Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 10 февраля 1998 г. N 117
Целевая комплексная программа
паспортизации жилищного фонда Москвы
Введение
Целевая комплексная программа паспортизации жилищного фонда Москвы разработана в соответствии с законами Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", "О защите прав потребителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", во исполнение Распоряжения мэра Москвы от 18 апреля 1995 г. N 186-PM "Об упорядочении работ по паспортизации жилищного фонда Москвы" и направлена на обеспечение сохранности и надлежащего использования жилищного фонда города, совершенствование системы контроля за его состоянием, обеспечение собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений необходимыми достоверными сведениями о потребительских характеристиках жилья, а также правовыми и техническими рекомендациями по его эксплуатации и правилам пользования.
Объектом разработки программы является система основных положений и нормативно-правовых принципов паспортизации жилищного фонда.
Актуальность разработки программы связана с изменившимися условиями современного периода, характеризуемого развитием многоукладности жилищного фонда и рынка жилья и определена потребностью:
- в фиксировании и оценке состояния жилья (жилищного фонда города, округов, районов и ведомств, строений, квартир) для последующего использования этих сведений при принятии управленческих решений и оформлении различного вида договоров в сфере жилищных отношений;
- в обеспечении сохранности, реконструкции жилищного фонда с учетом архитектурной и исторической ценности и многообразия типов жилой застройки Москвы;
- в обеспечении собственников, эксплуатирующих организаций, арендаторов, нанимателей рекомендациями по безопасной эксплуатации и использованию помещений в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами;
- в значительном расширении в современных условиях перечня необходимых сведений о жилье, потребовавшем комплексной проработки всех аспектов паспортизации.
Цель разработки программы состоит в совершенствовании организационно-методических и социально-экономических основ паспортизации, как информационно-правовой системы учета и доведения до потребителей достоверных сведений о жилищном фонде, правах и ответственности строительных, эксплуатирующих и управомоченных организаций, собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений.
Цель программы достигается реализацией следующих основных задач:
- определением юридического статуса паспортизации и паспортов на дома и жилые помещения;
- решением вопросов сбора, накопления, хранения и доведения до органов городской власти, управления территориальных единиц и общин, органов управления жилищным хозяйством города и других пользователей и потребителей сведений о его состоянии, качественных и иных характеристиках, правилах эксплуатации и ответственности за их несоблюдение;
- реализацией установленных законодательными актами Российской Федерации прав граждан на жилище с учетом их особенностей (для физических и юридических лиц) при эксплуатации жилья в современных условиях хозяйствования и существования различных форм собственности;
- упорядочением взаимоотношений нанимателей, арендаторов и собственников, уточнением норм эксплуатации и созданием условий для повышения эффективности использования жилья с учетом имеющихся ресурсов и задач города;
- рассмотрением роли паспортизации, как неотъемлемой части системы государственных кадастров и звена, регистрирующего информацию о состоянии жилищного фонда, использовании и ценности объектов;
- расширением назначения паспортизации жилищного фонда в современных условиях в зависимости от уровней управления и ее предназначения в системе управленческих решений и обеспечении информацией граждан;
- выявлением специфики паспортизации различных типов жилищного фонда Москвы (жилищного фонда массовой застройки, старого опорного фонда, домов по индивидуальным проектам, уникальных высотных жилых зданий и т.д.).
Комплексный характер проблем паспортизации обусловил необходимость разработки программных мероприятий по отдельным ее направлениям, экспериментальной апробации внедрения паспортов на жилые дома и помещения, а также совершенствование методических основ обследования жилищного фонда.
Руководство разработкой программы осуществлялось Координационным Советом, созданным по распоряжению мэра Москвы N 186 от 13.04.1995 г."Об упорядочении работ по паспортизации жилищного фонда в Москве" при участии Комитета муниципального жилья. К работе были привлечены ведущие ученые и специалисты научных и проектных организаций, структур правительства Москвы: МНИИТЭП, МосГорБТИ, ЦЭСИ, Госжилинспекция по г.Москве, НТЦ "Жилище", Москомархитектура, МКНТ, МосжилНИИпроект, Академия коммунального хозяйства и др.
Головная организация, осуществляющая методическое обеспечение и подготовку сводных материалов, - Центр содействия жилищной реформе.
Структурно итоговые материалы содержат следующие основные документы:
- проект программы паспортизации жилищного фонда, включающий организационно-правовые и нормативно-методические условия ведения паспортов, финансовую характеристику программы и план основных мероприятий начального этапа ее реализации;
- макеты паспортов на жилищный фонд города (административного округа, района, ведомства), жилое здание (дом) и жилое помещение (квартиру);
- порядок учета и обследования жилищного фонда города в целях его паспортизации.
Результатами реализации программы должны стать:
- обеспечение пользователей и потребителей сведениями о правовых, технико-экономических и потребительских характеристиках жилья, правилах пользования и безопасной эксплуатации помещений и инженерного оборудования;
- полный учет технических, экологических и экономико-потребительских характеристик жилищного фонда при разработке и реализации градостроительных и инвестиционных программ;
- создание информационной основы для решения задач налогообложения и кредитования, внедрения системы страхования жилья на основе комплексной оценки домовладений;
- систематическое обновление компьютеризированного банка данных о жилищном фонде Москвы, содержащего взаимоувязанную графическую, табличную и текстовую информацию;
- упорядочение системы оценки жилых зданий и квартир при совершении сделок с жильем и определении размера компенсаций при переселении граждан.
