10 декабря 2008 г. |
Дело N А55-9766/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 5 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Касаткина Е.В., доверенность от 13.02.2008 года N 12/148,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 декабря 2008 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 2 октября 2008 года по делу N А55-9766/2008 (судья Корнилов А.Б.),
принятое по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 1", город Тольятти Самарской области,
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области, город Тольятти Самарской области
о признании недействительным требования от 11 февраля 2008 года N 58,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - заявитель, автотранспортное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным требования от 11 февраля 2008 года N 58.
Решением суда требования заявителя удовлетворены полностью.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в отсутствие представителя заявителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Инспекции, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом было вынесено требование в отношении автотранспортного предприятия по взносам в государственный фонд занятости населения по состоянию на 11 февраля 2008 года N 58 об уплате пени в сумме 2 852 632 руб.
Согласно ст. 69 НК РФ (далее - Кодекс) требование об уплате налога (сбора) представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 69 и 70 НК РФ.
Согласно ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается способами, перечисленными в гл. 11 НК РФ, а одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов являются пени, порядок начисления которых установлен ст. 75 НК РФ.
Исходя из положений ст. ст. 69, 70 НК РФ, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также - об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Указанной нормой предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
При этом недоимкой является сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О применении части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" указано, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени и ставки пеней.
Как указано в постановлении ФАС ПО от 6 апреля 2006 г. по делу N А55-17771/05-51, такое толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, в состоянии четко определить, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи и пени.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что требование должно содержать сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.
Из контекста указанных норм налогового законодательства следует, что суммы начисленных пеней должны корреспондироваться с конкретной суммой недоимки и конкретным налоговым периодом и направление требований на уплату пеней без указания в них конкретной недоимки в Налоговом кодексе не предусмотрено.
Инспекцией в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства, подтверждающие сведения о сумме и дате образования недоимки, а как установлено судом первой инстанции в нарушение вышеуказанных норм, в оспариваемом требовании налоговым органом не приведены конкретные основания начисления налогов (платежей в фонд занятости населения РФ) и пеней.
Как пояснил представитель Инспекции в судебном заседании, пени подлежат уплате на основании решения об отмене реструктуризации задолженности 2001 года.
Заявителем в материалы дела представлен график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам в Фонд занятости РФ утвержденный 30.11.2001 года (т. 1 л.д. 105), согласно которого заявитель должен был уплачивать реструктуризированную сумму пени начиная с 1 квартала 2002 года по 4 квартал 2006 года.
Однако требование на уплату реструктуризированных сумм пени выставлено налоговым органом только в феврале 2008 года.
Иных доказательств периода образования недоимки прошлых лет, её размера и установленного законодательством срока её уплаты налоговый орган не представил ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций, вследствие чего невозможно проверить соблюдение Инспекцией при вынесении оспариваемых актов сроков и порядка, установленных ст. 70 НК РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое требование, в части возложения на заявителя обязанности по уплате пени на недоимку прошлых периодов, является незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о признании недействительным требования по состоянию на 11 февраля 2008 года N 58 об уплате пени в сумме 2 852 632 руб.
Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 2 октября 2008 года по делу N А55-9766/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9766/2008
Истец: Муниципальное предприятие Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N1
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области