13 апреля 2009 г. |
Дело N А55-15276/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - Коробков В.А., доверенность т 26.06.2008 г.,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 апреля 2009 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 января 2009 года по делу N А55-15276/2008 (судья Асадуллина С.П.)
по заявлению ОАО "Химпром"
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области
третье лицо:
Мэрия городского округа Тольятти
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Химпром" (далее - заявитель, ОАО "Химпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, УФРС по Самарской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на производственно-технологический комплекс - резервный блок экстрактивной ректификации в цехе Д-4 завода N 1, расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 8, строение 117, и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
Определением суда от 07 ноября 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечена Мэрия городского округа Тольятти.
Решением суда первой инстанции от 30 января 2009 года заявление ОАО "Химпром" удовлетворено в полном объеме.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в соответствии со ст. ст. 17, 25 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) представлены все необходимые документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности на нежилое здание - резервный блок экстрактивной ректификации в цехе Д-4 завода N 1, расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 8, строение 117, в связи с чем оспариваемый отказ не основан на законе и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, УФРС по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе указывает, что вывод суда о том, что МП "Инвентаризатор" являлось организацией, уполномоченной на проведение государственного технического учета инвентаризации, со ссылкой на ее аккредитацию, неправомерен. Организации, аккредитованный Роснедвижимостью, в силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.09.2004 г. N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" могли осуществлять технический учет и техническую инвентаризацию только до принятия нормативных актов, определяющих порядок ведения технического учета. Названный порядок определен Приказом Минэкономразвития России от 08.09.2006 г. N 268, которым утверждены Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, введенные в действие на территории Самарской области с 01.07.2007 г.
Считает, что ссылка суда на п. 10 ст. 33 Закона о государственной регистрации является необоснованной. Представленный заявителем технический паспорт не мог рассматриваться регистрирующим органом в качестве надлежащего плана объекта недвижимого имущества.
Кроме того, вывод о правомерности строительства объекта на земельном участке, предоставленном заявителю в аренду для других целей, нарушает единство в толковании норм (ст.ст. 30, 31) Земельного кодекса РФ.
В отзывах на апелляционную жалобу ОАО "Химпром" и Мэрия городского округа Тольятти, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "Химпром" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что распоряжением Мэра города Тольятти от 10.06.2002 N 2595-1/р переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Химпром", ОАО "Синтезкаучук" и ООО "ТОЛЬЯТТИКАУЧУК" на земельный участок по ул. Новозаводской, 8 на право аренды земельного участка ОАО "Химпром" и ООО "ТОЛЬЯТТИКАУЧУК".
Данным распоряжением ОАО "Химпром" и ООО "ТОЛЬЯТТИКАУЧУК" предоставлен земельный участок, входящий в состав земель поселений, общей площадью 4145197 кв. м (в том числе: 1113442 кв. м - под зданиями и сооружениями; 3031755 кв. м - для санитарного содержания) в аренду сроком на 10 лет для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений по ул. Новозаводской, 8 в северном промузле Центрального района г. Тольятти (т. 1 л.д. 96-97).
На основании вышеназванного распоряжения, между Мэрией г. Тольятти и ОАО "Химпром" и ООО "ТОЛЬЯТТИКАУЧУК" заключен договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне Арендатора от 10.01.2003 г. N 605 (т. 1 л.д. 87-91).
Согласно дополнительному соглашению от 26.05.2006 г. к договору аренды земельного участка от 10.01.2003 г. N 605 в связи с продажей объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, ООО "ТОЛЬЯТТИКАУЧУК" исключено с момента перехода права собственности на эти объекты из состава Арендаторов по данному договору (л.д. 92-93).
ОАО "Химпром" выдано разрешение на строительство объекта недвижимости -резервный блок экстрактивной ректификации в цехе Д-4 завода N 1, расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 8, строение 117 (т. 1 л.д. 84).