Этапы и сроки реализации программы разработаны, исходя из сложившейся социально-экономической ситуации, технических и экономико-организационных возможностей городских структур и административных округов, степени компьютеризации и наличия программного обеспечения.
Программа подготовлена в соответствии с основными положениями Московской городской программы "Жилище".
Основные термины
Жилищный фонд города - совокупность всех жилых помещений, расположенных на территории города, независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Паспортизация жилищного фонда - комплекс мер по сбору, накоплению, хранению, учету и доведению до пользователей и потребителей сведений о состоянии, использовании, эксплуатации и потребительской ценности жилых зданий и квартир согласно установленному перечню.
Паспорт (на квартиру, жилое здание, жилищный фонд города, административного округа, района, ведомства) - оформленные в установленном порядке сведения о жилищном фонде или соответствующем его объекте, составляющие предмет паспортизации.
Техническая инвентаризация - сбор и учет данных о количестве, составе, состоянии, принадлежности и стоимости имущества в соответствии с его функциональным назначением.
Техническое обследование зданий - инженерные изыскания, проводимые с целью получения достоверной информации о фактическом состоянии конструкций и здания в целом.
Паспортная информация - сведения, составляющие обязательную и дополнительные части паспортов на жилищный фонд и его объекты.
Пользователи паспортной информации - государственные, муниципальные органы власти и управления, государственные и негосударственные организации и иные юридические и физические лица, получающие информацию бесплатно (на льготных условиях) на основании нормативных актов Российской Федерации и Москвы.
Потребители паспортной информации - юридические и физические лица, получающие информацию за установленную нормативными актами Москвы плату или по договорным ценам в соответствии с их конкретными запросами и правом ее получения.
Поставщики паспортной информации - юридические и физические лица, в т.ч. местные органы власти и управления, собственники, балансодержатели жилищного фонда, которые обязаны направлять сведения, составляющие паспортную информацию, включая данные о текущих изменениях и отклонениях, влияющих на жизнь и здоровье граждан и приводящих к ухудшению качества и уменьшению объема жилищного фонда.
1. Назначение паспортизации жилищного фонда
Паспортизация жилищного фонда представляет собой информационно-правовую систему сбора, учета, хранения, обновления и доведения до потребителей сведений о состоянии, использовании и ценности объектов жилищного фонда города, условиях его эксплуатации и является составной частью единой информационной системы "Жилище".
Паспортизация проводится в соответствии с законами Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики Российской Федерации", "О защите прав потребителей", положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации, Устава города Москвы и другими нормативными актами.
Паспортизация осуществляется в целях обеспечения сохранности и надлежащего использования жилищного фонда города с учетом многообразия типов домостроений, историко-культурной и архитектурно-художественной ценности зданий и застройки города на исторически сложившихся территориях, а также для совершенствования контроля за содержанием и состоянием жилья различных форм собственности, реализации прав и ответственности собственников, управляющих, арендаторов и нанимателей жилых помещений, обеспечения их необходимыми и достоверными сведениями о потребительских характеристиках жилья, правовыми и техническими рекомендациями по эксплуатации и правилам его использования.
Содержащаяся в паспортах информация предназначена для использования органами исполнительной власти Москвы, архитектурно-проектными, научно-исследовательскими и проектными организациями при решении задач:
- развития городских территорий;
- выработки вариантов реализации градостроительных и инвестиционных программ;
- достаточного обоснования решений о характере реконструктивных мероприятий (снос, реставрация, реконструкция, капитальный ремонт);
- реализации налоговой политики;
- реализации прав и обязанностей, ответственности органов местного самоуправления, домовых комитетов, физических лиц.
Городскими и территориальными жилищно-эксплуатационными службами и организациями:
- для содержания, управления, обслуживания и эксплуатации жилищного фонда;
- доведения необходимых паспортных сведений до потребителей и пользователей в лице нанимателей и арендаторов;
- осуществления контроля за состоянием, безопасной эксплуатацией и сохранностью жилищного фонда и придомовых территорий;
- при переводе жилых зданий и помещений в нежилой фонд, а также при переводе нежилых помещений в жилищный;
- при оценке состояния жилых зданий и помещений для выдачи разрешения на их перепланировку и использования в целях, указанных заявителем.
Городскими административными инспекциями, контролирующими состояние жилья и придомовых территорий, службами, осуществляющими экологический, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и пожарный надзор:
- для осуществления надзора за соблюдением собственниками, балансодержателями, арендаторами и нанимателями, управляющими жилищным фондом, а также городскими и территориальными муниципальными жилищно-эксплуатационными службами и организациями правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и придомовых территорий, санитарных и экологических норм, правил противопожарной безопасности и принятия соответствующих мер административного воздействия в случае их нарушения.
Наличие экологических показателей позволит решить следующие задачи:
- во-первых, наладить должный контроль за применяемыми строительными организациями материалами и технологиями с точки зрения экологической безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил производства работ;
- во-вторых, обезопасить производителя работ от необоснованных претензий потребителей по качеству применяемых ими после выдачи паспорта материалов и технологий, а также применять санкции к нанимателям и владельцам квартир в случае выявления при повторном обследовании ухудшения эколого-гигиенических характеристик, произошедших по их вине;
- в третьих, представлять выставляемые объекты недвижимости на уровне требований, предъявляемых в развитых странах к конструктивным, технологическим, эколого-гигиеническим и другим параметрам.
