11 июня 2008 г. |
Дело N А55-874/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
индивидуального предпринимателя Иноятова С.А. - не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2008 г. дело N А55-874/2008 по заявлению индивидуального предпринимателя Иноятова С.А., Самарская область, г.Тольятти, к Управлению Федеральной миграционной службы России по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным постановления от 14 ноября 2008 г. о назначении административного наказания по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Иноятов С.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области (далее - УФМС по Самарской области, административный орган) от 14 ноября 2007 г. о назначении административного наказания по ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти о привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан.
Решением суда от 28 февраля 2008 г. в удовлетворении заявления предпринимателя отказано. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2008 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2008 г. по делу N А55-874/2008 отменено в связи с рассмотрением дела в отсутствие предпринимателя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Рассмотрение дела назначено по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции в этом же судебном заседании. Однако в связи с представлением предпринимателем дополнительных доказательств рассмотрение дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, было отложено на 14 час. 10 мин. 10 июня 2008 г. В соответствии с ч.9 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель и представитель УФМС по Самарской области были извещены о времени и месте нового заседания непосредственно в судебном заседании под расписку в протоколе судебного заседания.
Дело рассмотрено в судебном заседании 10 июня 2008 г. в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Направленное факсимильной связью ходатайство представителя об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения на том основании, что ходатайство не подписано, документ, подтверждающий болезнь представителя, не приложен.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что в удовлетворении заявления предпринимателя следует отказать.
Как видно из материалов дела, 13 ноября 2007 г. должностным лицом УФМС России по Самарской области в отношении предпринимателя в его присутствии был составлен протокол N 0054084 об административном правонарушении (л.д.62-63) по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, согласно которому предприниматель не уведомил УФМС России по Самарской области о привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан Атабаевой Г.Ю., Атабаева И.Р., Эркабаева Б.А., Абдуллочонова М.Р., Тамбулатова М.Х.
Административным органом 14 ноября 2007 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении индивидуальному предпринимателю административного штрафа в размере 400 000 руб. (л.д.6).
Согласно части 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей и иными статьями этой главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 г. N 798 утверждены Правила подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (далее - Правила подачи уведомления).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение вышеозначенных правовых норм предприниматель не уведомил в установленные сроки УФМС по Самарской области о приеме на работу иностранных граждан Атабаевой Г.Ю., Атабаева И.Р., Эркабаева Б.А., Абдуллочонова М.Р., Тамбулатова М.Х.
Факт привлечения предпринимателем указанных лиц к трудовой деятельности подтверждается трудовыми договорами, заявлениями Атабаевой Г.Ю., Атабаева И.Р., Эркабаева Б.А., Абдуллочонова М.Р., Тамбулатова М.Х., приказами о приеме на работу (л.д.25 - 55), расчетно-платежными ведомостями (л.д. 16-23).
Из протокола от 13 ноября 2007 г. N 0054084 об административном правонарушении, подписанного предпринимателем без возражений и замечаний, следует, что при постановке на учет иностранных граждан на основании трудовых договоров УФМС г. Тольятти не сообщило предпринимателю о необходимости уведомления УФМС России по Самарской области в установленные сроки о приеме на работу иностранных граждан.
Вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения административным органом доказана.
Довод предпринимателя о возложении обязанностей, связанных с соблюдением условий пребывания иностранных граждан, на главного бухгалтера Ларионову Н.В. не освобождает предпринимателя от ответственности за неисполнение обязанности, возложенной на него законом. Обязанность по представлению указанного уведомления законом возложена на работодателя (в данном случае предпринимателя), а не на его работников.
Ссылка предпринимателя на извещение административного органа о принятии на работу иностранных работников несостоятелен, поскольку уведомление о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пунктам 3-5 Правил подачи уведомления в уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, прибывшем в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, с которым работодатель и (или) заказчик работ (услуг) заключил трудовой и (или) гражданско-правовой договор. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие строки. Уведомление представляется работодателем и (или) заказчиком работ (услуг) непосредственно или по почте заказным письмом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано разрешение на работу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 г. N 798 утверждена форма уведомления.
Доказательства направления предпринимателем в территориальный орган УФМС России по Самарской области уведомления в установленном порядке и по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах УФМС по Самарской области на основании материалов дела об административном правонарушении обоснованно вынесло оспариваемое постановление, назначив наказание предпринимателю в виде административного штрафа в сумме 400 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. В соответствии с ч.2 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Из материалов дела следует, что копию оспариваемого постановления предприниматель получил 14 ноября 2007 г. (л.д.6), а в Арбитражный суд Самарской области обратился 24 января 2008 г. (л.д. 56), то есть по истечении срока, установленного ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд предпринимателем не было заявлено.
Пропуск срока на обжалование в суд постановления административного органа является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований.
Учитывая, что вина предпринимателя в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, судом не установлено, оснований для признания оспариваемого постановлений незаконным не имеется.
На основании изложенного в удовлетворении заявления предпринимателю следует отказать.
Исходя из положений ч.4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении заявления индивидуальному предпринимателю Иноятову С.А. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-874/2008
Истец: ИП Иноятов С.А.
Ответчик: УФМС России по Самарской области