25 сентября 2008 г. |
дело N А55-10197/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представитель Юрикова С.И. доверенность от 18.02.08,
от ответчика - представитель Блинов С.В. доверенность от 09.10.07,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2008 г., в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу администрации муниципального района Пестравский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2008 года по делу А55-10197/2008 А55-10197/2008 (судья Стенина А.В.), принятое по заявлению администрации муниципального района Пестравский Самарской области, Самарская область, с. Пестравка, к главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Управление государственного пожарного надзора Отделение государственного пожарного надзора Пестравского и Красноармейского районов, Самарская область, с. Пестравка,
о признании незаконным и отмене постановления от 03 июля 2008 г. N 108 о назначении административного наказания по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Пестравский Самарской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Управление государственного пожарного надзора Отделение государственного пожарного надзора Пестравского и Красноармейского районов (далее - ответчик, административный орган) от 03 июля 2008 г. N 108 (л.д. 11) о назначении административного наказания по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2008 года в удовлетворении заявления отказано.
Администрация муниципального района Пестравский Самарской области, не согласившись с решением суда от 07.08.2008, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации муниципального района Пестравский Самарской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 07.08.2008 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда от 07.08.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 07.08.2008 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения N 136 от 22.05.2008 проведена внеплановая проверка по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Высокинская основная общеобразовательная школа Пестравского района Самарской области, расположенном по адресу: Самарская область, Пестравский район, с. Высокое, ул. Советская, 25.
По результатам проверки составлены акт от 2.06.2008 N 136 (л.д. 39), протокол от 17.06.2008 N 108 об административном правонарушении (л.д. 50), на основании которых вынесено постановление от 3.07.2008 N 108 о привлечении к административной ответственности администрации муниципального района Пестравский Самарской области по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (л.д. 11).
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Административное правонарушение, вменяемое заявителю заключается в отсутствии автоматической пожарной сигнализации (основание ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-99 п.9 табл.1); автоматической системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (основание: ППБ 01-03 п. 3; НПБ 104-03 п.5.1), что является основанием привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Правилами пожарной безопасности, утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами.
В силу п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет доказано, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, обязанность по соблюдению которых установлена нормативными актами.
Согласно п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Заявитель не оспаривает наличие административного правонарушения, однако полагает, что субъектом ответственности является муниципальное общеобразовательное учреждение Высокинская основная общеобразовательная школа Пестравского района Самарской области (далее - МОУ Высокинская СОШ).
Суд первой инстанции правомерно счел указанные доводы необоснованными, исходя из следующего.
В силу статьи 38 Закона РФ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Из Устава МОУ Высокинская СОШ (л.д. 42-46) следует, что учредителями школы являются министерство образования и науки Самарской области в лице Юго-Западного управления министерства образования и науки Самарской области и администрация муниципального района Пестравский Самарской области. Согласно п.5.3 Устава школы администрация Пестравского района Самарской области осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых школой, осуществляет функции собственника переданного в оперативное управление школы муниципального имущества, и контролирует его использование, осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату оказываемых учреждениям коммунальных услуг, приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования.
Таким образом, в силу ст. 37, 38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 18.10.2007) "О пожарной безопасности" (принят ГД РФ 18.11.1994) (с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 01.01.2008) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества. В соответствии с нормами пожарной безопасности, утвержденными приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 (НБП. 104-03) и ст.1 вышеуказанного закона "О пожарной безопасности" школы должны быть оборудованы первичными мерами пожарной безопасности - автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.02.2008) "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных общеобразовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявитель не принял всех зависящих от него мер по недопущению и устранению выявленных нарушений, в связи с чем, правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, что и не оспаривается заявителем.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя о признании постановления от 03.07.2008 N 108 незаконным и его отмене.
Доводы, приведенные администрацией муниципального района Пестравский Самарской области в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобы не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 07.08.2008 принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Исходя из положений ч.4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст.101,110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2008 года по делу N А55-10197/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Пестравский Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10197/2008
Истец: Администрация муниципального района Пестравский Самарской области
Ответчик: Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Управление государственного пожарного надзора ОГПН Пестравского и Карсноармейского района