Пользователями паспортной информации могут быть:
- государственная налоговая служба;
- правоохранительные органы;
- архитектурно-градостроительные организации и учреждения;
- городские и территориальные жилищно-эксплуатационные службы и организации;
- органы, осуществляющие экологический, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и пожарный надзор;
- инспекции, контролирующие состояние жилья и придомовых территорий;
- специализированные научно-исследовательские, проектные, плановые, ремонтно-строительные организации, осуществляющие разработку и формирование программ строительства, капитального ремонта, государственного инвестирования, реконструкции и модернизации жилищного фонда;
- некоммерческие организации, осуществляющие обслуживание и эксплуатацию жилищного фонда;
- некоммерческие организации, осуществляющие инвестирование строительства и реконструкции жилищного фонда в целях улучшения жилищных условий населения;
- социально-защищаемые категории населения.
Потребителями паспортной информации являются:
- коммерческие - инвестиционные, строительные, проектно-изыскательские, архитектурно-градостроительные организации, трастовые компании по управлению территориями, жилищно-эксплуатационные организации, экологические и др.;
- коммерческие организации, осуществляющие риэлторскую деятельность и деятельность, связанную с оценкой объектов жилищного фонда;
- физические лица - собственники, наниматели и наймодатели, арендаторы и арендодатели жилищного фонда;
- жилищно-строительные и жилищные кооперативы, молодежные жилые комплексы, товарищества индивидуальных владельцев квартир;
- иные, в том числе, иностранные и международные организации, физические лица, осуществляющие операции с жилищным фондом.
Схема использования паспортной информации для решения различных задач в жилищной сфере представлена на рис. 1.
Основные Перечень задач, в Перечень пользователей и
показатели которых использует- потребителей паспортной
ся паспортная ин- информации
формация
/-----------------------\ /----------------------\
|вид | п | сделки с жильем |Комитет муниципального|
|жилища | а |------------------------|жилья, Управления|
| | с | |Комплексов перспектив-|
| | п | инвестиционные |ного развития и го-|
| | о | программы |родского хозяйства. |
| | р |------------------------|Департамент экономи-|
|адрес | т | |ческой политики и раз-|
| | а | |вития. |
|параметры здания, | | содержание и ремонт |Москомархитектура. |
|помещения | |------------------------|Риэлторские структуры.|
| и | н | |Административные окру-|
|земельного участка | а | |га ДЕЗ, РЭУ. |
| | | приватизация жилья |Собственники, нанима-|
| | ж |------------------------|тели арендаторы. |
| | и | |БТИ |
| | л | |Жилтоварищества |
| | ф | \----------------------/
|принадлежность | о | /----------------------\
| | н | изменение |КМЖ, собственники, ри-|
| | д | функционального |элторские стр-ры, |
|оценка состояния | , |назначения помещения |Москомимущество, |
| | з |------------------------|БТИ |
|условия | д | \----------------------/
|использования | а | /----------------------\
| | н | |Риэлторские структуры,|
| | и | оценка недвижимости |собственники, БТИ, ДЕЗ|
|условия | е |------------------------|и др. |
|эксплуатации | , | \----------------------/
| | к | /----------------------\
| | в | |Жилкомитеты, нанимате-|
|регламентация | а | условия использования |ли, собственники, ДЕЗ|
|прав и | р |------------------------|и др. |
|ответственности | т | \----------------------/
| | и | /----------------------\
| | р | налоговая, страховая и |Налоговая инспекция,|
| | у | кредитная деятельность |центры страхования,|
| | |------------------------|банки, собственники |
\-----------------------/ \----------------------/
Рис. 1. Схема использования паспортной информации для решения задач в жилищной сфере.
2. Правовые аспекты паспортизации
Паспорт (на жилое здание, квартиру) представляет собой документ, включающий комплекс учетных, технических, социально-экономических, экологических параметров и показателей потребительского качества, а также правила, условия, требования по эксплуатации и прочие сведения о жилье.
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации эти сведения являются необходимыми при совершении всех, определенных законом видов сделок (обязательств) с жильем: купли-продажи, дарения, наследования, мены, залога, найма, обслуживания, передачи в оперативное управление и хозяйственное ведение и пр.
Документально оформленная информация в виде паспортов на жилые здания и квартиры предназначается для физических и юридических лиц, органов власти и управления, органов местного самоуправления, министерств, ведомств и их служб (имущественных, экономических, финансовых, налоговых и иных) и используется при реализации их прав, обязанностей, полномочий по распоряжению, использованию и содержанию жилищного фонда.
По статусу паспорт является документом информационно-технического сопровождения сделок (обязательств) с жильем, обязательным при вводе в эксплуатацию, предоставлении в найм, аренду, продаже, мене, залоге и других операциях.
Паспорта предназначены для постоянного хранения у собственников, арендаторов, нанимателей жилья, управомоченных и управляющих организаций.
Отсутствие у собственника паспорта должно влечь за собой ответственность в административном порядке. Утраченные паспорта подлежат восстановлению за счет их владельцев.
Паспорт кроме основной (обязательной части) может содержать ряд приложений (вкладышей), формируемых по запросам потребителей и характеризующих экологические и иные параметры жилья.
Паспорт на квартиру представляется при оформлении передачи в собственность, купли, продажи, мены, залога, найма, аренды, обмена и иных форм предоставления квартиры или регистрации права собственности, переводе жилых помещений в нежилой фонд, а также при получении разрешения на изменение планировки квартиры и содержит информационно-учетные сведения, параметры жилых и вспомогательных помещений, условия, рекомендации и требования по ее эксплуатации.
Он строится по модульному принципу с учетом объемно-планировочных, конструктивных и архитектурных особенностей, присущих каждой квартире, а также требований агрегирования информации документа, унификации и доступности сведений для жильцов и собственников, не имеющих специальной подготовки.
