25 марта 2008 г. |
Дело N А55-28187/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя ОАО "Таттелеком" - Хамитова Л. Т. (доверенность от 30.10.2007г.),
представителя Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 марта 2008 г. в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г.Альметьевск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 декабря 2007 г. по делу А65-28187/2007 (судья Мухаметшин Р.Р.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Таттелеком", г.Казань,
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан, г.Альметьевск,
о возврате излишне уплаченного налога на имущество,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Таттелеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) о возврате излишне уплаченного налога на имущество в размере 854 313 руб. (л.д.2-6).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2007г. по делу N А65-28187/2007 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал налоговый орган возвратить Обществу излишне уплаченный налог на имущество в сумме 854313 руб. (л.д.79-80).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.92-94).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя налогового органа, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, так же поступившего в суд от налогового органа ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
В судебном заседании представитель Общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 30.03.2007г. Обществом представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 2003 г. Одновременно с указанной декларацией Общество подало в налоговый орган заявление от 30.03.2007г. N 1935-06-12 с просьбой произвести возврат суммы налога на имущество в размере 854313 руб. (л.д.20).
Поскольку налоговый орган возврат излишне уплаченного налога не произвел, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
На основании пп.5 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с пп.5 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п.2. ст.78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Пункт 3 той же нормы закона определяет, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Согласно п.6 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Налоговым органом в нарушение п.3 ст.78 НК РФ Обществу не было сообщено в срок о выявленном факте излишней уплаты налога, поэтому оно не могло знать о наличии переплаты и воспользоваться правом, предоставленным ему пунктами 7, 8 ст.78 НК РФ, в соответствии с которым сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с п.22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Пунктом 8 ст.78 НК РФ определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.11.2006г. N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п.2 ст.79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 21.06.2001г. N 173-О в случае пропуска указанного срока налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, Общество направило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2003 г. Согласно представленной декларации, сумма ранее начисленного налога на имущество подлежит уменьшению на 854313 руб., в связи с применением льготы по налогу на имущество в соответствии с п/п. "г" п. 1 ст.5 Закона РФ от 13.12.1991г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что переплата по налогу на имущество возникла у Общества после подачи уточненной налоговой декларации за 2003 г. - 30.03.2007г., а о наличии переплаты по налогу на имущество за 2003 г. в оспариваемой сумме налогоплательщику стало известно на момент представления уточненной налоговой декларации, до подачи уточненной декларации (30.03.2007г.) Общество не знало и поэтому на могло обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога. При подаче декларации Общество узнало, что может воспользоваться льготой по налогу.
В нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом не представлено доказательств, опровергающих данный вывод.
Таким образом, заявление о возврате излишне уплаченного налога подано Обществом в суд до истечения установленного законом срока.
Правомерность использования Обществом льготы по налогу и факт излишней уплаты налога подтверждается актом сверки расчетов по налогам (л.д. 16-19).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил Обществу заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе налоговый орган не представил доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
В связи с тем, что налоговым органом не представлено в суд доказательств перечисления в федеральный бюджет государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 декабря 2007 г. по делу N А65-28187/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28187/2007
Истец: ОАО "Таттелеком"
Ответчик: МИ ФНС России N16 по РТ
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-594/2008