27 апреля 2009 г. |
Дело N А 55-18552/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Селиверстовой Н.А.,
судей Липкинд Е.Я., Серебряковой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стрюковой Г.А.,
с участием:
от истца ОАО "Российские железные дороги", г. Москва в лице Самарского отделения - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", г. Самара,- представитель Парфенов Д.И., доверенность в порядке передоверия от 13 марта 2009 г. N НЮ-46/84 и Есина Т.Ю., доверенность от 12 декабря 2006 г. N НЮ-46/556 ;
от ответчика открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", Самарская область, г. Тольятти,- представитель Хрулева Ю.В.. доверенность от 25 октября 2007 г. N 00010/448-Д;
от третьего лица открытого акционерного общества "РейлТрансАвто", г. Москва,- представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 апреля 2009 года в помещении суда зале N 7 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", Самарская область, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2009 г.
по делу N А 55-18552/2008 (судья Сафаева Н.Р.)
по иску ОАО "Российские железные дороги", г. Москва в лице Самарского отделения - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", г. Самара, к открытому акционерному обществу "АвтоВАЗ", Самарская область, г. Тольятти, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика открытого акционерного общества "РейлТрансАвто", г. Москва, о взыскании платы за пользование вагонами в размере 55 695 руб. 88 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", г. Москва в лице Самарского отделения - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", г. Самара (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "АвтоВАЗ", Самарская область, г. Тольятти, (далее - ответчик), о взыскании платы за пользование вагонами в размере 55 695 руб. 88 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 21 января 2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено открытое акционерное общество "РейлТрансАвто", г. Москва.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2009 года иск удовлетворен в полном объеме. С ответчика в пользу истца взыскана плата за пользование вагонами в размере 55 695 руб. 88 коп., а также 2170 руб. 88 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился апелляционной жалобой, в которой просит суд отменить решение суда первой инстанции.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на нарушение судом норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, и просил оставить обжалуемое решение без изменения.
От третьего лица открытого акционерного общества "РейлТрансАвто" представитель не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, своевременно и надлежащим образом извещенного о дате и месте судебного заседания.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2009 г. по делу N А 55-18552/2008 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ОАО "РЖД", ОАО "АВТОВАЗТРАНС" и ОАО "АвтоВАЗ" 30 июня 2006 г. заключен договор N 3/369 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "АВТОВАЗТРАНС" при станции Тольятти Куйбышевской железной дороги.
Согласно выписке из Книги прибытия вагонов за февраль 2008 г., Книги N 1 уведомления о прибытии груза и Книги уведомлений о подаче вагонов, 12 февраля 2008 г. на основании дорожной ведомости в адрес ОАО "АвтоВАЗ" прибыл порожний вагон после выгрузки автомобилей.
Указанный вагон в установленном порядке не был принят его получателем - ОАО "АвтоВАЗ", в связи с чем, он простаивал на путях станции Тольятти с 21 ч. 00 мин. 12 февраля 2008 г. по 15 ч. 00 мин. 20 марта 2008 г.
24 июля 2008 г. истец обратился к ответчику с претензией, в которой просил произвести оплату за пользование вагонами в размере 55 695 руб. 88 коп., начисленную за простой вагонов на путях станции в порядке, предусмотренном статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Отказ в добровольном удовлетворении указанной претензии послужил основанием для предъявления настоящего иска.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам в местах необщего пользования.
Частью 6 статьи 62 Устава железных дорог Российской Федерации предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрен штраф за каждый час простоя вагонов в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, установлено, что время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Таким образом, ответственность за задержку вагонов наступает в случае задержки вагонов сверх сроков, установленных договором на подачу и уборку вагонов или договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, либо по истечении обусловленного времени с момента подачи вагонов локомотивом перевозчика.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что факт наличия вины ответчика, в результате которой истец понес убытки, подтвержден материалами дела.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата и повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Доводы апелляционной жалобы о том, что вагон не принадлежит сторонам по делу, а принадлежит третьему лицу - ОАО "РитейлТранАвто", в связи с чем плата за пользование вагонами начислена необоснованно, несостоятельны, поскольку предъявленная ко взысканию сумма является не штрафом, а убытками, причиненными истцу по вине ответчика.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком в нарушение вышеуказанной нормы не представлены доказательства отсутствия вины за задержку вагонов, равно как и доказательства возмещения понесенных истцом убытков.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2008 г. по делу N А55-8426.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2009 г. по делу N А 55-18552/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", Самарская область, г. Тольятти, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Селиверстова |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18552/2008
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", ОАО "РЖД" - Самарское отделение структурного подразделения Куйбышевской железной дороги, ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "АвтоВАЗ"
Третье лицо: ОАО "РейлТрансАвто"
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11046/10
03.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11046/10
12.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-18552/2008
27.04.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2410/2009