Паспорт на жилое здание представляется при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приемке их в эксплуатацию после строительства, реконструкции, капитального ремонта, передаче его в управление. Он содержит кроме инвентаризационно-учетных сведений разделы по формам собственности и пользования жилых помещений, нормативные требования эксплуатации конструкций и инженерных систем, параметры экологической безопасности, чертежно-графическую и другую информацию.
Использование паспорта на жилое здание в любых целях обусловлено наличием в нем сведений на текущий год.
Полный состав и содержание паспортов представлены в Приложении 1.
Разработанные макеты паспортов на квартиру, жилое здание, жилищный фонд города ( административного округа, района, ведомства) представлены в Приложениях 2, 3, 4.
С введением в действие Закона РФ "О защите прав потребителей" каждый субъект рынка (наниматель, арендатор, собственник квартиры) приобретает права потребителя и, соответственно, правовую защиту. При этом должно обеспечиваться право потребителя на необходимую и достоверную информацию о доме, квартире, жилищно-эксплуатационных услугах.
Информация должна в обязательном порядке содержать:
- гарантийные обязательства;
- правила и условия нормативного и безопасного использования;
- нормативный срок эксплуатации дома (квартиры).
Включение экологических показателей в паспорт позволит выявлять квартиры с неблагоприятными воздействиями на человека и учитывать это при совершении сделок с такими квартирами и выработке мер по их ликвидации.
Законом определяется ответственность за ненадлежащую информацию, при этом:
- если в результате предоставления недостоверной или недостаточно полной информации причинен ущерб здоровью или имуществу потребителя, он вправе предъявить определенные требования о возмещении ущерба;
- изготовитель (исполнитель) несет ответственность за ущерб, причиненный здоровью или имуществу потребителя, независимо от того, была ли возможность выявить свойства используемых материалов, оборудования или технологии, повлекшие этот ущерб, или нет;
- исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что ущерб нанесен вследствие нарушения потребителем правил пользования.
При формировании паспортов на квартиру или жилое здание учтены следующие социально-экономические требования:
1. Каждый непосредственный потребитель (пользователь жилья) должен знать, что конструкции, системы инженерного оборудования, элементы здания в целом и квартиры, в частности, взаимосвязаны, рассчитаны на заданные режимы нагрузок с учетом определенных правил эксплуатации.
2. Нарушения правил использования помещений и оборудования, несанкционированные переоборудования и перепланировки квартир, приведшие к аварийным ситуациям, ухудшению работы общедомовых систем и другим последствиям, затрагивающим интересы жильцов дома, влекут конкретную для каждого случая ответственность в установленном порядке.
3. Повышение ответственности собственников, нанимателей, арендаторов может быть обеспечено при условии доведения до потребителей правил эксплуатации жилья и другой необходимой информации.
3. Организация ведения паспортов
Ведение паспортов предусматривает сбор, учет и хранение сведений о состоянии и результатах обследования жилых зданий и квартир, систематическое обновление компьютеризированного банка данных и выдачу информации потребителям и пользователям по установленной форме в графическом, табличном и текстовом виде.
Эта работа должна осуществляться на основе применения сертифицированных технологий автоматизированного ввода и обработки информации, а также выполнения требований по ее защите от несанкционированного доступа.
Функции учета, инвентаризации, организации обследования объектов жилищного фонда, ведения соответствующей базы данных, а также оформления и выдачи паспортов на жилые здания и жилищный фонд заинтересованным организациям и физическим лицам осуществляются согласно действующим нормативным документам МосгорБТИ и его территориальными органами.
В целях организации и выполнения работ по формированию базы данных о состоянии жилых помещений, обновлению информации, оформлению и выдаче паспортов на квартиры по запросам граждан и организаций, разработке и совершенствованию нормативной базы паспортизации жилых помещений в структуре МосгорБТИ в рамках информационной системы "Жилище" предполагается создать "Центр паспортизации жилья Москвы".
На Центр возлагаются следующие задачи:
- разработка предложении по совершенствованию законодательной и нормативной базы паспортизации жилых помещений;
- создание и совершенствование компьютеризированного банка паспортной информации;
- отработка технологии и выполнение работ по своевременной фиксации, обновлению, вводу в банк данных необходимых сведений и реализации их потребителям и пользователям;
- отработка и совершенствование форм сбора паспортной информации и предоставления ее потребителям и пользователям (формирование паспортов);
- организация натурных обследований состояния жилья (при необходимости) с привлечением специализированных организаций на контрактно-договорной основе;
- ведение мониторинга состояния и потребительской ценности жилья;
- оказание консультационных услуг по вопросам паспортизации жилых помещений;
- привлечение на договорной основе юридических и физических лиц для проведения работ и оказания услуг;
- изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта паспортизации жилья, организация и обеспечение подготовки и переподготовки кадров для выполнения работ.
Формирование банка данных должно осуществляться на основе информации БТИ, других городских структур по принадлежности и, при необходимости, по результатам обследований. Условия передачи информации (объемы, сроки, тарифы и пр.) определяются соответствующими согласованными документами, утверждаемыми Правительством Москвы. Дополнительная информация, не включенная в утверждаемый перечень, передается на договорной основе.
Предусматривается, что результаты сплошного обследования должны фиксироваться в паспортах один раз в пять лет.
Изменения, связанные с текущим ремонтом, планово-предупредительным и выборочным капитальным ремонтом, перепланировками и переоборудованием жилых помещений, а также изменения, зафиксированные по результатам весенне-осенних осмотров и подготовки зданий к зиме, вносятся по факту их совершения или обнаружения.
