27 апреля 2009 г. |
Дело N А55-463/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 апреля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Серебряковой Е.А., судей Липкинд Е.Я. и Селиверстовой Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стукаловой Т.С., с участием:
до перерыва:
от истца - представитель Явкин А.В., доверенность б/н от 21.11.2008г.
от ответчика - представитель Юрочкин А.А., доверенность N 07-07/12 от 20.01.2009г.,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
после перерыва:
от истца - представитель Явкин А.В., доверенность б/н от 21.11.2008г.,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства управления финансами Самарской области, г.Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2008 года по делу N А55-463/2008 (судья Хмелев С.П.) по иску МП "Тольяттинское троллейбусное управление", г.Тольятти, Самарская область, к Министерству управления финансами Самарской области, г.Самара с участием третьих лиц: Мэрии г.Тольятти, г.Тольятти, Самарская область, ФГУП "Почта России", г.Тольятти, Самарская область, Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, г.Самара, Министерства финансов РФ, г.Москва, о взыскании 35 003 487 руб. 22 коп.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "Тольяттинское троллейбусное управление" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании (с учетом уточнения) с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области 35 003 487 руб. 22 коп. ущерба, вызванного перевозкой льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена Постановлением Правительства Самарской области от 02 февраля 2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Решением суда от 29.05.2008 г. в иске отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 10 сентября 2008 года решение от 29.05.2008г. Арбитражного суда Самарской области отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2008 года взыскано с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара за счет казны Самарской области в пользу МП "Тольяттинское троллейбусное управление", Самарская область, г. Тольятти, 35.003.487 руб. 22 коп. убытков.
Взыскано с Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 100 000 руб. 00 коп.
Прекращено производство по исполнительному листу N 075339 по делу N А55-463/2008, выданному 22 июля 2008 года о взыскании с МП "Тольяттинское троллейбусное управление", Самарская область, г. Тольятти в доход федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 10.000 руб.
Не согласившись с принятым решением суда, Министерство управления финансами Самарской области, г. Самара, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 22.12.2008 года, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда 16.04.2009 года в 10 час 15 мин объявлялся перерыв сроком до 23.04.2009 года, 12 час 15 мин в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Министерства управления финансами Самарской области, г.Самара, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда от 22.12.2008 года, жалобу удовлетворить.
Представитель МП "Тольяттинское троллейбусное управление", г.Тольятти, Самарская область, не согласился с доводами апелляционной жалобы и указал, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, просил оставить решение суда от 22.12.2008 года без изменения, жалобу без удовлетворения.
23.04.2009 года в 12 час 15 мин судебное заседание продолжено.
Представитель МП "Тольяттинское троллейбусное управление", г.Тольятти, Самарская область, не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 22.12.2008 года без изменения, жалобу без удовлетворения.
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, г.Самара, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, почтой представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало доводы апелляционной жалобы, полагало решение суда от 22.12.2008 года подлежащим отмене, также просило рассмотреть дела в отсутствие их представителя.
Мэрия г.Тольятти, г.Тольятти, Самарская область, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила, почтой представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором полагала свою позицию по апелляционной жалобе на усмотрение суда, также просила рассмотреть дела в отсутствие их представителя.
ФГУП "Почта России", г.Тольятти, Самарская область, Министерство финансов РФ, г.Москва, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 22.12.2008 года подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МП "ТТУ" осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования - троллейбусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
С принятием Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.
Правительством Самарской области от 02.02.2005г. N 55 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" (в ред. постановления Правительства Самарской области от 18.05.2005г. N 55), согласно которому с 01.03.2005г. стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. для:
лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;
лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";
лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;
родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;
лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
Также с 1 марта 2005 года стоимость единого социального проездного билета в размере 150 руб. установлена для следующих категорий граждан:
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
В соответствии с постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 05.01.2006г. N 4-1/п стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2006 г. для граждан установлена в размере 520 руб.
Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) составляла 310 руб. (520 и 210 руб.) и 370 руб. (520 и 150 руб.) истцу возмещалась лишь частично (как органами ФГУП "Почта России" - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и Мэрией г. Тольятти - в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).
