09 сентября 2008 г. |
Дело N А65-6871/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от налогового органа - представитель не явился, извещен,
от ОАО "Кукморская контора по сбыту и реализации топлива" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 сентября 2008 г. апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2008 г. по делу N А65-6871/2008, судья Якупова Л.М., принятое по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, Сабинский район, п.Б.Сабы, к ОАО "Кукморская контора по сбыту и реализации топлива", Республика Татарстан, Кукморский район, п.Кукмор,
о взыскании 2 108 613, 79 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России N 10 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Кукморская контора по сбыту и реализации топлива" (далее - ОАО "Кукморская контора по сбыту и реализации топлива", Общество) задолженность перед бюджетом в размере 2 108 613, 79 руб., в том числе 1 194 208, 43 руб. недоимки, 830 096, 66 руб. пени, 84 308, 70 руб. штрафов.
Решением суда от 03 июля 2008 г. в удовлетворении заявления налогового органа отказано на том основании, что требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. В период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями Общества решения о ликвидации и создания ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по принудительному взысканию налогов и сборов в бесспорном порядке, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что запись о ликвидации юридического лица вносится в Единый государственный реестр юридических лиц только после полного погашения задолженности по уплате налогов и сборов, обязанность по уплате налогов и сборов прекращается только после ликвидации фирмы.
Отзыв на апелляционную жалобу Общество не представило, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, распоряжением Минземимущества Республики Татарстан было принято решение о ликвидации ОАО "Кукморская контора по сбыту и реализации топлива" и формировании ликвидационной комиссии, о чем 22 августа 2005 г. внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. В Вестнике государственной регистрации 05 октября 2005 г. была помещена публикация о ликвидации Общества и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации.
В установленный срок налоговый орган предъявил требования кредитора по задолженности в бюджеты всех уровней для включения в реестр требований кредиторов. В связи с ликвидацией налоговым органом была проведена выездная проверка, по результатам которой принято решение и в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога, пеней и штрафов. До настоящего момента задолженность не погашена и в промежуточном ликвидационном балансе задолженность перед бюджетом не отражена.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу ст. 46 НК РФ случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.
В случае ликвидации организации ст. 49 НК РФ предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств этой организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 НК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Приведенные положения ст. 49 НК РФ и ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями Общества решения о ликвидации и создания ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по принудительному взысканию налогов и сборов в бесспорном порядке, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Судом установлено, что требования на уплату налога, пени и штрафа направлены в период нахождения Общества в стадии ликвидации.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что с момента направления требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации (данная правовая позиция отражена в постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 29 марта 2005 г. N 13592/04), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выставление требования не соответствует нормам налогового и гражданского законодательства, а также нарушает права организации, находящейся в процессе ликвидации, и остальных кредиторов.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 03 июля 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 руб. надлежит отнести на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2008 г. по делу N А65-6871/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6871/2008
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Республике Татарстан,с.Богатые Сабы
Ответчик: Открытое акционерное общество "Кукморская контора по сбыту и реализации топлива", Кукморский район, п.Кукмор, Открытое акционерное общество "Кукморская контора по сбыту и реализации топлива", г.Казань (ликвидатор Залялетдинов Булат Усманович)