23 апреля 2009 г. |
Дело N А55-15582/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 апреля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Серебряковой Е.А., судей Липкинд Е.Я. и Селиверстовой Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стукаловой Т.С., с участием:
от истца - представитель Басов В.В., доверенность б/н от 01.01.2009 года, представитель Ваганова Г.К., доверенность N 4 от 22.01.2009 года,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - представитель Бреславец Н.В., доверенность N 230 от 23.12.2008 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алексеевское", Самарская область, Кинельский район, п. Кинельский, на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 года по делу N А55-15582/2008 (судья: Чайников В.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Межрайонный напорный самоточный коллектор", Самарская область, Волжский район, п. Стройкерамика, к обществу с ограниченной ответственностью "Алексеевское", Самарская область, Кинельский район, п. Кинельский, с участием третьего лица - муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал", г. Самара, о взыскании 688 924 руб. 65 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Межрайонный напорный самоточный коллектор" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алексеевское" (далее - ответчик) о взыскании суммы задолженности по оплате за превышение загрязнений, превышающих нормативные требования в 1, 2 квартале 2008 года в размере 688 924 руб. 65 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 года взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Алексеевское", пос. Кинельский, Кинельского района Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Межрайонный напорный самоточный коллектор", пос. Стройкерамика, Волжского района Самарской области 688.924 руб. 65 коп. задолженности, а также 13.389 руб. 25 коп. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Алексеевское" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 16.02.2009 года, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание апелляционного суда ООО "Алексеевское", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило.
Представители ООО "Межрайонный напорный самоточный коллектор" не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции от 16.02.2009 года без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал", г. Самара, не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, полагал решение суда первой инстанции от 16.02.2009 года является законным и обоснованным и не подлежащим изменению.
Арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 16.02.2009 года законным и обоснованным по следующим основаниям.
Между ООО "Межрайонный напорный самоточный коллектор" (далее - МНСК) и ООО "Алексеевское" заключен договор N 1 на прием сточных вод от 01.01.2006г., в соответствии с которым организация канализационного хозяйства (ОКХ) (истец) обязуется круглосуточно принимать от абонента (ответчик) в канализационный коллектор сточные воды, а абонент обязуется оплачивать услуги ОКХ, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим договором.
Пунктом 1.2 договора стороны установили, что нормативные требования по составу сточных вод установлены Постановлением Главы г. Самары от 24.10.1994г. N 1497 "О порядке определения платы взимания платежей за загрязнение окружающей среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории Самарской области".
При исполнении договора ОКХ и абонент руководствуются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. N 167 (далее - Правила) (п.1.3 договора).
Тариф на услуги истца по приему сточных вод в пределах лимита водоотведения и нормативов загрязнения, а так же порядок его изменения согласованы сторонами с п.п. 4.1., 4.2., 8 договора.
Пунктами 4.5., 4.6. договора предусмотрена ответственность абонента за превышение установленных нормативов сброса сточных вод в систему канализации. Повышенная плата начисляется отдельно за превышение лимита водоотведения и за сверхнормативное загрязнение сточных вод.
В случае присутствия в сточных водах загрязняющих веществ, превышающих нормативные требования по составу сточных вод, размер дополнительных платежей определяется по результатам анализов, производимых МП "Самараводоканал" в контрольных точках отбора проб истца.
Из материалов дела усматривается, что истцом произведены отборы проб сточных вод 26.03.2008г., 14.03.2008г., 15.05.2008г. (л.д.15-17), результаты анализов которых представлены в виде протоколов N 223 от 28.03.2008г., КХА N 126 от 19.03.2008г., КХА N 82 от 26.02.2008г., КХА N 257 от 20.05.2008г. (л.д.18-21).
Из представленных протоколов исследования сточных вод видно превышение в них установленных нормативов загрязняющих веществ, что послужило истцу основанием для выставления ответчику счет-фактур N 54 от 16 апреля 2008 г. на сумму 650 017 руб. 10 коп. и N 108 от 07 июля 2008 г. на сумму 38 907 руб. 55 коп.
Согласно п. 69 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее Правила), оплата абонентом фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
При этом пунктом 70 указанных Правил установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в пределах и сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Пунктом 71 Правил установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, определение платы за сброс в составе сточных вод абонентов загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, загрязняющих веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт аварийного сброса для всех видов загрязняющих веществ находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" администрацией Самарской области принято постановление от 05.08.1993 N 259 "О Порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов на территории Самарской области".