Целесообразно также предусмотреть в паспорте ежегодную отметку ответственного лица (ДЕЗ или иного собственника) независимо от наличия текущих изменений в состоянии конструкций и здания в целом.
Информация представляется из:
1. Территориальных Бюро технической инвентаризации - сведения по учету и технической инвентаризации жилищного фонда.
2. Комитета муниципального жилья - сведения о регистрации прав собственности и формах владения и пользования жилых помещений.
3. Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - нормативно-методические документы, а также требования по безопасной эксплуатации и сохранности жилищного фонда.
4. Дирекций Единого Заказчика - изменения текущей паспортной информации.
5. Москомархитектуры - комплект проектно-сметной документации, передаваемой при приемке объектов в эксплуатацию после строительства и реконструкции, проекты детальной планировки и размещения объектов жилищного строительства, информация из Генерального плана развития Москвы.
6. Москомзема - характеристика и границы земельных участков придомовых территорий.
7. Москомприроды - экологические показатели и результаты исследований по запросам граждан и организаций.
8. Москомимущества - информация о владельцах (арендаторах) встроенных и пристроенных нежилых помещений.
9. Государственной жилищной инспекции Москвы - сведения об отклонениях от нормативов по эксплуатации жилья.
10. Собственников (юридических и физических лиц), управомоченных органов - паспортная информация об эксплуатируемом жилищном фонде.
11. Московского городского Центра Госсанэпиднадзора - сведения о санитарно-гигиеническом режиме помещений и придомовых территориях.
12. Управления государственной противопожарной службы города - условия противопожарной эксплуатации.
13. Агентств по оценке недвижимости - информация по конъюнктуре рынка жилья.
Порядок учета и механизм обследования жилищного фонда в целях его паспортизации представлен в Приложении 5.
Схема информационного взаимодействия городских структур при паспортизации жилья представлена на рис.2.
/----------------------\
| Правительство Москвы |
\----------------------/
A
|
V
/------------------------------------\
| Городской кадастр недвижимости |
\------------------------------------/
/--------------------\ A /----------------------\
| Поставщики | | | Территориальные под- |
| паспортной | | /------>| разделения паспорти- |
| информации | V V | зации жил. фонда |
|/------------------\| /--------------------\ \----------------------/
||Москомархитектура || | | /-----------V----------\
|\------------------/| | Единая информа- | | Система |
|/------------------\| | ционная система | | паспортов |
||Управление ЖКХ || | "Жилище" | | - на квартиру |
||и благоустройства,|| | |->| - на жилое здание |
||ДЕЗ, Управления || | | | - на жилищный фонд |
||ЖКХ префектур, || | /---------------\ | | города, АО, района, |
||Госжилинспекция || | | МосгорБТИ | | | ведомства |
|\------------------/|-->| | | | \----------------------/
|/------------------\| | | | | /-----------V----------\
|| Комитет муниц. || | | | | | Потребители и |
||жилья, Управления || | |/-------------\| | | пользователи пас- |
|| муниц.жилья АО || | || Центр || | | портной информации |
|\------------------/| | ||паспортизации|| | |/--------------------\|
|/------------------\| | || жилья || | || Городские органы ||
|| Москомзем || | |\-------------/| | || власти и управл. ||
|\------------------/| | \---------------/ | |\--------------------/|
|/------------------\| \--------------------/ |/--------------------\|
|| Москомимущество || || Собственники, на- ||
|\------------------/| || ниматели, аренда- ||
|/------------------\| /--------------------\ || торы жилья ||
|| Москомприрода || | Сфера применения | |\--------------------/|
|\------------------/| |Строительство, снос,| |/--------------------\|
|/------------------\| | реконструкция, | || Государственные ||
|| Органы || |капитальный ремонт, | || и коммерческие ||
|| Санэпиднадзора || | содержание, | || организации по ||
|\------------------/|<--| обслуживание, |<-|| содержанию и об- ||
|/------------------\| | использование, | || служиванию жилья ||
|| Органы || | распоряжение | |\--------------------/|
|| Госпожнадзора, || |жилищным фондом, | |/--------------------\|
|\------------------/| | операции с недви- | || Риэлторские ||
|/------------------\| | жимостью | || структуры ||
|| Собственники, || \--------------------/ |\--------------------/|
|| управомоченные || |/--------------------\|
|| органы || ||Научно-исслед., про-||
|\------------------/| || ектные, плановые, ||
|/------------------\| ||ремонтно-строитель- ||
|| Центры || || ные организации ||
|| оценки || |\--------------------/|
|| недвижимости || | |
|\------------------/| | |
\--------------------/ \----------------------/
Рис. 2. Схема информационного взаимодействия городских структур при паспортизации жилищного фонда.
4. Порядок паспортизации
Порядок паспортизации объектов жилищного фонда предусматривает:
- утверждение графика проведения паспортизации жилищного фонда города;
- утверждение макетов паспортов на квартиру, жилое здание, жилищный фонд города (округа, района, ведомства);
- утверждение плана мероприятий по реализации Программы;
- организацию Центра паспортизации жилья;
- разработку программного обеспечения и формирования базы данных центра паспортизации жилья;
- согласование источников финансирования работ, связанных с паспортизацией жилищного фонда;
- привлечение структур для выполнения работ по паспортизации жилья;
- возложение ответственности за выполнение работ по реализации Программы в части паспортизации жилых зданий и квартир на МосгорБТИ;
- предоставление Москомархитектурой и другими организациями, проектирующими жилые объекты, заказчикам раздела по технической эксплуатации проектируемых для строительства, реконструкции и капитального ремонта жилых зданий;
- осуществление приемки законченных строительством жилых домов при наличии паспорта на жилое здание и разделов по технической эксплуатации, включаемых в паспорта квартир.
