город Омск
15 июня 2009 г. |
Дело N А46-1321/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Карпущенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2405/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 13.03.2009 по делу N А46-1321/2009 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) г. Омска
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области
о признании недействительным решения от 29.12.2008 N 307 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области - Васильшин Р.В. по доверенности от 15.01.2008 N 08/юр/228, сроком до 31.12.2009, удостоверение УР N 340324; Золотарева А.А. по доверенности от 12.01.2009 N 08юр/47, сроком до 31.12.2009, удостоверение УР N 339713; Сорокина О.В. по доверенности от 12.0.2099 N 08юр/42, сроком до 31.12.2009, удостоверение УР N 340065;
от открытого акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) г. Омска - Даниловский М.В. (паспорт, доверенность от 18.09.2008 сроком действия на 2 года);
установил:
Открытое акционерное общество Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) г. Омска (далее по тексту - ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО), общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее по тексту - МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 307 от 29.12.2008 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 13.03.2009 по делу N А46-1321/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) требования.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что общество правомерно произвело исчисление суммы авансовых платежей по земельному налогу за 2 квартал 2008 года на основании кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной на основании Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", а не на основании постановления Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36", в связи с чем произведенное налоговым органом доначисление авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года и начисление пеней не основаны на законе.
В обжалуемом решении также содержится вывод о том, что постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36" в части установления кадастровой стоимости земельных участков в состава земель населенных пунктов города Омска является нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога на территории города Омска, в связи с чем на него распространяются положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и оно подлежит применению с 01.01.2009.
В апелляционной жалобе МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36", являющееся актом законодательства, регулирующим земельные правоотношения, вступило в законную силу 25 декабря 2007 года после официального опубликования в газете "Омский вестник", в связи с чем при исчислении земельного налога налогоплательщику следовало руководствоваться именно постановлением Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007.
Инспекция также считает, что судом первой инстанции при вынесении решения по делу не учтен тот факт, что налогоплательщиком к заявлению о признании недействительным решения инспекции от 29.12.2008 N 307 не были приложены документы, свидетельствующие о соблюдении обществом досудебного порядка урегулирования спора, являющегося обязательным в силу положений пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской поддержали требования, заявленные в апелляционной жалобе.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и выступлении в судебном заседании представитель ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области была проведена камеральная налоговая проверка представленного 31.07.2008 ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года, по результатам данной проверки 17.11.2008 был составлен акт камеральной налоговой проверки N 311.
29.12.2008 по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и возражений общества на указанный акт, заместителем начальника МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области было принято решение от 29.12.2008 N 307 об отказе в привлечении ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с данным решением ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) доначислен авансовый платеж по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в сумме 8 555 861 руб., а так же начислены пени за несвоевременную уплату авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в сумме 495 631 руб.
Основанием для вынесения названного решения послужило, по мнению налогового органа, неправильное исчисление ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) налоговой базы по земельного налогу, в отношении принадлежащих обществу земельных участков, вследствие использования при ее исчислении кадастровой стоимости указанных земельных участков не соответствующей постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36", а именно при исчислении суммы авансового платежа по земельному налогу общество исходило из кадастровой оценки, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области".
Полагая, что решение налогового органа от 29.12.2008 N 307 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
13.03.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговый кодекс Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).
Таким образом, плательщики земельного налога за 2008 год обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01.03.2008 (статьи 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о том, что постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36" в части установления кадастровой стоимости земельных участков в состава земель населенных пунктов города Омска является нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога на территории города Омска, в связи с чем на него распространяются положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и оно подлежит применению с 01.01.2009, основан на ошибочном толковании норм права.
Согласно статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36" касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях. Издание исполнительным органом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов о кадастровой стоимости земель не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36", как указывалось выше, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельному законодательству Российской Федерации.
То обстоятельство, что утвержденная постановлением кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что Постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 является правовым нормативным актом о налогах и сборах.
Кроме того, кадастровая стоимость может использоваться также при определении цены земельного участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Помимо изложенного, суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить следующее.
Статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
При этом одним из обязательных условий является их опубликование не позднее месяца до наступления соответствующего налогового периода.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (статья 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если признать верным вывод налогоплательщика, поддержанный судом первой инстанции, что нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший кадастровую стоимость земель, относится к актам законодательства о налогах и сборах, то указанный акт должен быть опубликован в рассматриваемом случае до 01.12.2007.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2008).
Исходя из изложенного, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008 подлежала доведению до сведения налогоплательщиков до 01.03.2008.
Таким образом, из вывода налогоплательщика относительно отнесения нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего кадастровую стоимость земель, к актам законодательства о налогах и сборах, непосредственно следует вывод о том, что, с одной стороны данный акт должен быть (в рассматриваемом случае) опубликован до 01.12.2007, с другой стороны. - данный акт должен быть доведен до сведения налогоплательщиков до 01.03.2008.
Учитывая, что опубликование нормативного правового акта является достаточным условием доведения его до сведения налогоплательщиков (так как понятие "опубликование" включает в себя понятие "доведение до сведения" исходя из содержания указанных действий), то признание довода налогоплательщика верным делает бессмысленным (недействующим) пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, так как доведение до сведения налогоплательщиков нормативного акта до 01.03.2008 происходит всегда при его опубликовании до 01.12.2007.
То обстоятельство, что доведение до сведения должно быть осуществлено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не имеет значения, поскольку при опубликовании нормативного правового акта отсутствует необходимость доводить его до сведения каким-либо дополнительным путем.
Таким образом, законодатель установил в статье 396 Налогового кодекса Российской Федерации особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, регулируют земельные отношения.
Правомерность подобных выводов подтверждается судебной практикой (см. постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.06.2009 N Ф04-2783/2009 (6067-А46-40)).
Поскольку ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) авансовые платежи по земельному налогу за указанный период были исчислены с кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36", МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области правомерно был доначислен обществу земельный налог в сумме 8 555 861 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в сумме 495 631 руб.
При данных обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) требований о признании недействительным решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 307 от 29.12.2008.
При этом, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом подателя апелляционной жалобы о не соблюдении обществом досудебного порядка урегулирования спора, являющегося обязательным в силу положений пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации
Согласно пункту 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 16 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" положения пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим с 01.01.2009.
Правоотношения по отказу в привлечении налогоплательщика к ответственности возникают в момент принятия соответствующего решения налоговым органом. В отношении решений, вынесенных в 2008 году, за налогоплательщиком сохраняется право выбора порядка обжалования - в вышестоящий налоговый орган, или, минуя эту процедуру, в суд.
В данном случае правоотношения, связанные с отказом в привлечении налогоплательщика к ответственности, возникли до 01.01.2009, поскольку решение N 307 от 29.12.2008 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения принято налоговым органом до 01.01.2009, следовательно, при обжаловании данного ненормативного акта налогового органа обязательный досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не применяется.
В связи с удовлетворением требований апелляционной жалобы МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 руб. 00 коп. относятся на ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО).
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Омской области от 13.03.2009 по делу N А46-1321/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) г. Омска о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области об отказе в привлечении к налоговой ответственности N 307 от 29.12.2008, отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) г. Омска, расположенного по адресу: 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, 195, зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 5508000095, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. 00 коп. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1321/2009
Истец: Открытое акционерное общество Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО)
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-1321/2009
31.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N 13440-А46-37
15.06.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2405/2009