Указанным постановлением предусмотрено, что условия приема сточных вод в систему канализации населенного пункта утверждаются органами местного самоуправления Самарской области в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 61 Правил, статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" также закреплено право органов местного самоуправления или уполномоченной ими организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливать абоненту нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Постановлением Главы города Самара от 24.10.1994г. N 1497 "О порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории города Самары" утверждены "Временный порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории города Самары" и "Временная методика расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты через систему канализации предприятиями-абонентами".
Приложением N 1 к "Временной методике" установлены нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты через систему коммунальной канализации.
Из письма Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара от 31.12.2008г. N 07112-8583 (л.д.74 т.1) следует, что Межрайонный самоточный коллектор не является муниципальной собственностью, но входит в технологическую схему бытовой канализации города Самары.
Письмом от 31.12.2008г. N 1/9-2892 (л.д.75 т.1) МП г. Самары "Самараводоканал" подтвердил, что сети водоотведения ООО "МНСК" технологически связаны с объектами системы канализации города Самары, владельцем которых является МП г.Самары "Самараводоканал".
В апелляционном суде представитель МПг. Самары "Водоканал" пояснила, что ООО "МНСК" как их абонент осуществляет им плату за сброс сточных вод и загрязняющих веществ из коллектора ООО " МНСК" в городскую систему канализации, в том числе загрязняющих веществ ОО "Алексеевское".
Суд первой инстанции исходя из того, что сети канализации принадлежащие истцу, технологически связаны и входят в технологическую схему системы канализации города Самары, правильно пришел к выводу о применение истцом при расчете задолженности ООО "Алексеевское" методики, утвержденной постановлением Главы города Самары от 24.10.1994г. N 1497.
Утверждения ответчика о правильности применения методики определения размера дополнительных платежей за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод при отношениях сторон, установленной решением арбитражного суда Самарской области от 06.10.2008г. по делу N А55-6626/2008, а также об отсутствии у ответчика обязательства в случае сверхнормативного сброса загрязняющих веществ вносить на счет ООО "МНСК" дополнительные платежи в размере, исчисленном по методике, утвержденной постановлением Главы города Самары от 24.10.1994г. N 1497 проверялись судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, противоречащими требованиям статей 421, 422, 446, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, оплата за сброс загрязняющих веществ в процентном отношении к платежам других абонентов и суммой фактически уплаченной истцом в МП "Самараводоканал", не соответствует пункту 1 Постановления Правительства РФ N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов "предусматривающему применение" мер экономического воздействия за ущерб нанесенный системам канализации _ в том числе и за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ и возлагает перераспределение ответственности ООО "Алексеевское" за других абонентов, контролирующих состав сточных вод и не допускающих превышение ПДК загрязняющих веществ в размерах, допускаемых ответчиком, т.к. устанавливает повышенную ответственность других абонентов за не допущенные нарушения.
Довод ООО "Алексеевское" о нарушении процедуры отбора проб сточных вод не нашел своего подтверждения.
Приложением к договору N 1 на прием сточных вод от 01.01.2006г. "Схема точек отбора проб.."(л.д.131 т.1) определены контрольные точки отбора проб сточных вод и ответственные лица от ООО "Алексеевское", имеющие право присутствовать при отборе проб и подписывать акт отбора проб, это Третьяков В.Д., Кочетов В.А., Толмачев В.Н., назначенные приказом N608 от 14.12.2007г. Представленные в дело акты отбора проб за 1 квартал 2008 г и 2 квартал 2008 г. подписаны указанными лицами.
Периодичность отбора проб устанавливается для каждого абонента индивидуально, в зависимости от результатов предыдущего анализа в соответствии с пунктом10.6 Постановления Главы г. Самары N 1497 от 24.10.1994 .
ООО "Алексеевское" не воспользовалась своим правом, предусмотренным пунктом 5.4 договора, произвести параллельную контрольную пробу и ее анализ в независимой аттестованной и (или) аккредитованной в установленном порядке лаборатории.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, учитывая результаты анализов проб сточных вод ответчика, проведенных Аккредитованной гидрохимической лабораторией ООО "Центр мониторинга водной и геологической среды", обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика платы за превышение установленных нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации со сточными водами.
Другие доводы апелляционной жалобы внимательно изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине уплачены заявителем при подаче апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 года по делу N А55-15582/2008 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Серебрякова |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15582/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Межрайонный напорный самоточный коллектор"
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Алексеевское"
Третье лицо: Муниципальное предприятие г.Самара "Самараводоканал"