город Омск
08 июля 2009 г. |
Дело N А46-3643/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3508/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме на решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2009 по делу N А46-3643/2009 (судья К.В.Храмцов), принятое
по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме, обществу с ограниченной ответственностью "Викинг"
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Костроме N 4995 от 13.10.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска - Верхозина Н.М. (паспорт серия 5203 N346053 выдан 18.02.2003 , доверенность N01-01/3832 от02.03.2009 сроком действия на 1 год);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме - не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Викинг" - не явился, извещен;
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Костроме (далее - ИФНС России по г. Костроме), обществу с ограниченной ответственностью "Викинг" (далее - ООО "Викинг") о признании недействительным решения ИФНС России по г. Костроме от 13.10.2008 N 4995 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Викинг" в части внесения изменений в сведения о месте нахождения юридического лица.
Решением от 27.04.2009 по делу N А46-3643/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска требования к ИФНС России по г. Костроме, и отказал в удовлетворении требований к ООО "Викинг".
Основанием для удовлетворения заявленных требований послужил факт представления ООО "Викинг" в регистрирующий орган не полного пакета документов, а именно отсутствие доказательств уплаты государственной пошлины заявителем-обществом собственными средствами.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Костроме просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению подателя апелляционной жалобы, для регистрации изменений в учредительные документы ООО "Викинг" предоставило полный пакет документов в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме того, из представленного ООО "Викинг" платежного документа об уплате государственной пошлины следует, что государственная пошлина уплачена руководителем ООО "Викинг" Ненюхиной Е.А., которая является заявителем при государственной регистрации изменений в учредительных документах организации, в связи с чем государственная пошлина за государственную регистрацию уплачена уполномоченным на то лицом, обратившемся за совершением юридически значимого действия.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании представитель ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Викинг" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
ИФНС России по г. Костроме, ООО "Викинг", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу заявлено не было, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
06.10.2008 ООО "Викинг" обратилось в ИФНС России по г. Костроме с заявлением формы Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе, касающихся изменений сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица. Новым местом нахождения ООО "Викинг" определен адрес: 644046, г. Омск, ул. Бульварная, д. 2.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов решением ИФНС России по г. Костроме от 13.10.2008 N 4995 произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с чем ИФНС России по г. Костроме передала регистрационное дело в ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска.
ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска, получив регистрационное дело ООО "Викинг", произвела осмотр его юридического адреса, установила, что указанная организация по адресу: 644046, г. Омск, ул. Бульварная, д. 2, не находится (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.11.2008).
Полагая, что государственная регистрация смены места нахождения ООО "Викинг" от 13.10.2008, произведенная ИФНС России по г. Костроме, недействительна, поскольку государственная пошлина за ООО "Викинг" была уплачена Ненюхиной Е.А., а также по причине указания в представленных на государственную регистрацию документах недостоверных сведений в части места нахождения ООО "Викинг", ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
27.04.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности, может признать эти акты недействительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации сведений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ, действующей в рассматриваемом периоде) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Статья 23 данного Федерального закона о регистрации в качестве оснований для отказа в государственной регистрации обуславливает только непредставление определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Однако данные обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В пункте 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Таким образом, лицо, избранное в установленном порядке на должность руководителя общества с ограниченной ответственностью, является уполномоченным лицом на подачу заявления о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр лишь как законный представитель юридического лица, в отношении которого вносятся изменения в Единый государственный реестр.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Кодекса, при их обращении в соответствующие органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Государственная пошлина должна быть уплачена лицом, обратившимся за совершением за юридически значимым действием.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2, 5 статьи 45, статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.
Из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями главы 4 этого же Кодекса следует, что по своему содержанию данная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 N 41-О положения пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет на то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в платежной квитанции СБ РФ N 8639 от 03.09.2008 об уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., плательщиком значится физическое лицо Ненюхина Елена Александровна, при этом какие-либо сведения о том, что Ненюхина Е.А. действует как уполномоченное лицо от имени ООО "Викинг" в данной квитанции отсутствуют (л.д. 18).
Учитывая, что изменения вносятся в учредительные документы действующего юридического лица - ООО "Викинг", то, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, обязанность по уплате государственной пошлины должна быть исполнена данным юридическим лицом самостоятельно.
Надлежащих доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что при уплате государственной пошлины по платежной квитанции СБ РФ N 8639 от 03.09.2008 физическое лицо Ненюхина Е.А. действовало как руководитель постоянно действующего исполнительного органа ООО "Викинг", в материалах дела не имеется.
Таким образом, заявителем (ООО "Викинг") не соблюдены требования, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (подпункт "г" пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ), для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Установив указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ИФНС России по г. Костроме предусмотренных подпунктом "а" пунктом 1 статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании недействительным решения ИФНС России по г. Костроме от 13.10.2008 N 4995 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений учредительные документы ООО "Викинг" в части внесения изменений в сведения о месте нахождения юридического лица.
Удовлетворив заявленные ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба ИФНС России по г. Костроме удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2009 по делу N А46-3643/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3643/2009
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Центральному административному округу города Омска
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Викинг", Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Костроме