г. Самара |
|
20 февраля 2009 г. |
Дело N А65-13595/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2009 года, в помещении суда, в зале N 2, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2008 года по делу N А65-13595/2008 (судья Логинов О.В.), принятое по заявлению ООО "БАР-СЕРВИС", г. Казань, к Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо: Чуйко Оксана Сергеевна, г. Москва,
о признании незаконными решений от 30 мая 2008 года N 14104А, N 14113А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БАР-СЕРВИС" (далее - заявитель, ООО "БАР-СЕРВИС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 30 мая 2008 года N 14104А и от 30 мая 2008 года N 14113А (л.д. 9, 10) об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и обязании Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан осуществить государственную регистрацию на основании документов, полученных от ООО "БАР-СЕРВИС" 26 мая 2008 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2008 года заявление ООО "БАР-СЕРВИС" удовлетворено. Оспариваемые решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан от 30 мая 2008 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов ООО "БАР-СЕРВИС" (вх.N полученных документов 14104А от 26 мая 2008 года, вх. N полученных документов 14113А от 26 мая 2008 года) признаны незаконными в связи с несоответствием их требованиям Федерального закона от 08 августа 2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". На Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав ООО "БАР-СЕРВИС", г. Казань, путем осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "БАР-СЕРВИС", на основании документов, полученных от ООО "БАР-СЕРВИС" 26 мая 2008 года.
Межрайонная ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, не согласившись с решением суда от 05.12.2008, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО "БАР-СЕРВИС" и Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещёны, что подтверждается материалами дела и, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 05.12.2008 законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между Чуйко А.Н. и Чуйко О.С. был заключен договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО "БАР-СЕРВИС" от 14 мая 2008 года, согласно которому Чуйко О.С. продала принадлежащие ей 70 % доли в уставном капитале Общества Чуйко А.Н.
Чуйко А.Н. (единственный участник Общества) принял решение от 14 мая 2008 года о внесении изменений в Устав Общества в связи с выходом из состава участников Чуйко О.С., а также о возложении обязанностей генерального директора Общества на себя (Чуйко А.Н.).
26 мая 2008 года ООО "БАР-СЕРВИС" обратилось в налоговый орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - "ЕГРЮЛ", реестр) изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме Р14001 (л.д. 23-28), а также с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по форме Р13001 (л. д. 33-36).
Вместе с заявлениями представлено решение единственного участника Общества от 14 мая 2008 года.
Решением от 30 мая 2008 года налоговый орган отказал заявителю в регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ввиду отсутствия заявления, отвечающего требованиям пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), поскольку вносимые изменения не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям: изменения, вносимые в учредительные документы (касающиеся участников Общества), в ЕГРЮЛ не зарегистрированы.
Решением от 30 мая 2008 года налоговый орган отказал Обществу и в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ввиду отсутствия заявления, решения о внесении изменений в учредительные документы, а также отсутствия изменений, вносимых в учредительные документы.
Причиной отказа в данном случае послужило то обстоятельство, что вносимые изменения не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям - содержат недостоверную информацию, не соблюден установленный законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 и 5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст.51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины (п.1 ст. 17 Закона).
На основании п.2 ст.17 Федерального закона N 129-ФЗ о регистрации для внесения в реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно подпункту "а", "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица допускается в случаях: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица при его создании не предусмотрено.
Как усматривается из материалов дела, Общество представило в обоих случаях все необходимые документы, предусмотренные п. 1, 2 ст. 17 Федерального закона. Данное фактическое обстоятельство дела подтверждается расписками в получении документов (л.д. 7, 22, 31).
При таких обстоятельствах, учитывая, что представленные Обществом документы соответствуют вышеуказанным требованиям, у налогового органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, а также для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, в обоснование своих доводов налоговый орган ссылается на то, что Общество представило решение участника Общества, принятое неполномочным органом, которое содержит недостоверную информацию, поскольку Чуйко А.Н. - единственный участник, однако отсутствуют документы, подтверждающие переход доли в уставном капитале от Чуйко О.С. к Чуйко А.Н.
В материалы дела Общество представило договор купли-продажи доли, подтверждающий факт перехода спорной доли в уставном капитале от Чуйко О.С. к Чуйко А.Н. (л.д.61-62), а представление указанного документа п. 1,2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ не предусмотрено. Обстоятельства законности перехода доли в уставном капитале Общества могут быть предметом исследования только в случае оспаривания решения от 14 мая 2008 года в самостоятельном порядке.
Следовательно, представленное Обществом в регистрирующий орган заявление не могло быть расценено как ненадлежащее по причине неподтверждения перехода доли в уставном капитале Общества.
Материалами дела подтверждается, что указанные требования закона ООО "БАР-СЕРВИС" выполнены, перечисленные документы представлены Обществом в налоговый орган.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые решения налогового органа противоречат ст.ст. 9, 17, 23 Федерального закона N 129-ФЗ, поскольку у налогового органа отсутствовали правовые основания для возложения на заявителя дополнительных обязанностей по представлению не предусмотренных п.п.1 и 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ документов и отказа в государственной регистрации.
В соответствии с п.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что вопреки требованиям п.1 ст.65 и п.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал соответствия оспариваемого решения Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд обязан указать на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Во исполнение указанной нормы суд первой инстанции правомерно возложил на налоговый орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества - произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО "БАР-СЕРВИС" на том основании, что Общество представило все необходимые для регистрации документы, у налогового органа отсутствовали предусмотренные статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основания для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы Общества.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения требований ООО "БАР-СЕРВИС".
Доводы, приведенные Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан" в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 05.12.2008 принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ст. 110 АПК РФ относятся на Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан.
Руководствуясь статьями 101, 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2008 года по делу N А65-13595/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13595/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "БАР-СЕРВИС", г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г.Казань
Кредитор: Чуйко Оксана Сергеевна
Третье лицо: Чуйко Оксана Сергеевна