для частичного удовлетворения требования.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска просит обжалуемое решение арбитражного суда Ханты-Мансийского АО отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь постановление главы г. Нефтеюганска N 2120 от 11.09.2007г. "О резервировании земельных участков для муниципальных нужд", в соответствии с которым территория 4го микрорайона города планируется под многоэтажную жилую застройку. По мнению подателя жалобы, соблюдение процедуры рассмотрения заявления не имеет в данной ситуации решающего значения, поскольку обращение предпринимателя с рассматриваемым заявлением является повторным, и уже было предметом обсуждения на комиссии по земельным отношениям. Отказ Департамента в предоставлении спорного земельного участка предпринимателю, оформленный в виде решения от 19.09.2007г., был предметом судебного разбирательства по делу А75-7161/2007, решение по которому вынесено не в пользу заявителя.
В заблаговременно представленном в суд апелляционной инстанции отзыве ИП Лазарева А.Ю. отклонила доводы апелляционной жалобы, просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и Департамент градостроительства администрации города Нефтеюганска, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие их представителей.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившегося в судебное заседание представителя ИП Лазаревой А.Ю., суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
15.02.2007 между ИП Лазаревой А.Ю. (покупатель) и ЗАО "Строительно-монтажное управление N 1" (продавец) заключен договор купли-продажи нежилого строения, предназначенного под административное здание, расположенное по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 4, д. 34 на земельном участке площадью 266,49 кв.м. По данному договору покупатель приобрел право аренды на часть земельного участка, занятую нежилым помещением и необходимую для его использования (т.1 л.д. 15-16).
30.06.2008 ИП Лазарева А.Ю. обратилась к главе города Нефтеюганска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного под приобретенным объектом недвижимости, расположенным по вышеуказанному адресу (том 1 л.д. 7).
Уведомлением от 07.07.2008 за N 7296 Департамент довел до сведения предпринимателя, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен ей в собственность, так как находится на территории, зарезервированной для муниципальных нужд (том 1 л.д. 8).
Не согласившись с данным ответом, предприниматель обжаловала его в суд.
24.02.2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Согласно указанной норме и статье 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
При этом в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Из указанных норм следует, что заявитель приобрел право пользования земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, под приобретенным в собственность объектом недвижимости.
Распределение обязанностей по оформлению прав на земельный участок, на котором находятся объекты недвижимого имущества, и порядок оформления этих прав предусмотрены п. п. 5 - 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Так, согласно пункту 6 данной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов рассматриваемого спора, органом местного самоуправления наделенным полномочиями по предоставлению в собственность земельных участков из земель муниципальной собственности на территории г. Нефтеюганска является администрация города в лице департамента имущественных отношений, а нормативным документом регламентирующим порядок предоставления земельных участков - Положение о порядке управления и распоряжения земельными участками, утвержденное решением городской Думы N 329-1У от 19.12.2007г.
Подпунктом 2.3.1. пункта 2.3 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками установлено, что департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска осуществляет в пределах полномочий правомочия собственника по управлению и распоряжению земельными участками (т. 1 л.д. 107).
В соответствии с постановлением главы местного самоуправления от 11.04.2008 N 634 при Администрации г.Нефтеюганска создана комиссия по земельным отношениям (далее по тексту Комиссия) для решения вопросов местного значения в области владения, пользования, распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города (том л.д. 39).
Главой 3 вышеназванного Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками установлен следующий порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков (том 1 л.д. 109):
а) подача заявления на имя главы города о предоставлении земельного участка с приложением комплекта необходимых документов. Перечни документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельных участков, утверждаются директором департамента имущественных и земельных отношений (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации)б) рассмотрение заявления на комиссии по земельным отношениям в городе;
в) принятие главой города решения об утверждении проекта границ земельного участка;
г) закрепление земельного участка на местности (межевание границ земельного участка);
д) регистрация земельного участка в Едином государственном реестре земель (кадастровый учет);
е) принятие главой города решения о предоставлении земельного участка в случаях предусмотренных настоящим Положением;
ж) подготовка департаментом имущественных и земельных отношений администрации города право удостоверяющих документов на земельный участок (договоры аренды, безвозмездного срочного пользования, купли-продажи, постоянного (бессрочного) пользования и др.);
з) государственная регистрация прав на земельный участок в случае установленных законодательством.
