22 мая 2009 г. |
Дело N А55-19911/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления оглашена 21 мая 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 мая 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе :
Председательствующего: судьи Радушевой О.Н.
Судей: Селиверстовой Н.А., Серебряковой Е.А,.
при ведении протокола судебного заседания Журавлевой А.О., с участием:
- от Открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим", г.Нижнекамск, РТ, - представитель Гайсаров Р.К., доверенность N 172/01-дов от 05.11.2007,
-от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога" г.Самара, - представитель Артешина А.Ю., доверенность N НЮ-46/192 от 08.07.2008.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7,апелляционную жалобу ОАО "Нижнекамскнефтехим", г.Нижнекамск, на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2009 года (судья Баласлов В.Н.), принятое по делу N А55-19911/2008
по иску ОАО "Нижнекамскнефтехим", г.Нижнекамск,
к ОАО "РЖД" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", г.Самара,
о взыскании 183 661 руб.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Нижнекамскнефтехим" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога" о взыскании 168 661 руб., составляющих стоимость восстановительного ремонта цистерны N 57161044 и 15 000 руб. затраты по оценке стоимости восстановительного ремонта цистерны.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2009 года отказано в удовлетворении требований, поскольку не составлялся акт формы ВУ-25.
Не согласившись с принятым судебным актом ОАО "Нижнекамскнефтехим" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неверным толкованием судом первой инстанции пунктов 6.1. и6.2. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В суде апелляционной инстанции представитель ОАО "Нижнекамскнефтехим", г.Нижнекамск, апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель ОАО "РЖД" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", г.Самара, с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласился, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судебной коллегией апелляционной инстанции в порядке требований статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Из материалов дела установлено 11 июля 2008 года на станцию Биклянь КБШ ЖД прибыла порожняя цистерна N 57161044, принадлежащая ОАО "Нижнекамскнефтехим", у которой отсутствовала крышка люка лаза.
12 июля истцом составлен акт общей формы N 100 о том, что цистерна разукомплектована: отсутствует крышка люка лаза из нержавеющей стали-1шт, 20 болтов М 20х90, ППК-1шт.
В акте указано, что представители перевозчика от его подписи отказались, о чем составлен актN 101
Поскольку ОАО "РЖД" не отремонтировало разоборудованную цистерну, истец, ссылаясь на статьи 95,105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, обратился с настоящем исковым требованием.
В соответствии со статьей 105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим и физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не потребовал составления акта о повреждении вагона формы ВУ-25 и, поскольку такой акт отсутствует ,отказал во взыскании ущерба с ОАО "РЖД"
Вывод суда является правомерным и обоснованным по следующим основаниям:
Согласно пунктам 6.1.и6.2. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 45, акт о повреждении вагона формы ВУ-25 составляется во всех случаях повреждения вагона. Подлежащего капитальному ,деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту или исключению вагона из инвентаря, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки ЗПУ, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона. Данный акт составляется перевозчиком при участии представителя грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических или физических лиц, виновных в повреждении вагона.
Пункт 6.7. Правил предусматривает, что в акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона.
Поскольку акт формы ВУ-25 не составлялся, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для взыскания ущерба.
Довод заявителя жалобы о том, что для подтверждения ущерба, причиненного разукомплектованием вагонов, достаточно представленных актов общей формы, отклоняется, поскольку Глава 6 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом предусматривает обязательное составление акта специальной формы (ВУ-25) для подтверждения ущерба, причиненного вследствие разукомплектования вагонов. Акты общей формы N 100 и 101 от 12.07.2008г. не содержат сведений об объеме работ, виде необходимого ремонта, а также стоимости поврежденных деталей и восстановлении вагона.
Кроме того судом апелляционной инстанции принято во внимание, что в соответствии с требованием пункта 6.4. Правил в случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических или физических лиц от подписания акта о повреждении вагона составляется акт общей формы в соответствии с разделом 3 настоящих Правил
Оформление актов общей формы и иных актов осуществляется в порядке, установленном Вышеуказанными Правилами.
Согласно пункту 2.5 Правил лица, указанные в акте, должны подписать акт, а при несогласии с его содержанием вправе изложить свое мнение.
Пункт 2.2.1. Правил устанавливает, что при составлении акта общей формы в случае отказа или уклонения от подписания акта о повреждении вагона акт общей формы вместе со вторым экземпляром высылается заказным письмом в адрес грузоотправителя, грузополучателя, других организаций.
Вместе с тем доказательств направления ответчику копии одностороннего акта в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены, что является нарушением Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Отказ ответчика от подписания актов о повреждении цистерны в установленном порядке не обжалован.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2009 года по делу N А55-19911/2008 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
Н.А. Селиверстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19911/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Нижнекамскнефтехим"
Ответчик: Открытое акционерное общество "РЖД" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога"