25 мая 2009 г. |
Дело N А55-20053/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Паладьев М.А. доверенность от 22 декабря 2008 г. N 510,
от главы городского округа Самара - Гладких Л.А. доверенность от 19 декабря 2008 г. N 01/04-1267,
от администрации городского округа Самара - Гладких Л.А. доверенность от 19 декабря 2008 г. N 01/04-1266,
от общества с ограниченной ответственностью "ЯР-Метро" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2009 г. по делу N А55-20053/2008 (судья Асадуллина С.П.)
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к главе городского округа Самара, г. Самара,
администрации городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо:
общество с ограниченной ответственностью "ЯР-Метро", г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения требований, о признании незаконным бездействия главы городского округа Самара, выразившегося в не утверждении в месячный срок схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, у остановки транспорта "ул. Фасадная" (в город), для использования под временный киоск "Табак", площадью 4,0 кв.м., на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 2-9, 60-61).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Федеральным законом Российской Федерации N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", установлен переходный период, в течение которого органу местного самоуправления предоставлялась на альтернативной основе возможность как утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, так и изготавливать и утверждать проекты границ земельных участков; направление главой города Самары заявлений Министерства имущественных отношений Самарской области в администрацию главы городского округа Самара осуществлялось в период действия переходного периода; главой городского округа Самара не допущено незаконного бездействия, в виде не утверждения в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте).
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что относительно формирования испрашиваемого земельного участка путем утверждения в месячный срок схемы расположения указанного участка в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона РФ от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ), глава городского округа Самара проявляет бездействие; предусмотренная пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ) обязанность по утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории может быть исполнена исключительно путем утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории либо путем представления мотивированного отказа от формирования испрашиваемого земельного участка в связи с невозможностью испрашиваемого земельного участка быть объектом земельных отношений в соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ.
При этом передача главой городского округа Самара обращения Министерства имущественных отношений Самарской области об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории для рассмотрения иному органу либо должностному лицу, равно как и незаконный отказ от совершения указанных действий (то есть ненадлежащее выполнение обязанности, возложенной на главу городского округа Самара законом), не прекращает бездействия главы городского округа Самара в отношении исполнения предусмотренной пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса обязанности (в редакции Федерального закона РФ от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ).
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель главы городского округа Самара и администрации городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах.
В судебное заседание представитель общества с ограниченной ответственностью "ЯР-Метро" (далее - ООО "ЯР-Метро") не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
23 июля 2008 г. ООО "ЯР-Метро" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара. Куйбышевский район, ул. Грозненская, у остановки транспорта "ул. Фасадная" (в город), для использования под временный киоск "Табак", площадью 4,0 кв.м. (л.д. 18).
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса, 01 августа 2008 г. в адрес главы городского округа Самара направлено обращение N 12-1/2711/08 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 17).
К обращению прикладывалась копия заявления ООО "ЯР-Метро" и схема местоположения испрашиваемого земельного участка.
01 сентября 2008 г. в Министерство имущественных отношений поступило подписанное первым заместителем главы городского округа Самара заключение от 28 августа 2008 г. N 02/02-872Т, из которого следует, что утверждение схемы расположения испрашиваемого ООО "ЯР-Метро" земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории не представляется возможным.
18 сентября 2008 г. Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) повторно направило обращение главе городского округа Самара с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (оборот - л.д. 14).
В ответ на указанное обращение в Министерство поступило заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от 21 октября 2008 г. N 02/02-872Т, также подписанное заместителем главы городского округа Самара (л.д. 13).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории послужило то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах территории района, перенасыщенного объектами потребительского рынка и в соответствии с приложением N 7 СНиП 02.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" превышает допустимую расчетную норму обеспеченности населения торговыми площадями.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия по неутверждению в установленный срок схемы расположения указанного земельного участка суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Обращения заявителя были переданы главой городского округа Самара для рассмотрения в администрацию городского округа Самара, поскольку, согласно пункту 1.2 постановления главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340, уполномоченным органом по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, площадью 100 кв.м. и менее, является администрация городского округа Самара. Заключениями от 28 августа 2008 г. N 02/02-872Т (л.д. 16) и 21 октября 2008 г. N 02/02-872Т (л.д. 13), администрация городского округа Самара сообщила заявителю о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области указало, что бездействие главы городского округа Самара проявилось в неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в ненаправлении мотивированного отказа в утверждении данной схемы, а также в ненаправлении в адрес Министерства соответствующего письма с указанием на то, что обращение было перенаправлено в администрацию городского округа Самара.
По мнению заявителя жалобы, анализ диспозиции пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 66-ФЗ от 13 мая 2008) во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ позволяет сделать вывод, согласно которому действующее законодательство до 01 ноября 2008 года допускает изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, лишь в порядке исключения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, как считает заявитель, обязанность органа местного самоуправления по утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории может быть исполнена исключительно путем утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории либо путем представления мотивированного отказа от формирования испрашиваемого земельного участка, в связи с невозможностью испрашиваемого земельного участка быть объектом земельных правоотношений в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Данные доводы заявителя суд считает необоснованными, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до принятия Федерального закона РФ N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г.), орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация, на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего кодекса с учетом зонирования территорий, в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Федеральным законом РФ N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г. пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ был изменен. В новой редакции указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно пункта 1 статьи 21 Федерального закона РФ N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" до 01 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускается изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом пунктом 2 статьи 21 Федерального закона РФ N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г. установлено, что проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона РФ или с учетом части 1 настоящей статьи в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 ноября 2008 года, признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
С учетом этого судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Федеральным законом Российской Федерации N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г. установлен переходный период, в течение которого органу местного самоуправления предоставлялась на альтернативной основе возможность как утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, так и изготавливать и утверждать проекты границ земельных участков. Таким образом, уполномоченный орган местного самоуправления был вправе до 1 ноября 2008 года изготавливать и утверждать проекты границ земельных участков.
Судом правильно указано в решении, что анализ положений пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 21 Федерального закона РФ N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" позволяет сделать вывод, о том что законодательством в период до 01 ноября 2008 года на уполномоченный орган местного самоуправления не возложена безальтернативная и безусловная обязанность по утверждению в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, как это трактуется заявителем.
Вышеуказанная норма федерального закона предусмотрела иную форму исполнения установленной обязанности в переходный период: возможность изготовления проекта границ земельных участков в порядке, действующем до принятия ФЗ N 66-ФЗ.
Критерии исполнения обязанности и выбора формы ее осуществления (в каком случае утверждается схема расположения земельного участка на кадастровом плане, а в каком утверждается проект границ), установленной п.4 ст. 34 ЗК РФ и п.1 ст. 21 Федерального закона РФ N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г. законом не определены.
Таким образом, направление главой города Самары заявлений Министерства имущественных отношений Самарской области в администрацию главы городского округа Самара осуществлялись в период действия переходного периода.
Как указано выше, обращения Министерства имущественных отношений Самарской области были направлены главой городского округа Самара в администрацию городского округа Самара для рассмотрения, как в уполномоченный орган по утверждению проекта границ земельного участка, на основании статьи 21 Федерального закона РФ N 66-ФЗ.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что главой городского округа Самара не допущено незаконного бездействия, в виде не утверждения в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте), оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2009 г. по делу N А55-20053/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20053/2008
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара
Третье лицо: ООО "Яр-Метро"