В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам, в размере 35 003 487 руб. 22 коп. за период с 01.01.2006г. по 01.01.2007г. с казны публично-правового образования в лице Министерства финансов области (как главного распорядителя бюджетных средств).
Судом первой инстанции удовлетворены заявленные требования. В своем решении суд указал, что возмещение убытков при оказании транспортных услуг производиться исключительно за счет средств бюджета Самарской области, которая путем принятия Постановления Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 " Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" приняла на себя обязанность по возмещению транспортным предприятиям недополученных в результате предоставления льгот доходов.
Судебная коллегия считает, что судом неправильно истолковал закон, в связи с чем, решение суда от 22.12.2008 года подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств согласно п/п. 2 п. 1 ст. 10 соответствующего бюджета.
Вывод суда о принятии Самарской областью на себя обязанности по возмещению транспортным предприятиям недополученных в результате предоставления льгот доходов противоречит смыслу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, где под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, средства из соответствующего бюджета.
В Постановлении от 02.02.2005 г. N 15 установлена лишь стоимость единого социального проездного билета, эквивалентная льготной стоимости проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте для отдельных категорий лиц на территории Самарской области, а не расходные обязательства Самарской области по финансированию указанных льгот.
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006г. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
В соответствии с пунктом 7 статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 21 к настоящему Федеральному закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:
гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;
транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;
транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.
До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Так, Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Следовательно, данные меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации.
Согласно части 4, 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга.
Таким образом, в нарушении разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. N 23 суд сделал ошибочный вывод, что убытки при перевозке всех категорий граждан возмещаются за счет субъекта РФ, независимо от того к расходным обязательствам какого бюджета относится финансирование соответствующих льгот.
В Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.
Согласно представленным расчетам сумма неполученной платы МП ТТУ по региональной ведомости от реализации в 2006 году ЕСПБ составила 18 563 595,61 рублей (т.4 л.д. 65).
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца пояснил, что сумма ущерба не завышена на сумму вознаграждения Почтамту РФ в размере 3%.
При таких обстоятельствах в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте региональным льготникам, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов субъекта в сумме 18 563 595,61 рублей. В удовлетворении требований истца, касающихся федеральных льготников, следует отказать.
Судом первой инстанции сумма, подлежащая взысканию, правильно определена с учетом выводов кассационной инстанции о том, что "предприятие, предъявляя требования по делу, правомерно определяло размер убытков, исходя из количества проданных ЕСПБ, полученных от реализации ЕСПБ средств, поступивших дотаций и стоимости не льготного проездного билета", и размер убытков определен, исходя из расчета разницы между стоимостью проездного месячного билета для граждан и стоимостью ЕСПБ (как 210 руб., так и 150 руб.) и стоимости установленной Мэрии Тольятти (520 руб.) для не льготного проездного билета.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобы подлежат возврату из федерального бюджета РФ в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса РФ в сумме 1000 рублей, поскольку согласно подпункту 1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2009 года, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2008 года по делу N А55-463/2008.
Взыскать с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г.Самара, за счет казны Самарской области в пользу МП "Тольяттинское троллейбусное управление", г.Тольятти, Самарская область, 18.563.595 руб. 61 коп. убытков.
В остальной части в удовлетворении исковых требований МП "Тольяттинское троллейбусное управление" отказать.
Взыскать с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г.Самара, за счет казны Самарской области в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину по иску в сумме 53.033 руб. 57 коп.
Выдать Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара, справку на возврат из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной по платежному поручению N 416 от 30.01.2009 года в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Серебрякова |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-463/2008
Истец: Муниципальное предприятие "Тольяттинское троллейбусное управление"
Ответчик: Министерство управления финансами Самарской области
Кредитор: УФНС РФ по Самарской области
Третье лицо: Федеральный Арбитражный Суд Поволжского округа, ФГУП "Почта России" в лице обособленного подразделения Тольяттинский почтамт, Мэрия г. Тольятти, Министерство финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по Самарской области, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15819/08
23.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-463/2008
27.04.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-694/2009
10.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-463/2008