Постановлением Мэра городского округа Тольятти от 30.08.2007 г. N 2569-1/П "Химпром" выдано разрешение на ввод резервного блока экстрактивной ректификации в цехе Д-4 завода N 1 в эксплуатацию (т. 1 л.д. 85).
ОАО "Химпром" обратилось в УФРС по Самарской области на предмет государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - резервный блок экстрактивной ректификации в цехе Д-4 завода N 1, расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 8, строение 117.
17.07.2008 г. сообщением N 09/020/2008-002 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект на основании абзаца 1 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) (т. 1 л.д. 15-22).
Отказ мотивирован тем, что заявителем на регистрацию не представлен надлежащий документ, содержащий техническое описание объекта недвижимого имущества. Кроме того, ответчик указал, что объект недвижимости, право собственности на который заявлено на регистрацию, является самовольной постройкой, и ОАО "Химпром" не представлены документы о предоставлении земельного участка в порядке ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ (л.д.15-22).
Не согласившись с принятым отказом, ОАО "Химпром" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 25 Закона о государственной регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным ст. 18 названного Закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Закона о регистрации прав документы должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Как установлено судом первой инстанции и материалами дела подтверждается, что на государственную регистрацию права собственности на созданный объект недвижимого имущества ОАО "Химпром" представлены следующие документы: разрешение на строительство; постановление Мэра городского округа Тольятти от 30.08.2007 г. N 2569-1/П "О разрешении на ввод экстрактивной ратификации в цехе Д-4 завода N 1 в эксплуатацию. Заказчик: ОАО "Химпром"", технический паспорт, выданный МП городского округа Тольятти "Инвентаризатор" по состоянию на 09.07.2007 г., договор аренды земельного участка от 10.01.2003 г. N 605 (л.д. 23).
В силу положений п. 1 ст. 41 и п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 42 Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ документ, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт является разрешение на строительство. Пункт 2 указанной нормы устанавливает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Как следует из материалов дела, ОАО "Химпром" получено разрешение на строительство спорного недвижимого объекта. Распорядительным актом органа местного самоуправления выдано разрешение на ввод его в эксплуатацию.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен ст. 30 Земельного кодекса РФ. При этом предоставляемые для строительства земельные участки должны быть свободными от прав третьих лиц.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку земельный участок ранее предоставлен заявителю на праве аренды, его повторного предоставления заявителю для строительства с соблюдением требований ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ не требовалось.
В соответствии со ст. 17 Закона о государственной регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта.
В соответствии с п. 5.44 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 г. N 418, и п.п. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.09.2004 г. "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" ведение государственного технического учета объектов капитального строительства возложено на Федерального агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы.
Между тем согласно п.п. "б" п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.09.2004 г. N 477 до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством.
Муниципальное предприятие "Инвентаризатор", выдавшее технический паспорт на резервный блок экстрактивной ректификации в цехе Д-4 завода N 1, расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 8, строение 117, приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 22.08.2005 г. N 89 аккредитовано на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Самарской области, что подтверждается свидетельством серии РН-1 N 000040.
Таким образом, МП "Инвентаризатор" на момент составления технического паспорта вправе осуществлять деятельность по проведению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории городского округа Тольятти.
Согласно п. 10 ст. 33 Закона о государственной регистрации и ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Таким образом, заявителем в регистрирующий орган был представлен надлежащий документ, содержащий описание указанного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем в соответствии со ст. ст. 17, 25 Закона о государственной регистрации представлены все необходимые документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности на нежилое здание - резервный блок экстрактивной ректификации в цехе Д-4 завода N 1, расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 8, строение 117, в связи с чем, оспариваемый отказ не основан на законе и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Исходя из изложенного, судом правомерно удовлетворены заявленные требования ОАО "Химпром" в полном объеме.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при принятии судебного акта и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 января 2009 года по делу N А55-15276/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15276/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Химпром"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Мэрия городского округа Тольятти
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14881/09
25.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14881/09
25.11.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14881/2009
29.10.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14881/09
23.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-15276/2008
13.04.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1819/2009