город Омск
30 июля 2009 г. |
Дело N А75-1215/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рябухиной Н.А.,
судей Ильницкой Д.В., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2757/2009) Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 марта 2009 года по делуА75-1215/2009 (судья Кущева Т.П. ), принятое по иску Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к индивидуальному предпринимателю Мадеевой Евгении Львовне о взыскании 7037 руб. неустойки,
в судебном заседании участвуют представители:
от Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - представитель не явился;
предприниматель Мадеевой Евгении Львовны - представитель не явился;
установил:
Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 27.01.2009 обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к индивидуальному предпринимателю Мадеевой Евгении Львовне о взыскании в доход бюджета 7 037 руб. неустойки за нарушение пункта 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 20.03.2009 по делу N А75-1215/2009 в удовлетворении иска отказано.
В обоснование решения суд указал, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 169 Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации (далее - Правила отпуска древесины на корню) признаны утратившими силу с 31.03.2008, поэтому не подлежат применению к спорным правоотношениям; после прекращения действий Правил отпуска древесины на корню Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года и принятые в соответствии с ним нормативный акты не предусматривают возможности привлечения виновного лица к ответственности в виде взыскания неустойки за нарушение лесного законодательства.
Возражая против принятого судом решения, Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Предприниматель Мадеева Е.Л. отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Представитель Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, предприниматель Мадеева Е.Л., извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.06.2008 начальником отдела Няганского участкового лесничества проведено освидетельствование заготовленной древесины и мест рубок, предоставленных предпринимателю Мадеевой Е.Л. по лесорубочному билету N 156 от 14.12.2006 в квартале 245 Няганского участкового лесничества Территориального управления - Няганское лесничество, по результатам которого составлен акт освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок от 02.06.2008 (л.д. 8).
При освидетельствовании выявлены нарушения требований, предусмотренных пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню, а именно: оставление недорубов в виде куртин и отдельных деревьев или расстроенных выборочной вырубкой участках, оставление не вывезенной в установленный срок древесины, оставление на летний период не окоренной в установленный срок древесины.
Руководствуясь пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню истец направил ответчику претензию N 514 от 17.06.2008 с требованием в течение месяца со дня её получения уплатить 7 037 руб. неустойки за допущенное лесонарушение (л.д. 14).
Поскольку ответчик не оплатил неустойку в добровольном порядке, Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно рассматривая настоящее дело, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения исковых требований Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года введен в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (часть 1). Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Таким образом, нарушение лесного законодательства может являться основанием для привлечения соответствующего лица к административной, уголовной ответственности или к ответственности в виде возмещения вреда, причиненного лесу. Ответственность в виде взыскания неустойки за лесонарушения Лесным кодексом РФ и действующими после его принятия нормативными актами не предусмотрена.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.
Таким образом, Правила отпуска древесины на корню, принятые в соответствии с Лесным кодексом 1997 года, до момента их отмены могут применяться после введения в действия нового Лесного кодекса 2006 года в части, ему не противоречащей.
Однако Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273, вступившим в силу 22.05.2007, установлен иной порядок исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, который исключает одновременное применение расчета, установленного Правилами отпуска древесины на корню.
Между тем, в настоящем случае размер требований определен истцом не на основании такс и методик, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 16 и пунктом 9 статьи 29 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила заготовки древесины утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 и начали действовать с 07.12.2007.
Данные правила включают требования к очистке мест рубок от порубочных остатков, к заготовке древесины, поэтому следует считать, что с момента их введения в действие Правила отпуска древесины на корню в этой части также не применяются.
Указанные выводы поддержаны судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.04.2009 N Ф04-2012/2009(3870-А75-21), от 12.05.2009 N Ф04-2664/2009(5789-А75-9).
Более того, Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" было признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 169, вступившим в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 24.03.2008), то есть с 31.03.2008.
На дату выявления лесонарушения (акт от 02.06.2008) Правила отпуска древесины на корню утратили силу.
Следовательно, неустойка начислена истцом 02.06.2008, то есть после того, как Правила отпуска древесины на корню признаны утратившими силу.
Довод Департамента лесного хозяйства о том, что поскольку осуществление ответчиком лесопользования происходило на основании лесорубочного билета, который был выписан во время действия Правил отпуска древесины на корню, а новый Лесной кодекс Российской Федерации не предусматривает правоотношений, связанных с лесорубочным билетом, постольку за нарушение лесохозяйственных требований по лесорубочному билету подлежит применению неустойка, указанная в Правилах отпуска древесины на корню, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Действительно, правоотношения, связанные с заготовкой древесины в квартале N 245, возникли на основании лесорубочного билета N 156 от 14.12.2006, выданного в период действия Правил отпуска древесины на корню. Однако нарушение лесного законодательства было выявлено 02.06.2008, то есть после прекращения действия Правил отпуска древесины на корню.
В силу положений Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, наличие лесорубочного билета при выявлении нарушений лесохозяйственных требований не препятствует привлечению виновного лица к ответственности за нарушение лесного законодательства или обязанию его возместить вред, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Отказав в удовлетворении иска, суд принял правильное решение. Апелляционная жалоба истца оставляется без удовлетворения. Государственная пошлина в размере 1000 руб., уплаченная Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, подлежит возвращению ему из федерального бюджета, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 марта 2009 года по делу N А75-1215/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Департаменту лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 956 от 09.04.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
Д.В. Ильницкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1215/2009
Истец: Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Ответчик: Индивидуальный предприниматель Мадеева Евгения Львовна
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2757/2009