Сложившаяся социально-экономическая ситуация, ограниченность финансовых ресурсов, в том числе бюджетных средств, неготовность организаций к одновременной паспортизации всего жилищного фонда города, а также необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, организационной подготовки и разработки программного обеспечения обусловили поэтапное внедрение паспортов жилых помещений:
- с января 1999 г. - введение паспортов в статусе информационно-технического сопровождения сделок (обязательств) с жилыми помещениями в существующем жилищном фонде.
- с марта 1999 г. - внедрение паспортов на объектах нового жилищного строительства и реконструируемых при сдаче их в эксплуатацию, а также при сделках (обязательствах) с этим жильем;
Контроль за ходом выполнения работ возлагается на Координационный Совет по разработке и реализации Программы.
5. Финансирование работ, ожидаемая эффективность, социально-экономические
и экологические последствия реализации программы
Финансирование паспортизации жилищного фонда должно осуществляться на основе следующих основных принципов:
- компенсации расходов на организацию и осуществление паспортизации;
- бесплатного (льготного) предоставления паспортной информации заинтересованным в ней государственным организациям по утвержденному перечню и социально незащищенным категориям граждан;
- платного предоставления паспортной информации иным юридическим и физическим лицам;
- поэтапного перехода на самоокупаемость.
Необходимые работы предполагается выполнить за счет:
- средств префектур на обследование состояния жилищного фонда административных округов;
- средств инвесторов-застройщиков при оформлении паспортов на жилье, вводимое в эксплуатацию после строительства, реконструкции и капитального ремонта;
- средств населения в случаях приватизации и осуществления сделок с жилой площадью, заключения договоров на коммерческий найм жилых помещений, оформления разрешений на перепланировку квартир;
- средств юридических лиц-собственников зданий и жилых помещений, риэлторских структур, оценщиков и других организаций при получении необходимой паспортной информации по жилью;
- средств товариществ собственников жилья при оформлении договоров на передачу домов в управление и техническое обслуживание;
- бюджетных (или иных) средств, направляемых на организационное, кадровое, техническое, программное и информационное обеспечение Центра паспортизации жилья на начальном этапе реализации Программы.
Затраты на реализацию Программы включают текущие и единовременные расходы.
При финансировании паспортизации нового(реконструированного) жилья затраты должны включаться в сметную стоимость строительства и реконструкции объектов.
Проведение обследований и оформление паспортов на жилые здания существующего фонда осуществляются как за счет бюджетных средств, так и за счет внебюджетных источников. Основными заказчиками этих работ являются префектуры.
С целью консолидации возможных источников финансирования на уровне префектур может быть рассмотрен вопрос о создании целевых фондов, аккумулирующих бюджетные средства на инвентаризацию жилищного фонда, часть средств созданных в ряде префектур фондов финансовых ресурсов (социально-экономического развития) АО, средств отчисляемых на уровень префектур от сбора налога на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы и другие возможные источники.
Программой предусмотрено сплошное обследование до конца 2001-го года объектов массового строительства 1960-1996 гг. муниципального фонда, 50% опорного фонда (постройки 20-60 гг.), всех уникальных зданий и зданий исторической застройки.
По ориентировочным оценкам с учетом наличия и состояния документации для различных типов существующего жилищного фонда необходимое количество средств для реализации предложенного в программе объема обследования жилищного фонда составит в среднем около 6 млрд.руб. в год по каждой префектуре. При этом расходы бюджетных средств составят около 2-х млрд.руб. в год.*
Указанные работы выполняются также по заявкам юридических и физических лиц за счет их средств.
На организационное, кадровое, техническое и программное обеспечение работ Центра паспортизации жилья (для запуска Программы) нужно в течение первых двух лет 14 млрд.руб. Использование имеющихся разработок нормативно-технических разделов паспортов на квартиры в домах массовых серий 1980-1996 г.г. позволит снизить затраты примерно на 2 млрд.руб.
Дальнейшее функционирование Центра предполагается осуществлять на принципах самоокупаемости за счет средств, получаемых от реализации паспортов, т.е. оформление и выдача паспортов на квартиры, проведение необходимых обследований с целью включения сведений в паспорт на квартиру в основном должно осуществляться за счет средств заявителей (физических и юридических лиц). При этом цена реализации паспортов на жилой дом и квартиру потребителям должна быть не менее стоимости их составления (Таблица 4 Приложения 6).
С целью компенсации затрат, связанных с работами в интересах социально незащищеннных # категорий граждан и организующихся товариществ собственников жилья, следует рассмотреть возможность ежегодного выделения средств в размере до 1-го млрд.руб.
Обследование зданий и оформление паспортов на жилищный фонд ведомств должно осуществляться за счет ведомств. Учитывая, что в настоящее время у значительной части ведомств нет таких средств, решить вопрос можно на условиях выделения соответствующих федеральных (региональных) финансовых ресурсов.
Оценка предполагаемых затрат и поступлений (выручка от реализации паспортов, налоговые и прочие поступления от деятельности, связанной с проведением работ по обследованию фонда, обучением персонала, функционированием Центра, БТИ и пр.) при осуществлении Программы показала, что период окупаемости работ по ее реализации может составить чуть более трех лет.
Ориентировочная оценка затрат и поступлений при паспортизации жилья представлена в таблицах 1-6 Приложения 6.
Финансовая характеристика проекта в части паспортизации жилых помещений представлена на рис.3.
