12 февраля 2009 г. |
Дело N А55-14255/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Первушина Н.И. доверенность от 29 декабря 2008 г. N 821,
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Зарифов И.Р. доверенность от 11 января 2009 г.,
от ФГУ Национальный парк "Самарская Лука" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 9 декабря 2008 г. по делу N А55-14255/2008 (судья Бойко С.А.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
ФГУ Национальный парк "Самарская Лука", г. Жигулевск,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - УФРС по Самарской области, регистрирующий орган) N 01/133/2008-125 от 31 июля 2008 года в государственной регистрации права собственности РФ на объект недвижимого имущества - земельный участок, общей площадью 44 000 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:2, расположенный по адресу: Самарская область, гор. Самара, Кировский район, Национальный парк, лесничество Рождественское, квартал 5, выдел 5 и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности РФ на вышеуказанный объект.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 9 декабря 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункта 1 статьи 3.1. Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации; обжалуемый отказ УФРС по Самарской области противоречит требованиям ст.ст. 18, 20, Федерального закона от 21 июня 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя, который в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом; доказательств того, что спорный земельный участок закреплен за какой-либо организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, УФРС по Самарской области не представило.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР N 161 от 28.04.1984 г. земли государственного лесного фонда в границах Жигулевского и Рождественского лесхозов предоставлены на праве пользования Государственному природному национальному парку "Самарская Лука"; спорный земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственным учреждением, следовательно, не составляет государственную казну.
Отсутствие уточнения разновидности правомочия дает основание считать, что к таким правомочиям относится не только правомочия хозяйственного ведения и оперативного управления, но и владение и пользование землей, в частности, на праве постоянного бессрочного пользования в соответствии со ст. 269 ГК РФ.
Государственную казну составляет только то имущество, которое находится исключительно в государственной собственности и такое имущество больше никем не используется.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель ФГУ Национальный парк "Самарская Лука" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области на предмет государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 44 000 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:2, расположенный по адресу: Самарская область, гор. Самара, Кировский район, Национальный парк, лесничество Рождественское, квартал 5, выдел 5.
Сообщением N 01/133/2008-125 от 31 июля 2008 года ответчик отказал заявителю в совершении вышеназванного регистрационного действия. Отказ мотивирован тем, что согласно п. 20 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за регистрацию прав на недвижимое имущество федеральными органами государственной власти уплачивается госпошлина в размере 100 рублей. Вместе с тем, данная пошлина заявителем уплачена не была.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами предъявляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины.
Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 19, 20.1, 20.2, 22 - 24 и 52 настоящего пункта уплачивается федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в размере 100 рублей.
Суд первой инстанции правильно отметил, что подпунктом 4 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну.
Аналогичная норма содержатся в пункте 3 статьи 16 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Ссылка регистрирующего органа в апелляционной жалобе на то, что земельные участки в принципе не могут находится на таких видах вещных прав, как хозяйственное ведение или оперативное управление, тем самым не могут составлять государственную казну, является несостоятельной в связи со следующим.
Понятие государственной казны Российской Федерации содержится в пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Статьями 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность закрепления государственного имущества за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а за казенными предприятиями и учреждениями - на праве оперативного управления.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что государственную казну Российской Федерации составляет государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1. Федерального закона РФ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемый отказ Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области противоречит требованиям ст.ст. 18, 20, Федерального закона от 21 июня 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя, который в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, и в соответствии с требованиями ст. 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные УФРС по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 9 декабря 2008 г. по делу N А55-14255/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14255/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: ФГУ Национальный парк "Самарская Лука"