Главой 4 Положения о комиссии по земельным отношениям установлен регламент работы Комиссии, в соответствии с которым все заявления граждан и юридических лиц по вопросам землепользования с приложением установленного перечня документов регистрируются в департаменте и рассматриваются на регулярных, не реже трех раз в месяц заседаниях комиссии (том 2 л.д. 41), а уведомление о принятом Комиссией решении направляется заявителям Департаментом в пятидневный срок с даты его принятия (пункт 4.13).
В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции было установлено, что после принятия Департаментом заявления предпринимателя от 30.06.2008 порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка был нарушен. Из содержания письменных пояснений и выступления представителя Департамента следует, что заявление ИП Лазаревой А.Ю. о предоставлении в собственность земельного участка от 30.06.2008 для рассмотрения на заседании комиссии по земельным отношениям в городе не выносилось и решение комиссией не принималось (том 2 л.д. 50).
При указанных обстоятельствах правомерным и обоснованным является вывод суда первой инстанции о незаконности направленного в адрес предпринимателя решения Департамента имущественных и земельных отношений N 7296 от 07.07.2008г., оформленного в виде Уведомления, вне зависимости от обозначенных в указанном Уведомлении причин отказа в предоставлении земельного участка.
С учетом изложенного, отклоняются доводы апелляционной жалобы об обоснованности произведенного отказа мотивированные ссылками на ст. 11., пункт 2 ст. 70.1, и п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ, предусматривающие право органов местного самоуправления по резервированию земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также на оспариваемое на момент рассмотрения апелляционной жалобы в судебном порядке постановление Главы города N 2120 от 11.09.2007г. "О резервировании земельных участков для муниципальных нужд" (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1518/2009 от 28.04.2009г.), поскольку основанием для удовлетворения заявленных предпринимателем требований послужило не игнорирование содержания вышеназванного постановления N 2120, а установленное в ходе судебного разбирательства нарушение процедуры рассмотрения поданного предпринимателем Лазаревой А.Ю. заявления от 30.06.2008г.
Не может быть принята во внимание при оценке законности вынесенного судом первой инстанции судебного акта и ссылка подателя жалобы на вступивший в законную силу судебный акт по делу А75-7161/2007, в рамках которого Лазаревой А.Ю. оспаривалась законность отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность, изложенного в письме Департамента от 19.09.2007г.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в удовлетворении заявленных предпринимателем требований о предоставлении земельного участка послужила изложенная в решении суда первой инстанции позиция об утрате предпринимателем права на выкуп земельного участка под приобретенным объектом недвижимости, в связи с не реализацией указанного права прежним собственником, арендовавшим земельный участок. Указанная позиция суда первой инстанции признана постановлением суда апелляционной инстанции от 30.06.2008г. не соответствующей нормам действующего законодательства. Указанное постановление не было обжаловано сторонами в кассационном порядке.
С учетом изложенного, вступивший в законную силу судебный акт по делу А75-7161/2007 не может иметь преюдициального значения для рассматриваемого спора, в связи с несовпадением предмета заявленных требований (предметом заявленных требований по делу А75-7161 являлся отказ в предоставлении земельного участка в собственность, оформленный Уведомлением от 19.07.2007г., в то время как в рамках рассматриваемого спора обжалуется ненормативный акт органа местного самоуправления - Решение от 07.07.2008г.), различием в характере исследованных обстоятельств и объеме доказательственной базы.
Анализ представленных при рассмотрении данного дела сторонами доказательств позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что заинтересованным лицом в нарушение установленной ст. 65, 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанности, не доказана законность вынесенного ненормативного акта, а нарушение прав и охраняемых законом интересов предпринимателя вынесением оспариваемого решения не вызывает сомнений.
Правомерным и соответствующим предмету заявленных требований является и указание в резолютивной части оспариваемого судебного акта на способ восстановления нарушенных оспариваемым решением прав заявителя - путем направления поданного 30.06.2008г. заявления на рассмотрение комиссии по земельным отношениям и отказ в удовлетворении заявленных требований в виде обязания Департамента направить предпринимателю проект договора купли-продажи спорного земельного участка, ввиду отсутствия у судебных органов полномочий по рассмотрению поданного предпринимателем заявления о предоставлении земельного участка по существу.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24.02.2009 по делу N А75-5771/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5771/2008
Истец: Индивидуальный предприниматель Лазарева Анастасия Юрьевна
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска, Администрация города Нефтеюганска
Третье лицо: Департамент градостроительства администрации города Нефтеюганска
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2043/2009