Поэтапная реализация Программы позволит ускорить оборачиваемость средств.
Предполагаемая экономическая эффективность Программы подтверждена ориентировочными расчетами (Приложение 6).
Эффективность Программы характеризуется не только системой экономических показателей, отражающих соотношение результатов и затрат применительно к интересам ее участников, но и социальными и экологическими показателями, связанными с ее реализацией.
Несмотря на то, что социальные и экологические результаты трудно поддаются стоимостной оценке, они рассматриваются как важнейшие показатели эффективности и должны учитываться при принятии решения о реализации и муниципальной поддержке Программы.
Социальные и экологические результаты для участников Программы состоят:
1. Для населения:
- в улучшении информированности населения о правилах эксплуатации жилищного фонда, правах и ответственности;
- в создании условий для отстаивания прав покупателей и продавцов на рынке жилья;
- в снижении количества криминогенных случаев после введения паспортов;
- в улучшении экологии жилья за счет выявления, учета и оценки показателей экологической обстановки;
2. Для жилищно-эксплуатационных организаций:
- в обеспечении сохранности жилищного фонда за счет предоставления ДЕЗ, РЭУ информации о состоянии его объектов и нормативах эксплуатации;
- в повышении эффективности и оперативности принятия решений о содержании и ремонте жилья, а также уровня жилищно-коммунального обслуживания населения;
3. Для риэлторских структур:
- в подготовке необходимой информационной базы для рыночной оценки жилой недвижимости, используемой при продаже, мене и прочих сделках с жильем.
4. Для городских органов управления:
- в учете архитектурной, исторической ценности и прочих сведений при принятии решений на снос, реконструкцию, капитальный ремонт жилых объектов и решении вопросов владения, пользования и эксплуатации жилья.
Необходимо также учитывать косвенные финансовые результаты, обусловленные изменением доходов граждан и организаций вследствие более точной рыночной оценки жилья на основе паспортной информации, принятием более обоснованных управленческих решений по содержанию и ремонту жилищного фонда и т.д.
Млрд.руб.
(нарастающим
итогом)
|
70-+ * Чистая текущая стоимость
| функционирования Центра
60-+ паспортизации жилья 62,8*
| +
50-+ + Налоговые поступления в 55,31
| бюджет * 42,35
40-+ + 39,61
|
30-+
|
20-+ + 20,81
| * 17,85
10-+
| |0,01 + 4,81 | | |
0 -+------------+------------+-------------+-------------+------------|
| 1998 г. 1999 г. *-2,5 2000 г. 2001 г. 2002 г.
-10-+ *-8,3
|
-20-+
Рис.3 Финансовая характеристика проекта в части паспортизации жилых помещений
6. Этапы паспортизации жилищного фонда в Москве
Таблица 2
N п/п |
Наименование (Типы жилых зданий опре- делены в таблице 2 приложения 6) |
Кол-во в Москве дом ----- кв. |
Сроки и этапы пас- портизации (1998-2002 гг.) |
Ориентиро- вочные объемы требуемых затрат (млн.руб.) |
Организа- ция финан- сирования |
Приме- чание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Новое строительст- во и реконструкция с 1999 г. |
1200 ------- 240000 реконст- рукция 120 ------- 2400 |
С 1999 г. (I кв.) |
(до 0,1% от стои- мости строитель- ства) 9000 ежегодно До 2002 г. - 36000 |
Управление инвестици- онной по- литики и финансиро- вания из городских источни- ков, пре- фектуры, ведомства, частные инвесторы |
|
2 | Жилые дома массо- вого строительства (1975-1998 гг.) Типы: 14-16 |
5300 ------- 795000 |
1-й этап: 1999-2000 гг. (жилые дома пост- ройки 1975-1980 г.) 2-й этап: 1999-2001 гг. (дома постройки 1980-1998 гг.) |
16400 + 1510 по заявкам |
Префекту- ры, собс- твенники жилья, ин- весторы, жилтовари- щества, индивиду- альные за- казчики, риэлторс- кие фирмы |
Обсле- дуются все объек- ты му- ници- паль- ного фонда (76% фонда Моск- вы) -"- |
3 | Жилые дома массо- вого строительства (1960-1975 гг.), в т.ч. пятиэтажные жилые дома. Типы: 10, 11, 12, 13 |
21600 ------- 1900000 |
1999- 2002 гг. |
119800 + 11190 по заявкам |
-"- | |
4 | Опорный фонд (жи- лые дома индуст- риальной постройки 20-х-60-х годов, типовые 4-х этаж- ные дома). Кроме домов исторической застройки. Типы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 19 |
10625 ------- 531250 |
1999- 2002 г.г. |
128510 (здания историчес- кой заст- ройки уч- тены в п.6)+ 26400 по заявкам |
Префекту- ры, ве- домства, собствен- ники жилья, ин- дивидуаль- ные заказ- чики, ри- элторские фирмы, жилтовари- щества, инвесторы |
До 2002 г. обсле- дуется 50% мунци- паль- ного фонда. |
5 | Уникальные (высот- ные здания) Сер.КОПЭ (1980-1990 гг.). Типы: 16, 17, 18 |
20 ------- 14000 |
1999- 2000 г.г. |
1020 | Правитель- ство Моск- вы (го- родской бюджет), ведомства, индивиду- альный за- казчик |
Обсле- дуются все объек- ты фонда Москвы |
6 | Здания историчес- кой застройки. Ти- пы: 2, 3, 4, 5, 6 |
1000 ------- 50000 |
1999- 2000 г.г. |
35130 | Правитель- ство Моск- вы (го- родской бюджет), Министерс- тво куль- туры РФ, архитек- турный фонд, ин- дивидуаль- ные заказ- чики |
-"- |
Итого: 340000 млн.руб.
