18 марта 2009 г. |
Дело N А55-17770/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Корольков А.С., доверенность от 11.01.2009 г. N 12-04,
от третьих лиц:
- Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области - не явился, извещен,
- ОАО Самарский завод "Экран" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2009 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2009 года по делу N А55-17770/2008 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области
третьи лица:
Министерство имущественных отношений Самарской области
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
ОАО Самарский завод "Экран"
о признании незаконным решения от 22.08.2008 г. N 01/085/2008-285 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы Самарской области (далее - ответчик, УФРС по Самарской области) о признании незаконным решения от 22.08.2008 г. N 01/085/2008-285 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 71,90 кв.м., внутренняя литера Г (1 этаж: комнаты NN 49-56), расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, 37, и об обязании ответчика зарегистрировать право муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества.
Определением от 23.12.2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, ОАО Самарский завод "Экран".
Решением суда первой инстанции от 26 января 2009 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 71,90 кв.м., внутренняя литера Г (1 этаж: комнаты N N 49-56), расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, 37, признано незаконным. Ответчик обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, УФРС по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Ответчик указывает, что заявителем не были представлены необходимые правоустанавливающие документы, а представленный правоустанавливающий документ - Постановление Главы города Самары от 15.12.1994 г. N 1774 "О включении в состав муниципальной собственности г. Самары объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемого предприятия "Завод "Экран" свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на заявленный на регистрацию объект недвижимого имущества - нежилое помещение, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании абзацев 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 10.04.2008 г. заявитель обратился в УФРС по Самарской области с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 71, 90 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, д.37, внутренняя литера Г (1 этаж: комнаты N 49-56).
Сообщением от 22.08.2008 г. исх. N 01/085/2008-285 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на основании абзацев 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) (л.д.14-15).
Основанием для отказа, по мнению регистрирующего органа, явилось не представление документов, устанавливающих права заявителя на спорный объект; из документов, представленных на государственную регистрацию, следует, что в муниципальную собственность передавалось жилое помещение, тогда как согласно выписке из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 26.08.2005г. N МН-03274 гп объект поставлен на технический учет как нежилое помещение.
Не согласившись с указанным отказом, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 16 указанного Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с абзацами 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципального имущества от 28.03.2008 г. N 15-07-16/13872, выписка из реестра от 26.08.2006 г. N МН-03274 гп с выпиской из технической документации, Постановление Главы города Самары от 15.12.1994 г. N 1774 "О включении в состав муниципальной собственности г. Самары объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизированного предприятия "Завод "Экран".
Указанным Постановлением Главы города Самары от 15.12.1994 г. N 1774 утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, где согласно приложению N 1 под номером 36 значится жилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Физкультурная, 37 (л.д. 16, 17).
На основании выписки из единого государственного реестра объектов капитального строительства от 26.08.2005 г. N МН-03274гп нежилое помещение площадью 71,9 кв. м. является частью жилого здания, находится на 1 этаже, занимает комнаты N 49-56, литера Г и расположено по адресу: ул. Физкультурная, д. 37 (л.д. 8).
Из технического паспорта на объект недвижимости следует, что нежилое помещение площадью 71, 9 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, ул. Физкультурная, д. 37, литера Г, является встроенным в жилое здание (л.д. 9-13).
В соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12. 1991 г. N 3020-1 (с изменениями от 23.05.1992 г. N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности относятся: объекты жилищного и нежилого фонда, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные им в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Спорный объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности как построенный за счет 5- и 7- процентных отчислений от капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство.
Спорное помещение представляет собой встроенное в первый этаж нежилое помещение жилого дома, который был построен в 1961 году и принят на баланс государственного предприятия завод "Экран".
В соответствии с п.6 Постановления Совмина РСФСР от 01.09.1960 г. N 1345 облисполкомы, министерства и ведомства РСФСР обязаны были расходовать на строительство встроенных нежилых помещений, размещаемых на первых этажах жилых домов, так и в отдельно стоящих зданиях, 5 процентов капитальных вложений, выделяемых им на жилищное строительство. Согласно Постановлению Совмина РСФСР N404 от 26.09.1988г. с 1989 года разрешено расходовать на эти цели до 7 процентов.
Как обоснованно указано в решении суда первой инстанции данное обстоятельство не нуждается в доказывании, поскольку в тот период такой общий порядок финансирования строительства объектов социально - культурного и бытового назначения был установлен совместными постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР.
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 (с изменениями от 23.05.1992 г. N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты бытового обслуживания, согласно приложению N 3, относятся к муниципальной собственности в силу Закона независимо от оформления их приема-передачи.
На основании п. 2 названного выше Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности".
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", соответствующий объект являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должен рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", подтверждением права собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что заявителем представлена в УФРС по Самарской области выписка из реестра муниципальной собственности от 28.03.2008 г. N 15-07-16/13872, в соответствии с которой нежилое помещение, право собственности на которое было заявлено на регистрацию, включено в реестр муниципальной собственности 15.12.1994 г. за номером 001161 на основании Постановления Главы города Самары от 15.12.1994 г. N 1774 (л.д. 7).
Кроме того, судом первой инстанции отмечено, что данный объект недвижимого имущества не состоит в реестрах федерального имущества и имущества Самарской области (л.д. 38-39, 52-54).
При таких обстоятельствах представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиями статей 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло ответчику осуществить государственную регистрацию права собственности.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования заявителя.
Доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2009 года по делу N А55-17770/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17770/2008
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, ОАО Самарский завод "Экран", Министерство имущественных отношений Самарской области