7. Основные мероприятия начального этапа паспортизации
жилищного фонда Москвы
N п/п |
Наименование мероприятий и работ |
Сроки выпол- нения |
Организации, отвечающие за выполнение |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Формирование методической, орга- низационно-правовой и экономи- ческой базы паспортизации. |
||
1.1. | Разработка целевой комплексной программы паспортизации жилищно- го фонда города. |
1997 г. выполнено |
Комитет муници- пального жилья, Центр содействия жилищной реформе |
1.2. | Разработка проекта постановления Правительства Москвы о целевой Комплексной программе и началь- ном этапе ее реализации. |
1997 г. выполнено |
Комитет муници- пального жилья, МосгорБТИ, Моско- мархитектура, МНИИТЭП, ЦЭСИ |
1.3. | Подготовка проекта организацион- но-распорядительного документа о создании Центра паспортизации жилья Москвы и других необходи- мых структур. |
1998 г. | МосгорБТИ |
2. | Разработка и включение в проект Жилищного Кодекса Москвы основ- ных положений паспортизации жи- лых помещений, жилых домов, жи- лищного фонда в целом. |
1997 г. выполнено |
Комитет муници- пального жилья |
3. | Проверка наличия и актуальности сведений в паспортах на жилые здания в ДЕЗ и других структурах и принятие необходимых мер по ее результатам. |
1998 г. | Префектуры, Управ- ление жилищно-ком- мунального хозяйс- тва и благоуст- ройства, Госжилинспекция г.Москвы, террито- риальные органы МосгорБТИ |
4. | Разработка порядка и условий предоставления МосгорБТИ инфор- мации, необходимой для включения в банк данных по жилым домам и квартирам. |
III квартал 1998 г. |
МосгорБТИ, Комитет муниципального жилья, Управление жилищно-коммуналь- ного хозяйства и благоустройства, AO "MKHT", МНИИТЭП и др. |
5. | Разработка Положения о выдаче паспортов (паспортной информа- ции) заинтересованным организа- циям и гражданам. |
III квартал 1998 г. |
МосгорБТИ, Комитет муниципального жилья, ИРЭИ, МНИИТЭП. |
6. | Экспериментальная отработка про- ведения паспортизации на опорных объектах жилищного фонда. |
IV квартал 1998 г. |
Префектуры, Управ- ление жилищно-ком- мунального хозяйс- тва и благоуст- ройства, БТИ, ИРЭИ, Госжилинспекция, AO "MKHT", МНИИТЭП, МосжилНИИпроект, ООО "Экологическая безопасность" |
7. | Анализ результатов эксперимен- тальной апробации паспортов объ- ектов жилищного фонда и выработ- ка практических рекомендаций по их внедрению. |
I квартал 1999 г. |
|
8. | Разработка технологических схем сбора информации для формирова- ния паспортов. |
III квартал 1998 г. |
МосгорБТИ, Комитет муниципального жи- лья, AO "MKHT", МНИИТЭП |
9. | Разработка комплекта макетов паспортов на нежилые объекты со- циально-бытовой сферы, инженер- ной инфраструктуры и жилого мик- рорайона в целом. |
I-IV кварталы 1999 г. |
МосгорБТИ, ИРЭИ, МНИИТЭП |
10. | Консультативно-методическая по- мощь по разработке норматив- но-методического обеспечения и организации работ по реализации Программы паспортизации жилищно- го фонда. |
МосгорБТИ, ИРЭИ, МНИИТЭП, Госжилинспекция, МосжилНИИпроект, Москомархитектура, ООО "Экологическая безопасность" |
|
11. | Организационные мероприятия по обеспечению деятельности Центра паспортизации. |
МосгорБТИ, префек- туры, Управление городского заказа, Управление жилищ- но-коммунального хозяйства и благо- устройства, МНИИТЭП, ИРЭИ |
|
11.1. | Организационное, финансовое, кадровое, материальное и техни- ческое обеспечение. Обучение и переподготовка персонала. |
III квартал 1998 г. |
|
11.2. | Программное обеспечение началь- ного этапа работ. |
IV квартал 1998 г. |
|
11.3. | Сбор информации и заполнение паспортов (организация работы с поставщиками информации, получе- ние информации, в т.ч. на ком- мерческой основе, ввод ее в базу данных). |
С VI квартала 1998 г. |
|
11.4. | Экспериментальная апробация ин- формационной системы "Паспорти- зация жилья Москвы" (ведение и пользование паспортов, регуляр- ное обновление информации, рабо- та с пользователями, оперативная корректировка, уточнение техно- логии ведения банка паспортной информации. |
I квартал 1999 г. |
|
12. | Проведение обследований и прочих работ в рамках паспортизации жи- лищного фонда согласно утверж- денным этапам работ |
1999- 2002 г.г. |
-"- + Госжилинспекция г.Москвы |
_____________________________
* - стоимость работ в Программе приведена в ценах 1997 года.
_____________________________
* Данные вносятся при плановом или ином обследовании технического состояния квартиры уполномоченными организациями.
_____________________________
* Требования по ТОиР систем ц/о, х. и г/в, канализации, электроснабжения, вентиляции, мусорокамер, тепловых пунктов приведены в соответствующих разделах.
_____________________________
* Требования по ТОиР систем ц/о, вентиляции, электроснабжения, канализации приведены в соответствующих разделах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.